Стратегия управления и предпринимательские риски в плодоовощном подкомплексе

Агаркова Л.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (102), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Агаркова Л.В. Стратегия управления и предпринимательские риски в плодоовощном подкомплексе // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 11. – С. 107-112.

Аннотация:
Хозяйственная деятельность любого предприятия сопряжена с многочисленными рисками, уровень которых возрастает с расширением объёмов деятельности и с желанием увеличить размер получаемой прибыли.

Ключевые слова: предпринимательский риск, риск-менеджмент, управление рисками, агропромышленный комплекс



Хозяйственная деятельность любого предприятия сопряжена с многочисленными рисками, уровень которых возрастает с расширением объёмов деятельности и с желанием увеличить размер получаемой прибыли.

Рассматривая многочисленные определения риска, нами выявлены основ­ные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации:

‑ случайный характер события, который определяет, какой из возмож­ных исходов предполагается на практике;

‑ наличие альтернативных решений;

‑ известность или определённость ожидаемых результатов;

‑ вероятность возникновения убытков;

‑ вероятность упущенной выгоды;

‑ вероятность получения дополнительной прибыли и др.

Одними из наиболее важных и опасных видов риска являются предпринимательские (коммерческие), так как они оказывают существенное влияние на возможность потери доходов и прибыли в хозяйственной деятельности. Они проявляются в повышении уровня цен на закупаемые товары, в росте тарифов на услуги сторонних организаций, в снижении уровня цен на реализуемую продукцию. Предпринимательский риск постоянно сопровождает хозяйственную деятельность, так как любая неопределённость и изме­нения во внешней и внутренней среде предприятия оказывают влияние, прежде всего, на уровень цен и динамику предпринимательского риска.

Под предпринимательским риском в плодоовощеводстве мы понимаем такой риск, который возникает при любых видах хозяйственной деятельности, связанных с производством, переработкой и реализацией плодов и овощей; товарно-денежными и финансовыми операциями, а также реализацией научно-технических проектов и др.

Чтобы принять эффективное управленческое решение, обеспечивающее наибольшую вероятность получения необходимого объёма прибыли с наименьшими совокупными затратами в соответствии с задачами минимизации и программирования предпринимательского риска, следует выявить, количественно измерить, оценить и сопоставить отдельные элементы цены, определить взаимосвязи, тенденции и закономерности с описанием их в системе экономических показателей.

В исследованиях встречаются разные подходы к определению критерия количественной оценки предпринимательского рис­ка [1, 2, 4]. Существующие методы можно разделить на следующие: статистический метод оценки; метод экспертных оценок; использование аналогов; комбинированный метод и др.

Если исходить из того, что предпринимательский риск – вероятность неудачи, то в этом случае критерием оценки является вероятность того, что получен­ный результат окажется меньше требуемого значения и определяется по следующей формуле:

R = P ×(Dtr-D), (1)

где R – критерий оценки риска;

Р – вероятность;

Dtr – требуемое (планируемое) значение результата;

D – полученный результат.

Однако данный метод позволяет оценить уровень риска только после получения определенного результата, тогда как предприятие инте­ресует оценка предпринимательского риска на этапе принятия решения.

В качестве критерия оценки предпринимательского риска можно использовать абсолютную величину, которая определяется по формуле:

R = У × Р(У), (2)

где R – степень риска;

У – ожидаемый ущерб;

Р(У) – вероятность ущерба.

Особый интерес представляет количественная оценка предпринима­тельского риска с помощью методов математической статистики.

Рискованность стратегий определяется с помощью стандартного отклонения, которое определяет разброс, то есть возможное отклонение, как в худшую, так и в лучшую сторону ожидаемого значения рассчитываемого показателя от его среднего значения. Чем больше величина стандартного отклонения, тем больше разброс возможного результата, а, следовательно, выше риск стратегии.

При выборе рациональной стратегии ценообразования в условиях неопределённости и риска целесообразно использовать и игровые модели.

Имеются три стратегии реализации овощных консервов:

С1= 4192 тыс. руб.; С2= 6856 тыс. руб.; С3= 8488 тыс. руб.

В зависимости от изменений рыночной конъюнктуры и выбранной стратегии ценообразования (в связи с имеющимися возможностями реализации) нами рассчитаны варианты среднегодовой прибыли (табл. 1).

Таблица 1. Выбор ценовой стратегии консервного предприятия (тыс. руб.)


Объем реализации
Размер прибыли (g) в зависимости от ценовой стратегии предприятия
ai – min
gij

W
bi – max
gij
2376
4192
6856
8488
С1 - 4192
286
575
575
575
286
286
575
С2 - 6856
-31
409
789
789
-31
-
789
С3 - 8488
-90
150
554
1099
-90
-
1099
bi =max gij
286
575
789
1099
-
-
-

Необходимо выбрать оптимальную структуру ре­ализации и ценообразования. Для решения нами составлена игровая модель и определена наилучшая ценовая стратегия предприятия на основе минимаксного решения. С учётом всего наихудшего (возможного), вариант будет определяться выражением:

1 = min 1 = min max gij = min (575; 789; 1099) = 575 тыс. руб.

Эта величина называется верхней ценой игры или минимаксом. При наихудшем исходе по каждой стратегии состояние спроса и предложения даст возможность получить предприятию при­быль при осуществлении ценовой стратегии С1 не более чем 575 тыс. руб.

Наиболее важные решения, с принятием которых сталкиваются пред­приятия, определяются тем, какой уровень ценового риска для них приемлем, как снизить действие рисков или как избежать наступления нежелательных ситуаций.

Рассмотрим мероприятия по снижению коммерческого риска в плодоовощеводстве, способствующие снижению степени его влияния на деятельность предприятия.

Первое направление заключается в попытке избежать любого возможного для предприятия риска. Большинство решений об избежании коммерческого риска принимается на стадии принятия решения. Избегая коммерческих рисков, предприятие лишает себя возможности получения дополнительной прибыли, так как рисковая ситуация – это, с одной стороны, источник возможных потерь, но с другой – источник дополнительной прибыли.

Если цена продукции складывается на рынке на основе соотношений совокупных затрат, предложения продавца товаров (услуг) и платежеспособного спроса покупателей, то стержневым управляемым фактором среди этих параметров для предприятия являются совокупные затраты. Именно поэтому фактор оптимизации совокупных затрат при прочих равных условиях является одним из важнейших средств минимизации коммерческого риска. Пропорционально снижению совокупных затрат снижается предельно допустимая нижняя граница цены, что повышает вероятность реализации продукции. Снижение цен ведёт к увеличению скорости оборачиваемости оборотного капитала, что обеспечивает рост объёмов реализации и прибыли.

Кроме оптимизации совокупных затрат, как метода снижения уровня коммерческого риска, в хозяйственной практике плодоовощных предприятий необходимо использовать такие методы, как: совершенствование правовой структуры договоров с целью минимизации предпринимательских рисков; диверсифи­кация; лимитирование; внутреннее страхование предпринимательских рисков.

Диверсификация ‑ это разработка альтернативных действий при угрозе возникновения риска. В качестве мер можно выделить: диверсификацию покупателей; диверсификацию поставщиков товара; региональную диверсификацию деятельности плодоовощного предприятия.

Лимитирование предпринимательских рисков необходимо по той продукции или ее группам, по которым коммерческий риск может выходить за допустимые пределы. Риск лимитируется путем установления соответствующих экономических и финансовых нормативов.

Внутреннее страхование предпринимательских рисков необходимо по тем видам продукции, по которым величина риска значительная, а отказ от ее реализации может негативно сказаться на коммерческой работе предприятия.

Рекомендации по снижению предпринимательского риска в плодоовощном подкомплексе, по нашему мнению, должны быть нацелены на формирование:

‑ целевых резервных фондов предприятия;

‑ резервных объёмов продукции (т. к. продукция носит ярко выраженные сезонные колебания).

Использование разнообразных форм профилактики и стра­хования предпринимательских рисков в плодоовощеводстве позволит существенно снизить размер возмож­ных финансовых потерь в процессе осуществления хозяйственной дея­тельности в условиях нестабильной экономики и изменения конъюнктуры товарного рынка.


Источники:

1. Карлоф Б. Деловая стратегия. – М. : Экономика, 1991. – 487 с.
2. Цены и ценообразование : учебник для вузов / под ред. В. Е. Есипова. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 1999. – 464 с.
3. Чибинев В. М., Очередько В. П., Чибинев А. М. Ценообразование : учебное пособие / под ред. профессора Сальникова В. П. – СПб. : Фонд «Университет», 2002. – 176 с.
4. Чудаков А. Д. Цены и ценообразование : учебник для вузов. – М. : Издательство РДЛ, 2002. – 376 с.

Страница обновлена: 06.05.2024 в 19:45:17