Особенности функционирования финансово-кредитного механизма в сельском хозяйстве

Квасова Ю.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (100), Октябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Решение проблем сельскохозяйственного производства во многом определяется степенью развития финансово-кредитного механизма АПК, который должен иметь относительно высокий уровень государственной поддержки и учитывать специфику отрасли.

Ключевые слова: финансирование, сельское хозяйство, государственная поддержка, финансово-кредитный механизм



Решение проблем сельскохозяйственного производства во многом определяется степенью развития финансово-кредитного механизма АПК, который должен иметь относительно высокий уровень государственной поддержки и учитывать специфику отрасли.

Поиск путей формирования эффективного финансово-кредитного механизма на современном этапе развития агропромышленного комплекса, сочетание государственной поддержки предприятий с их рыночной предприимчивостью относятся к разряду наиболее актуальных направлений научных исследований [1].

Полагаем, что вследствие общего кризиса, переживаемого страной, непродуктивной аграрной политики, особенно земельной реформы, серьезных недостатков в приватизации и руководстве предприятиями в условиях рынка, экономическое и финансовое положение АПК длительное время находилось в критическом состоянии. В этой связи назрела необходимость применения чрезвычайных мер по ускорению развития сельского хозяйства регионов, увеличению производства продукции и повышению экономической эффективности функционирования сельскохозяйственных предприятий посредством финансово-кредитного механизма.

Рассмотрим Ставропольский край, который является одним из ведущих сельскохозяйственных регионов России. Занимая 0,39% территории страны и располагая 3,2% пашни, регион производит 3,4-3,6% валовой продукции сельского хозяйства, в том числе 7,9-8,6% зерна, 7-8% подсолнечника, 3,2-3,5% мяса.

Проведенные исследования показали, что, несмотря на наметившиеся позитивные тенденции, в развитии АПК региона сохраняется неустойчивость производства и убыточность основных отраслей [2]. Так, за 5 лет (2001-2005 гг.) объем валовой продукции во всех категориях хозяйств края увеличился на 83%, в том числе продукции растениеводства в 2 раза, животноводства ‑ на 57%. Однако убыточными продолжают оставаться производство говядины, мяса птицы, продукции овцеводства [2]. При этом уровень рентабельности аграрной отрасли по всей финансово-хозяйственной деятельности за эти годы снизился с 18,6 до 11,7%, а реализации продукции сельского хозяйства – с 25,9 до 14,4%.

В результате проведенных исследований установлено, что в рыночной экономике эффективными товаропроизводителями являются те предприятия, которые имеют солидную техническую базу, используют прогрессивные методы ведения сельского хозяйства. Создание таких предприятий требует огромных средств в основной и оборотный капитал, которые окупаются за счет высокой нормы прибыли и ведения эффективной финансово-кредитной политики.

Анализ деятельности агропромышленных предприятий показал, что АПК подвержен воздействию факторов, обусловленных спецификой сельского хозяйства, и оказывающих непосредственное влияние на финансово-кредитный механизм, например, таких как:

‑ сезонный характер работ;

‑ длительный производственный цикл;

‑ замедленность оборачиваемости средств;

‑ несовпадение производственных затрат и выхода продукции;

‑ ограниченная ликвидность и утрата большинством предприятий АПК платежеспособности;

‑ вымывание денежных средств из сферы агропромышленного производства и др.

По данным науки и практики, экономический кризис оказал существенное отрицательное влияние на состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей. Основными причинами кризисного положения агропромышленных предприятий, приведших к кризису, являются:

‑ ценовая политика и диспаритет цен;

‑ несовершенная налоговая система;

‑ неразвитость кредитования данной отрасли экономики.

От того, насколько правильно будет построена работа по данным направлениям, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Система ценообразования на продукцию агропромышленного комплекса не отвечает условиям функционирования устойчивого и эффективного сельскохозяйственного производства. Огромный диспаритет цен по вертикали и неоправданная дифференциация экономики по горизонтали – повсеместная картина в АПК.

Достаточно сказать, что от политики цен зависят сроки и качество решения таких важнейших народнохозяйственных проблем, как распределение и перераспределение национального дохода; правильность пропорций в развитии всех отраслей экономики, в том числе промышленности, сельского хозяйства и других.

Основными направлениями стабилизации ценовой политики являются:

‑ дотирование сельскохозяйственной продукции;

‑ кооперация с перерабатывающими предприятиями;

‑ внешнеторговое регулирование в форме централизованного импорта;

‑ повышение доли участия государства в процессе ценообразования на продукцию агропромышленного комплекса путем увеличения объемов обязательных закупок в федеральный и региональный фонды с изменением их сезонности;

‑ разработка сельхозпредприятиями продуманной ценовой и реализационной политики.

Следующим фактором успешной деятельности аграрного сектора экономики России является отлаженная система налогообложения сельскохозяйственных производителей.

Новые изменения в налоговом законодательстве предоставили возможность предприятиям АПК наряду с традиционной системой налогообложения применять с 1 января 2004 года специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога [3].

Однако практика применения данного налогового режима в Ставропольском крае и России в целом показала, что основной проблемой, с которой пришлось столкнуться сельскохозяйственным товаропроизводителям, специализирующимся на производстве зерновых культур, является невозможность перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога. Это приводит к выводу о целесообразности сохранения двух подходов к налогообложению отрасли.

В результате анализа выяснилось, что существуют и другие аспекты, которые необходимо рассмотреть:

1. перенос срока исполнения налоговых обязательств на более поздний срок, что связано с сезонностью отрасли, который позволит в полном объеме перечислить налоги в бюджет;

2. возможность установления нулевой ставки налога на добавленную стоимость на реализованную сельскохозяйственную продукцию, что уменьшит налоговое бремя производителей;

3. введение дифференцированной ставки налога на имущество по субъектам РФ, обеспечивающую равные условия налогообложения субъектов сельского хозяйств в зависимости от складывающихся природно-климатических условий.

Еще одним фактором нормального функционирования отрасли является кредитование субъектов агропромышленного производства, которое должно формироваться с учетом специфических особенностей сельского хозяйства.

Для развития агропромышленного комплекса пока явно недостаточно используется потенциал банковских форм кредитования сельскохозяйственного производства. Создание и развитие рыночной кредитно-финансовой инфраструктуры позволит ввести и оптимизировать такие элементы кредитования, как система производственных договоров, лизинг, товарное кредитование, а также активизировать поступление качественных иностранных инвестиций. Однако практикуемая в настоящее время коммерческими банками ставка за кредит не позволяет его эффективно использовать для финансирования производства, приобретения оборотных фондов.

Полагаем, что наряду с необходимостью стимулирования кредитных вложений в агропромышленный комплекс, государство должно осуществлять функции гаранта, чтобы решить проблему расширения объемов привлечения кредитных ресурсов предприятиями АПК при сохранении высоких показателей возвратности ссуд.

Проводя единую финансово-кредитную политику, можно обеспечить концентрацию всех видов ресурсов на приоритетных направлениях развития отраслей и регионов, повысить управляемость в интересах выявления и приведения в действие внутренних резервов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Таким образом, в структуре экономических отношений необходимо уделять особое внимание особенностям функционирования финансово-кредитного механизма агропромышленного комплекса и посредством его повышать эффективность производства.


Источники:

1. Коробейников М.М. Финансово-кредитный механизм агропромышленного комплекса. – М.: ТЕИС : МАКС Пресс. – 2000. – 252 с.
2. Ставропольский край в цифрах: Статистический сборник. – Ставрополь: Ставропольский краевой комитет государственной статистики. – 2006. – 209 с.
3. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации. - Часть 1.
4. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации. - Часть 2.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 20:19:10