Модель формирования и развития системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности на фондовом рынке России

Рябова Н.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (105), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Рябова Н.Н. Модель формирования и развития системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности на фондовом рынке России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 2. – С. 140-144.

Аннотация:
В настоящее время в России формируется модель рыночных отношений, создаваемая на основе трансформационных процессов, исторических традиций страны и современных тенденций на мировом рынке. Развитие акционерного капитала, новые перераспределительные механизмы на финансовом рынке, вопросы функционирования валютного рынка и исследование его роли в становлении системы рыночных отношений приобретают особую значимость.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, фондовый рынок, инфраструктура



В настоящее время в России формируется модель рыночных отношений, создаваемая на основе трансформационных процессов, исторических традиций страны и современных тенденций на мировом рынке. Развитие акционерного капитала, новые перераспределительные механизмы на финансовом рынке, вопросы функционирования валютного рынка и исследование его роли в становлении системы рыночных отношений приобретают особую значимость.

В России много финансовых холдингов, внутри которых существуют, например, банк, брокерская, управляющая и страховая компании. И пока нет финансового мегарегулятора, Федеральная служба по финансовым рынкам не имеет возможности в полной мере контролировать финансовые холдинги.

Компании, которые работают в «серой» зоне, пытаются вывести из нее свою деятельность и воспользоваться более широкими возможностями, предоставляемыми банковской лицензией. Например, в сферах маржинальной торговли, кредитования клиентов, открытия и ведения клиентских счетов. Если ввести пруденциальный надзор, то станет возможным сделать работу брокерских компаний более прозрачной, расширить их потенциал.

Законодательное закрепление производных финансовых инструментов позволит российскому рынку приблизиться к мировому уровню.

Объемы торговли производными финансовыми инструментами на рынках развитых стран намного превышают объемы торговли реальными активами, и год от года эта тенденция усиливается. Многообразие современных рынков производных инструментов позволяет решать самые разнообразные задачи: одни участники рынка при их помощи страхуют (хеджируют) свои финансовые риски, другие создают сложные инвестиционные портфели с заданными параметрами риска и доходности, третьи осуществляют спекулятивную игру, четвертые конструируют новые финансовые продукты.

Российский рынок производных инструментов ничтожно мал по объемам в сравнении с рынками Европы, США, Японии и других стран. Он крайне беден инструментами и представлен только фьючерсами и опционами на акции, а также валютными форвардами и фьючерсами. Главная причина такого положения дел - отсутствие законодательной базы для функционирования этого рынка. Права и обязанности сторон по сделкам с производными не имеют четкого определения, а потому не пользуются достаточной юридической защитой. Нет ясности во многих вопросах учета и налогообложения операций с производными.

Следовательно, необходимо устранить препятствия, мешающие развитию рынка производных инструментов. Для обеспечения полноценной юридической защиты его участников необходимо, прежде всего, внести изменения в Гражданский кодекс РФ, чтобы исключить возможность отнесения таких инструментов к «сделкам пари» (требования из которых в соответствии с ГК не подлежат судебной защите).

Назрела также необходимость принять специальный закон «О производных финансовых инструментах», который даст общее определение производных инструментов и определения основных видов таких инструментов, установит права и обязанности сторон по сделкам с ними, определит допустимые базовые активы. Предметом регулирования этого закона будут сделки, обязательством по которым являются передача определенных в них активов в определенный срок в будущем и (или) расчеты одной из сторон или обеих сторон, в зависимости от изменений стоимости определенных в них активов (базисных активов).

Закон должен установить требования к участникам рынка производных инструментов, включая требования к капитализации и иным факторам обеспечения надежности для посредников и инфраструктурных институтов. Также на законодательном уровне следует урегулировать механизмы защиты прав участников рынка производных (различные применительно к разным инструментам), включая требования к системе расчетов, меры по обеспечению обязательств, особенности формирования и использования гарантийных фондов, требования к риск-менеджменту участников рынка.

При разработке закона необходимо учесть практический опыт функционирования российского рынка производных в части правил заключения сделок, обеспечительных мер и иных применяемых технологий.

Отдельными законами или иными нормативными правовыми актами следует урегулировать вопросы учета производных финансовых инструментов (сегодня особенности учета опционов затрудняют их использование для банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг). Кроме того, в Налоговом кодексе следует уточнить ряд вопросов, касающихся налогообложения операций с производными.

Назрела необходимость в мерах по стимулированию развития отдельных сегментов срочного рынка. В настоящий момент в России практически отсутствуют товарные фьючерсы, хотя в силу особенностей структуры российской экономики возможно формирование ёмких рынков срочных стандартных контрактов на многие биржевые товары (нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, металлы, некоторые сельскохозяйственные продукты). Появление таких рынков позволит продавцам и покупателям этих товаров хеджировать свои риски, что особенно важно для товаров, цены на которые формируются на глобальных рынках. Кроме того, справедливое ценообразование на таких рынках позволит ослабить использование предприятиями трансфертных цен.

Для развития срочных рынков реального товара необходимо принять также закон «О складских свидетельствах и товарных складах», который будет регламентировать операции с реальным товаром посредством совершения сделок с товарораспорядительными ценными бумагами, и закон «О биржах и биржевой деятельности». Следует повысить свободу ценообразования на рынках биржевых товаров, устранить неравноправие участников рынка с точки зрения доступа к транспортной инфраструктуре.

Своеобразие текущей экономической ситуации состоит в том, что в России появились крупные, в основном частные, собственники производственных активов – все они легализованы, по крайней мере, в бизнес-сообществе они хорошо известны. При этом многие контролирующие акционеры исчерпали резервы роста за счет собственных источников и валом пошли на рынок капиталов. Этот процесс усилен мотивом страхования личного богатства через продажу части бизнеса на личный счет. Наконец, в России появились национальные инвесторы, которые с энтузиазмом восприняли такое поведение компаний, произошел существенный скачок ликвидности локального рынка акций и снижение его волатильности. Рынок акций на российских фондовых биржах по своему инвестиционному качеству, структуре, ликвидности на всех сегментах сегодня практически не уступает крупнейшим международным рынкам.


Источники:

1. Акинина В.П. Влияние банковской системы на институционные преобразования фондового рынка / В.П. Акинина, И.Н. Рыкова; Ставропольский государственный ун-т. – Ставрополь : Изд-во Ставропольского гос. ун-та, 2003.
2. Алифанова Е.Н. Институциональное развитие российского фондового рынка в условиях финансовой глобализации / Е.Н. Алифанова; Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Ростовский гос. экономический ун-т «РИНХ». - Ростов-на-Дону : РГЭУ «РИНХ», 2005.
3. Горбатенко О.И. Формирование эффективной инвестиционной политики предприятия. Анализ фондового рынка и подходы к созданию и управлению финансовых активов / О.И. Горбатенко; Белгородская гос. технологическая академия стройматериалов. – Белгород : БелГТАСМ, 1997.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:40:04