Эко-модельное региональное органическое развитие – тренд для России
Леушкина В.В.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 1 (Январь-март 2024)
Цитировать:
Леушкина В.В. Эко-модельное региональное органическое развитие – тренд для России // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – Том 11. – № 1. – С. 107-118. – doi: 10.18334/ppib.11.1.119955.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63650164
Аннотация:
Органическое земледелие в России слабо развито и не имеет векторного-модельного подхода развития в разрезе регионов, краев и областей. Отсутствие замкнутого подхода в рамках создания расширенных сетевых возможностей переработки и сбыта на региональном уровне, таких как производство продуктов питания, торговля, общественное питание или общественные столовые в России не существует. В законодательных аспектах РФ предусмотрена только задача перехода на органическое сельское хозяйство как подход к возделыванию почвы, основанная на принципах щадящего отношения к экосистеме.
В статье представлен опыт эко-модельного регионального построения органического сельского хозяйства Германии.
Автором представлен анализ регионального развития эко-модельных регионов Германии в производстве органической продукции по целевым региональным цепочкам питания с применением элементов государственной субсидированной поддержки, на основании которого предложены направления перспективного органического развития агропромышленного комплекса России.
Результаты научной статьи значимы для страны, национального органического союза РФ, федеральных округов, муниципальных образований и руководителей сельскохозяйственных предприятий.
Ключевые слова: эко-модельные регионы, органическая продукция, пищевые цепочки, государственная поддержка, органическое развитие, субсидии, Россия, Германия
JEL-классификация: H20, H23, H25, H71, K13
Введение.
В Российской Федерации товаропроизводители, не спеша, и нехотя переходят на органическое земледелие, в связи с имеющимися трудностями и проблемами такого производства. Ведь оно требуют дополнительных затрат труда и финансовых ресурсов в отличие от сложившегося традиционного сельского хозяйства. Основными проблемами, в движении сельскохозяйственного производства по органическому пути, являются:
- завышенная стоимость выхода на рынок, связанная с единовременной оплатой от 300 до 800 тыс. рублей за сертификацию,
- высокая частота проверок с выездом на предприятие,
- ограниченный сбыт органической продукции, только на специфические рынки со своими ценами и правилами,
- высокая стоимость произведенной органической продукции, что снижает на нее спрос у средних слоев населения,
- отсутствие проработанной государственной программы поддержки органических товаропроизводителей, как на государственном, так и на региональных и других уровнях.
Зная все эти трудности в России лишь, сформирована минимально необходимая законодательная база для органических сельскохозяйственных товаропроизводителей, без формирования сетевых форм переработки и общепита.
Целью исследования является - оценка опыт эко-модельного регионального построения органического сельского хозяйства Германии, как тренд перспективного направления органического развития агропромышленного комплекса России.
Научная новизна исследования. Для повышения региональной привлекательности развития органического производства в России проведен анализ эко-модельного органического сельского хозяйства Германии и предложены механизмы данного направления для реализации на территории России. Представлен
Авторская гипотеза: формирование эко-модельных органических регионов в Росси, позволит повысить привлекательность органического сельскохозяйственного производства, объединяя участников сырьевого органического рынка с промышленной переработкой и общественным питанием, создания расширенные каналы сбыта органических продуктов.
Материал и методы исследования. Исследование создания модельно-опытных регионов Германии нацеленных на формирование замкнутых пищевых цепей производства сельскохозяйственной органической продукции, позволит через методологические и проектные подходы провести сравнительный анализ необходимости применения данных разработок в России.
В настоящее время вопрос соотношения объема выбросов загрязняющих веществ к ассимиляционной способности природной среды стал первостепенным в направлении сельского хозяйства, что привело к научным разработкам формирования сбалансированного удовлетворения социо-эколого-экономических интересов общества (Даванков А. Ю., Двинин Д. Ю. (2017), Волкова И.А., Погребцова Е.А. (2022)) [6, 5]. Но для становления на данный этап развития требуется от сельскохозяйственного производителя ни только огромных денежных вложений и правильного понимания производственных процессов органического земледелия, но и формирование потребительского спроса на данную продукцию как в ежедневном спросе, как и в общественном питании [7].
Научное сообщество отечественных ученных (Тихомирова А. В., Казанцева А. Н. (2020), Кванина В. В. (2021)) указывает, на то, что возможность увеличения производства органической продукции в России носит пропорционально зависимый характер объему финансирования государственной поддержи данного вида производства [8, 9].
Рад научных разработок Усковой М. С. (2020) [14] сконцентрированных на сельскохозяйственных элементах страхования осуществляемого на основе государственной поддержки, правовое регулирование и организация продовольственного рынка органической сельскохозяйственной продукции посвящены диссертационные работы Рущицкой (2019) [11] и Сикачевой О. О. (2019) [12].
Изучение потенциала и перспектив развития зеленой экономики на уровне провинциального региона и опыта других стран рассматривается в работах Белокур О.С., Цветковой Г.С. (2021) [4], Леушкиной В.В. [10].
Формирование шестифакторной модельной системы с учетом особенностей природных, ресурсных и экономических предпосылок на основе рекомендуемых разработок отдельных государственных программ для регионов на долгосрочный период по направлению перехода на органическое производство проведено Алиновым М. Ш., Орунхановым М. К., Ануфриевым В. П. [3]. В рамках экологического предпринимательства Хамдамов Ж. Х. (2018) предлагает формировать и совершенствовать бизнес-моделей предпринимательства в региональных аспектах [15].
То, что в будущем в регионах может быть найден лучший потенциал сбыта экологически чистой продукции, должно, прежде всего, повысить интерес к переводу сельскохозяйственных предприятий на органический режим ведения хозяйства. Основой для этого является общенациональная стратегия устойчивого развития регионов. Одним из инструментов достижения этой цели в Северной Германии являются эко-модельные регионы. Создание таких регионов направлено именно на формирование замкнутой цепи органического производства сельскохозяйственной продукции, ее переработка, торговля, общественное эко-питание. Правительство Германии опираясь на такое эко-модельное развитие сформировало программу развития по такому принципу в пяти Северных регионах (рисунок 1). Предполагая, что возникнет более эффективное использование регионального потенциала сбыта органической сельскохозяйственной продукции.
|
Регион
Горный
Рейнланд
|
|
Регион
Культурный край Крайст-Хекстер
|
|
Регион Нижнего Рейна
|
|
Регион Мюленкрайс
Минден-Люббеке
|
|
|
Регион Мюнстерланд
|
|
Рисунок 1 – Эко-модельные регионы органического земледелия Северной Германии.
Эко-модельные регионы в земле Северный Рейн-Вестфалия были впервые объявлены в 2021 году Министерством сельского хозяйства и защиты прав потребителей (MLV). В ходе первоначального конкурсного процесса были выбраны три региона эко-модели с целью поощрения на муниципальном уровне и формирования сотрудничества предприятий производителей, переработки, общественного питания, торговли и государственного управления, и потребительского сообщества. Этими регионами явились Горный Рейнланд (Верхний Бергишер Крайс, Рейнско-Бергишер Крайс и части Рейн-Зиг-Крайс), Культурный край Крайс Хекстер (район Хекстер) и Нижний Рейн (район Везель и район Клеве), которые были зарегистрированы в министерстве 28.10.2021 г. В начале лета 2022 года последовал второй конкурсный конкурс, в котором были выдвинуты еще два региона: Мюнстерланд (объединение города Мюнстер с районами Боркен, Кесфельд, Штайнфурт и Варендорф) и Мюленкрайс (район Минден-Люббеке). Основой для отбора послужили концепции регионов, представленные округами страны, а также объединениями округов.
В регионах эко-модели реализуются многочисленные проекты, в которых, в частности, учитываются региональные возможности их развития. Это направлено на создание новых рынков сбыта, например, за счет экологически чистых продуктов питания в региональном общественном питании, что является стимулирующей возможностью для органических сельскохозяйственных предприятий для расширения уровня производства.
Необязательно, чтобы в регионе изначально была высокая доля органических ферм - будь то сельскохозяйственное производство или переработка органических продуктов. В некоторых из них на сегодняшний день только 2-3% сельскохозяйственных угодий в исходном состоянии обрабатываются экологически чистым способом, в других - около 18%. Наиболее важным в развитии эко-модельных регионах стало активное продвижение запланированных проектов. Таким образом, помимо цепочек создания органической продукции, в первую очередь важны люди региона, от самого производителя до конечного потребителя.
Направления проектов либо охватывают целые цепочки питания, либо уделяют повышенное внимание частям этих цепочек (рисунок 2).
*Составлено автором на основе источника [1,2]
Рисунок 2 - Направление проектов для реализации эко-модельного органического земледелия Северной Германии.
Финансовое содействие и путь к эко-модельному региону основано на покрытии до 80% затрат на реализацию представленных концепций эко-регионального управления в течение первоначального периода. Данный срок составляет до трех лет, но при этом выделяется не более 80 000 евро на регион в год. Другие расходы несут сами округа и районные объединения. Дальнейшее организационное и профессиональное сопровождение управления эко-образцовым регионом осуществляется экологической командой и земельной службой Сельскохозяйственной палаты земли Северный Рейн-Вестфалия. Здесь были созданы координационные центры с использованием государственных средств для регионов эко-модели. В случае объявления конкурса округ или даже районные объединения могут подать заявку на концепцию заявки с идеями для эко-модельного региона. Его оценка проводится независимым жюри. После этого округа могут подать заявку на финансирование. После одобрения заявки региональное управление может быть прекращено, а проекты могут разрабатываться и реализовываться совместно в регионе.
Инициатива Министерства сельского хозяйства и защиты прав потребителей земли Северный Рейн-Вестфалия «Северный Рейн-Вестфалия готовит с использованием органических продуктов питания» направлена на поощрение использования органических продуктов питания во внебиржевом питании. Общественное питание является важным рычагом воздействия, в то же время в настоящее время оно сталкивается с серьезными проблемами из-за роста цен на продукты питания и сокращения числа гостей.
Создание сетей для участников общественного питания вне дома, сконцентрирована на программу «NRW готовит с использованием органических продуктов», которая привлекает и объединяет соответствующих участников внебиржевого органического рынка для создания канала сбыта органических продуктов питания вне дома, а также для поддержки эко-модельных регионов в расширении цепочек питания в органическом регионе.
Меры по поддержке сельского хозяйства в федеральных землях в настоящее время являются частью национального стратегического плана CAP. Разработка и реализация мер поддержки ELER по-прежнему являются обязанностью отдельных федеральных земель. Поскольку популяризация органического земледелия на основе площади осуществляется через сельские районы, страна оказывает существенное влияние на формирование премий за органическое земледелие.
Премии на основе площади предназначены для компенсации недостатка доходов, связанного с органическим способом ведения экономики. В частности, этап перехода на органическое земледелие - это трудоемкий период для руководителей предприятий, который сопряжен с рисками и обычно влечет за собой снижение урожайности. Например, путем изменения севооборота и отказа от обычных ресурсов, таких как минеральные азотные удобрения или средства защиты растений, которые недопустимы в органическом сельском хозяйстве. Имея это в виду, почти все федеральные земли предоставляют более высокие надбавки за внедрение органического земледелия (также называемое переходным периодом) в течение ограниченного времени по сравнению с сохранением органического земледелия. Поскольку недостаток доходов в различных видах культур варьируется в зависимости от площади обрабатываемой земли, размер надбавки также обычно распределяется по сельскохозяйственным угодьям, пастбищам, овощеводству и многолетним культурам.
Поощрение проводят с разными ставками надбавок в зависимости от периода внедрения органического производства (таблица 1).
Ставки субсидий в первые два года превышают значения последующих лет в 1,4-2 раза. Возмещение части затрат производится на сельскохозяйственные угодья, овощеводство открытого и защищенного грунта, питомниководство. Важным элементом субсидирования органического земледелия в Северном Рейн-Вестфалия является продолжение выделения денежных средств в одинаковых суммах начиная и с шестого года возделывания органических сельскохозяйственных производителей.
Таблица 1 – Субсидирование органического земледелия в Северном Рейн-Вестфалия, евро / га
Виды культуры
|
1-2-й год
|
3-5-й год
|
начиная с 6-го года(сохраняется)
| |
Сельхозугодья
|
550
|
280
|
280
| |
Пастбища
|
360
|
260
|
260
| |
Овощи,
декоративные растения
|
1.500
|
470
|
470
| |
Многолетние
культуры, в том числе питомниководство
|
2.240
|
1.060
|
1.060
| |
Защищенный
грунт
|
6.130
|
4.210
|
4.210
| |
Субсидия
на транзакционные издержки (50 евро за гектар) предоставляется максимум до
600 евро на ферму. Допускается сочетание с выбранными мерами AUK с
накоплением премии на той же площади.
|
В России государственная поддержка производителей органической продукции обеспечивается в порядке и формах, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Производителям органической продукции доступны те же инструменты поддержки, что и для производителей неорганической продукции. Увеличение Российских производителей «органики» сдерживают и на региональном уровне. Различные программы по развитию органического сельского хозяйства приняли лишь 15 регионов из 54. А факт денежной поддержки органического земледелия просматривается лишь в восьми регионах из пятнадцати, остальные формально прописывают в своих программах поддержку органического производства на уровне с традиционным производством.
Основным элементом региональной поддержки органического производства в восьми Российских регионах является субсидирование основных затрат, которые аграрии несут в период конверсии, то есть при переходе с традиционного на органическое сельское хозяйство. Ставки субсидий в денежном выражении не утверждены, а носят индивидуальный расчетный характер по принятой расчетной формуле, для каждого предприятия сконцентрированного на производстве органической продукции по определенной группе сельскохозяйственной культуры на основе конкурсного отбора с учетом площадей находящихся в переходном периоде или в производстве органической продукции в периоде действия первичного сертификата. Размер субсидии, предоставляемой получателю субсидии, не может превышать размер фактических производственных затрат получателем субсидии в текущем финансовом году на производство сельскохозяйственных культур на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в переходном периоде, и (или) на производстве органической продукции в период действия первичного сертификата.
Выводы.
На основе изученного опыта Северном Рейн-Вестфалия органическому сельскому хозяйству России рекомендуется:
- на федеральном уровне проработать государственную поддержку органического земледелия в зависимости от периода внедрения органического производства с прекращением налоговых выплат в первые года формирования органического производства или перехода на органическое производство;
- в федеральных округах выделить хозяйствующие субъекты, сконцентрированные на органическом производстве и проработать в них эко-модельные регионы органического земледелия по типу Северной Рейн-Вестфалия с развитием пищевых цепочек взаимодействия;
- в эко-модельных регионах России создать опытные органические хозяйства разных уровней специализации;
- разработать в эко-модельных регионах акции и мероприятия информационного и просвещенческого характера для связи общественностью и потребителем;
- сформировать проекты образовательной направленности в области питания органической продукцией с формированием сетей эко-общепита.
Источники:
2. Öko-Modellregion Bergisches RheinLand. Ökolandbau NRW. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oekolandbau.nrw.de/oeko-modellregionen/oeko-modellregion-bergischesrheinland (дата обращения: 13.10.2023).
3. Алинов М.Ш., Орунханов М.К., Ануфриев В.П. Модель концепции перехода регионов к «зеленой» экономике. Elar.urfu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/48146/1/rrfp_2016_2_069.pdf (дата обращения: 13.10.2023).
4. Белокур О.С., Цветкова Г.С. Перспективы и потенциал «зеленой» экономики провинциального региона // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1861-1878. – doi: 10.18334/vinec.11.4.114008.
5. Волкова И.А., Леушкина В.В., Погребцова Е.А. Зеленый переход к устойчивому развитию сельских территорий в Российской Федерации // Креативная экономика. – 2022. – № 5. – c. 1703-1720. – doi: 10.18334/ce.16.5.114663.
6. Даванков А.Ю., Двинин Д.Ю. Обоснование теоретико-методологической модели оценки устойчивости социо-эколого- экономической среды региона // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 9-1(63). – c. 6-8. – doi: 10.23670/IRJ.2017.63.005.
7. Зуева Л. Органика – российского ли поля ягода? // Агроинвестор. – 2020. – № 4.
8. Казанцева А.Н. Государственная политика формирования и развития рынка экологически чистой продукции. / Дис. … канд. экон. наук. - Курск, 2020. – 176 c.
9. Кванина В.В. К вопросу о правовом режиме экологического предпринимательства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2021. – № 2. – c. 57-68. – doi: 10.14529/law210209.
10. Леушкина В.В. Органическое сельское хозяйство в условиях экономического кризиса: опыт России и Германии // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – № 4. – c. 663-676. – doi: 10.18334/ppib.10.4.119766.
11. Рущицкая О.А. Организация продовольственного рынка сельскохозяйственной органической продукции в условиях индустриально-аграрного региона. / Дис. … д-ра. экон. наук. - Екатеринбург, 2019. – 429 c.
12. Сикачева О.О. Правовое регулирование рынка органических товаров в Российской Федерации. / Дис. … канд. юрид. наук. - М., 2020. – 231 c.
13. Тихомирова А.В. Государственная поддержка производства органической продукции в российской федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2021. – № 3. – c. 117-123. – doi: 10.14529/law210317.
14. Ускова М.С. Сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, как действенный инструмент защиты имущественных прав аграриев в РФ: баланс частного и публичного интересов. / Актуальные проблемы теории земельного права России: коллективная монография. - М.: Юстицинформ, 2020. – 800 c.
15. Хамдамов Ж.Х. Формирование и совершенствование бизнес-моделей экологического предпринимательства. / Дис. … канд. юрид. наук. - Владивосток,, 2018. – 200 c.
Страница обновлена: 30.07.2024 в 16:32:23