Особенности инноваций в банковском бизнесе

Дедегкаев В.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (21), Сентябрь 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11619001
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В современных условиях основной фактор успеха банковской деятельности – это стратегия постоянных нововведений и вот почему. Во-первых, банки проявляют постоянную заботу о приумножении капитала за счет предложения новых услуг своим клиентам. Во-вторых, для того, чтобы выжить в условиях рынка банки вынуждены внедрять инновации во всех сферах своей деятельности. В-третьих, банки должны развивать новые дорогостоящие банковские технологии. Именно научно-технический прогресс сейчас связывается с понятием инновационного процесса.

Ключевые слова: инновации, банковский бизнес, финансово-кредитная сфера, инновационный процесс



В современных условиях основной фактор успеха банковской деятельности – это стратегия постоянных нововведений и вот почему. Во-первых, банки проявляют постоянную заботу о приумножении капитала за счет предложения новых услуг своим клиентам. Во-вторых, для того, чтобы выжить в условиях рынка банки вынуждены внедрять инновации во всех сферах своей деятельности. В-третьих, банки должны развивать новые дорогостоящие банковские технологий. Именно научно-технический прогресс сейчас связывается с понятием инновационного процесса.

Инновация — это использование в той или иной сфере общественной деятельности (в экономических, финансовых, правовых и социальных отношениях; в производстве, науке, культуре, образовании и т. д.) результатов интеллектуального труда, технологических разработок, направленных на совершенствование социально-экономической деятельности [1].

Значение термина «инновация» зависит от конкретной цели исследования, измерения или анализа объекта. Современная экономическая теория различает пять основных типов инноваций:

- введение нового продукта (товарная инновация);

- введение нового метода производства (технологическая инновация);

- создание нового рынка товаров или услуг (рыночная инновация);

- освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов (маркетинговая инновация);

- реорганизация структуры управления (управленческая инновация).

Инновационный процесс (ИП) - это последовательность действий, в ходе которых инновация проходит стадии от рождения идеи до реализации продукта или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности. В отличие от научно-технического прогресса (НТП) инновационный процесс не завершается внедрением новой технологии и появлением нового продукта на рынке. Этот процесс продолжается и после внедрения, ибо новый продукт совершенствуется, становится более эффективным и приобретает новые потребительские свойства. [2]

Процесс внедрения инноваций должен выступать объектом управления. Комплексный характер инноваций, их разнообразие и многосторонность требуют серьезной разработки и обоснованной классификации.

По степени рыночной новизны различают инновации для мировой отрасли, для отрасли в стране, для данного предприятия или для группы предприятий.

Классификация инноваций с учетом направления и выбора метода управления ИП приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Классификация инноваций по направлениям инновационного процесса.

Классификационный признак инноваций
Классификационные группировки
инноваций
Область применения
Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.
Результат научно-исследовательских разработок
Научно-технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
Темпы осуществления
Равномерные, неравномерные (быстрые, медленные, нарастающие, затухающие, скачкообразные)
Степень интенсивности применения
Бум, равномерная, массовая, слабая
Масштабы реализации
Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие
Результативность применения
Высокая, низкая, стабильная
Эффективность применения
Экономическая, социальная, экологическая

Существуют также определенные типы инноваций, позволяющие их классифицировать по следующим критериям:

- по занимаемой глубине вносимых изменений — радикальные (базовые), улучшающие, модификационные (частные);

- по занимаемой степени распространения — единичные и диффузные;

- по занимаемому месту в производственном цикле — сырьевые, обеспечивающие (технологические), продуктовые;

- по занимаемой доле рынка — локальные, системные, стратегические;

- по потенциалу и степени новизны — радикальные, комбинаторные (смешанные), совершенствующие (развивающие).

Нововведения в банковском бизнесе это не только технические и технологические разработки, но и реализация новых форм деятельности, новых товаров и услуг. Инновации – это фактор стабильности экономического роста банка.

В современном экономическом пространстве перед коммерческими банками стоят три важнейшие задачи.

1) расширение спектра розничных банковских услуг,

2) внедрение высокотехнологичного современного оборудования,

3) повышение профессионального уровня и квалификации банковских работников.

Все внедряемые банковские продукты и услуги представляют собой инновации.

По сути, новая розничная банковская услуга – это комбинированная форма банковского обслуживания, появившаяся в результате проведения маркетинговых исследований потребностей регионального рынка [3].

Характеристиками любой инновации являются:

- новизна (уникальность);

- удовлетворение потребительского спроса;

- практическая реализуемость.

Необходимо обосновать понятие «новизны» по отношению к внедрению новых банковских розничных услуг:

1) Любая розничная услуга, самостоятельно разработанная банком и не имеющая аналогов на рынке, является новой;

2) Любая розничная услуга, уже имеющаяся в спектре услуг банка и используемая на одном из рынков, но выведенная на другой розничный рынок - также является новой;

3) Любая розничная услуга, внедряемая банком на основе анализа и оценки практической реализуемости создания копии уже имеющейся на рынке розничных банковских услуг, также является новой.

Любой инновационный процесс, охватывает всю деятельность коммерческого банка, начиная от стадии разработки идеи до стадии ее реализации.

По экономическому содержанию банковские инновации можно разделить на технологические (электронные переводы денежных средств, банковские карты) и продуктовые (новые банковские продукты, связанные с новыми или традиционными развивающимися операциями и услугами).

Разработанные в России банковские инновации опираются на мировую практику и банковское законодательство России. Это значит, что российские банки могут получать дополнительную прибыль от реализации сделок.

Большинство из нововведений в российских банках осуществляются в русле мировой тенденции развития банковского бизнеса. Банки заинтересованы в изменении стратегии своего развития и разработке новых банковских продуктов и услуг.

Особенность банковских инноваций заключается в том, что они более взаимообусловлены, чем инновации в других секторах экономики.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что инновации в банковском бизнесе - это все нововведения, обладающие после их реализации определенным положительным экономическим или стратегическим эффектом.


Источники:

1. Балдин К.В. и др. Инновации – М.: Дашков и К, 2008.
2. Калистратов Н.В., Кузнецов В.А., Пухов А.В. Банковский розничный бизнес – М.: БДЦ-Пресс, 2006.
3. Такер Роберт Б. Инновации как формула роста – М.: Олимп-Бизнес, 2006.

Страница обновлена: 26.09.2024 в 22:26:25