Перспективы применения инновационных подходов к управлению некоммерческими учреждениями сферы услуг
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (110), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Дикова Л.Н. Перспективы применения инновационных подходов к управлению некоммерческими учреждениями сферы услуг // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 105-109.
Аннотация:
Экономические преобразования, происходящие в России, неизбежно оказывают влияние на процессы управления отраслями народного хозяйства страны, в том числе на их формирование и развитие.Изменения заметно коснулись всех форм некоммерческих учреждений. Услуги бюджетных организаций все чаще предоставляются за вознаграждение.
Ключевые слова: инновационный менеджмент, инновации, сфера услуг, некоммерческие учреждения
Экономические преобразования, происходящие в России, неизбежно оказывают влияние на процессы управления отраслями народного хозяйства страны, в том числе на их формирование и развитие. Изменения заметно коснулись всех форм некоммерческих учреждений. Услуги бюджетных организаций все чаще предоставляются за вознаграждение.
В связи с постоянным уменьшением государственных дотаций и необходимостью поиска новых способов адаптации некоммерческих учреждений к рыночной среде возникла настоятельная потребность в коренном изменении методов управления бюджетными организациями социально-культурной сферы.
В бюджетных организациях инновация сталкивается с очень большими трудностями по двум причинам:
1) ориентация деятельности этих организаций на усилия, а не на результаты;
2) связи миссии бюджетной организации с моральным долгом, а не с экономической целью, в которой можно сопоставить затраты с эффектом.
Применение экономического и управленческого подходов к развитию некоммерческих учреждений сферы услуг вполне обосновано, поскольку позволяет формировать адекватные механизмы государственного регулирования.
Большое внимание правительством страны уделяется развитию сферы молодежной политики, в частности, дополнительному внешкольному образованию детей, подростков и юношей.
Одним из способов адаптации деятельности бюджетных учреждений дополнительного образования к изменяющимся условиям рынка становится проектирование новой или обновленной организационной структуры, полностью подчиненной целям и задачам управления в новых социально-экономических условиях.
Еще недавно управление учреждениями дополнительного образования считалось отраслью педагогики. Сейчас происходит поворот в сторону менеджмента.
Изменение критериев эффективности деятельности некоммерческих организаций привело к необходимости перемен в сознании руководителей (прежде всего, в понимании целей) и способах менеджмента.
Управление образованием нужно считать не педагогической деятельностью, а менеджерской. Руководитель должен обеспечить достижение цели, которая поставлена перед его организацией. И это совершенно управленческая задача: кратчайшим путем за минимальные деньги достичь поставленной цели.
К настоящему времени рынок услуг в области дополнительного внешкольного образования вплотную подошел к «точке маркетинга». Маркетинг особо актуален для данной сферы, так как способен помочь разрешению обострившихся противоречий между кризисным состоянием экономики и высокими темпами роста системы дополнительного внешкольного образования, между спросом и фактическим предложением услуг, между государственным и негосударственным учреждениями.
Перед инновационным образовательным сообществом, ведущим за собой процесс развития системы дополнительного внешкольного образования и испытывающим потребность в ресурсах, становится серьезная задача формирования связей с общественными институтами.
Переход от понимания роли общественности как спонсоров к пониманию необходимости деятельного участия в управлении бюджетными организациями должен быть подкреплен обозначением соответствующих полномочий социальных институтов. Назрела необходимость рассматривать кадровые вопросы, содержание образования, проблемы бюджетного финансирования, образовательной политики в целом, непосредственно с участием общественных институтов управления.
В настоящее время практически не разработанным и не исследованным подходом к развитию некоммерческих учреждений является сетевой подход. В традиционной системе управления развитием учреждений дополнительного образования понятие сети используется упрощенно (например, сеть подростково-молодежных клубов (ПМК) характеризуется лишь двумя параметрами – типом ПМК и расстоянием между ними), сетевой же подход представляет многомерное явление.
Сетевая организация деятельности включает в себя объединение учреждений образования различной направленности. Например, предлагается объединить в единую сеть вузы и подростково-молодежные клубы. Цель данного объединения: налаживание взаимодействия между вузами и ПМК для повышения уровня образования, подготовки подростков и молодежи к поступлению в вуз, поднятия статуса подростково-молодежных клубов.
Содержание и организация сетевого подхода нуждаются в соответствующем научно-методическом, кадровом обеспечении. Можно предложить создание принципиально иных учебно-методических комплексов, связанных с такими понятиями, как:
‑ культурно-информационная среда;
‑ библиотечные каталоги деятельностей;
‑ личные и коллективные архивы;
‑ проблематизирующие практикумы;
‑ развитие нового научно-методического сопровождения деятельности через создание служб консультантов, консультантов-супервизоров и др. [3, с. 35].
Помимо всего, в сети учреждений дополнительного образования может быть плодотворно использован мировой опыт «инкубатора ученых» путем создания микросообществ инновационных школ, на базе которых начинает выращиваться новация другого рода [3; 46].
Инновация рано или поздно перестает быть инновацией и становится нормой, утрачивая свой прежний статус. Однако в бывшей инновационной школе остаются люди, опыт, потенциал. Как их не потерять? Одна из реальных возможностей и состоит в том, чтобы инновационные школы имели два относительно независимых режима деятельности – осуществляли собственные нововведения и выполняли функцию инкубатора для других идей, являясь как бы площадкой становления других экспериментальных площадок. В этом случае статус инновационной школы может сохраняться, нововведения сочетаться с экономической, педагогической поддержкой и служить самореализации и саморазвитию учреждения.
Таким образом, для решения управленческих задач руководителю образовательного учреждения нужно, прежде всего, быть менеджером и уметь кратчайшим путем за минимальные деньги достигать поставленных целей.
Победить в конкурентной борьбе и занять достойное место на рынке могут только организации, активно использующие инструменты маркетинга:
‑ постоянное изучение спроса и предложения;
‑ формирование сбалансированного продуктового портфеля;
‑ предложение адекватных платежеспособному спросу и качеству услуг цены;
‑ реализация гибкой коммуникационной политики.
Важнейшими механизмами внедрения инновации являются различные способы влияния на состояние человеческих ресурсов. И в этом качестве нужно использовать и профессиональную подготовку кадров, и повышение квалификации руководителей, и адаптацию действующих работников к переменам, и обучение руководителей новым технологиям (например, программно-целевому, стратегическому управлению).
Согласно «Концепции развития системы дополнительного образования для детей Санкт-Петербурга на 2008 -2011 годы» [2], все усилия будут направлены на то, чтобы кружки, секции и творческие студии в Санкт-Петербурге работали в основном на бесплатной основе. А для этого, по мнению экспертов, нужно шире привлекать финансовые средства бизнеса, создать общественный фонд поддержки инновационной деятельности в системе дополнительного образования, который и будет стимулировать педагогов, исходя из качества и результативности их работы.
Источники:
2. Концепция развития системы дополнительного образования для детей Санкт-Петербурга на 2008 -2011 годы.
3. На стороне подростка // Сетевой подход. – 2003. ‑ №3. – С. 136.
4. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг: крик души! // Доклад на научно-практическом семинаре в МЭСИ 31 января 2002 г. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.marketologi.ru/lib/mou01.html
5. Сабиров Д.В. Совершенствование политики управления государственным сектором // Современные аспекты экономики. – 2007. ‑ №3 (116). – С. 124-130.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:45:50