Проблемы рационального использования земли в интересах национального хозяйства страны
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-1 (105), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В настоящее время происходит реформирование земельно-имущественных отношений, активно вовлекаются в оборот природные объекты, непосредственно связанные с земельными участками, создаются новые механизмы изменения целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Меняется правовое регулирование использования и оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Ключевые слова: сельское хозяйство, земельные отношения, землепользование
В настоящее время происходит реформирование земельно-имущественных отношений, активно вовлекаются в оборот природные объекты, непосредственно связанные с земельными участками, создаются новые механизмы изменения целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Меняется правовое регулирование использования и оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Рациональное и интенсивное использование земельных ресурсов нашей страны является важной задачей, связанной с дальнейшим ускорением темпов роста и повышением эффективности общественного производства на основе научно-технического прогресса.
Проблема рационального использования земель в условиях многообразия форм собственности и хозяйствования на земле включает в себя целый комплекс мер по повышению плодородия почв на основе широкого внедрения достижений науки и передового опыта. Он включает в себя проведение землеустроительных работ с учетом природных и экономических особенностей, определение перспектив развития сельского хозяйства, специализации и концентрации его отраслей, возможностей их перевода на промышленную основу.
Основой земельных отношений в современной России является многообразие форм собственности на землю (государственной, частной, коллективной). В нашей стране существует конституционное право предоставления земли в чью-либо собственность и пользование, которое конкретизируется актами гражданского и земельного права, что осуществляется в процессе землеустроительных действий.
Землеустроительные мероприятия оказывают непосредственное влияние на процесс землепользования, создают организационно-территориальные условия для высокопроизводительного использования сельскохозяйственных машин, борьбы с водной и ветровой эрозией, повышения плодородности почв путем химизации и мелиорации земель на основе эффективной организации угодий и севооборота.
Землеустройство подразумевает подготовку к принятию и осуществлению решений по планированию использования земель, предоставлению и изъятию земельных участков, выкупу земельных участков для государственных и муниципальных нужд, по организации рационального использования, охраны и улучшению состояния земель и ведению Государственного земельного кадастра.
В соответствии с положениями Земельного кодекса основными задачами землеустройства являются:
− упорядочение границ существующих земельных участков;
− образование (установление границ) новых земельных участков, в том числе путем выдела части участка или раздела участка, объединение земельных участков;
− закрепление границ земельных участков в натуре (на местности);
− подготовка материалов для принятия решений об установлении границ административных образований и вынос их границ в натуре после принятия соответствующего решения;
− подготовка материалов для принятия решений об установлении обременений земельного участка и ограничении прав в использовании земельного участка, техническое обеспечение исполнения указанных решений на местности;
− подготовка материалов для разрешения земельных споров, техническое обеспечение исполнения решений по земельным спорам;
− техническое обеспечение разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность;
− техническое осуществление мероприятий по использованию и охране земель, в том числе внутрихозяйственная организация земель сельскохозяйственного назначения;
− подготовка землеустроительной документации, необходимой для принятия органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурсами.
Землеустройство – наука об изучении свойств земли и закономерностей функционирования ее как средства производства и пространственного базиса в определенной системе земельно-правовых отношений по организации рационального и наиболее эффективного использования и охраны земель с учетом конкретных природных, экономических, агротехнических, мелиоративных, социальных и других условий.
Общий критерий схем и проектов землеустройства заключается в организации землепользования, обеспечивающего планируемые темпы воспроизводства плодородия почв, продуктов сельского хозяйства и других материальных средств.
Основные проблемы при работе с предприятиями и предпринимателями-землепользователями:
− отсутствие четкого представления о направлениях лучшего и более эффективного использования земельного участка, отсутствие бизнес-планов развития предприятия;
− иногда отсутствие надлежащим образом оформленных документов, свидетельствующих о праве собственности на расположенное на участке недвижимое имущество;
− оформление права собственности на недвижимость на родственников и знакомых, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, в связи с чем в дальнейшем становится невозможен выкуп участка;
− проблема «лишней» земли – предприятие согласно на выкуп участка, но меньшего по площади, чем закрепленная проектом отвода территория, что обусловливает потерю времени и дополнительные расходы на переоформление документов.
Повсеместное перераспределение земель нарушило принципы устойчивости сельскохозяйственного землевладения и землепользования, что привело к существенному снижению эффективности сельскохозяйственного производства. Например, в тех хозяйствах Московской области, более 30% площади которых было затронуто перераспределением, урожайность сельскохозяйственных культур в 1992-1994 гг. была примерно в два раза ниже, чем в хозяйствах с площадью перераспределения до 10%.
Возьмем 230 крупных сельскохозяйственных предприятий Центрального района и Краснодарского края. 56,1% из них в ходе земельной реформы стали иметь недостатки землепользования (вкрапливания, чересполосицу, дальноземелье) на протяженности в 2752 км; 58,3% расположено эрозийно опасно (под углом к горизонталям), только 35,0% совмещено с живыми урочищами и линейными элементами организации территории (дорогами, лесополосами).
Более 40% крестьянских хозяйств в Московской, Рязанской, Калужской, Владимирской областях не имеют подъезда к своему хозяйственному центру; от 50 до 87% имеет неоптимальный размер; не обеспечены водой и электроэнергией 54 и 74% производственных центров этих хозяйств соответственно.
Нарушен севооборот на площади 34,2 млн. га, разрушаются и не используются мелиоративные сети, не осуществляются противоэрозионные мероприятия. Более 5% площади крестьянских хозяйств ежегодно не засевается, часть земель районных фондов перераспределения и земельных долей не востребовано и находится под залежью. 52,1% глав крестьянских хозяйств допускают продажу своей земли и сдачу ее в аренду, 8,4% допускают возможный добровольный отказ от земли, что показывает их заинтересованность в ведении товарного производства. 80,1% всех руководителей понимают необходимость проведения реформы землеустройства.
В сложившихся условиях реальным механизмом наведения порядка в землевладении и землепользовании может быть только землеустройство, включающее в себя систему мероприятий по организации рационального использования и охраны земли.
Источники:
2. Иванова Т.Г. Фактическое землепользование: проблемы правового регулирования и практика оформления прав на земельные участки // Юридическая практика. Информационный бюллетень Центра права Юридического факультета СПбГУ, 2003, № 1. - С. 144-166.
3. Пальчиков Ф.И. Теоретические основы земельных отношений и землеустройства. – Харьков. - 1999 – 38 с.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 02:20:30