Разработка стратегии организации с учетом фактора неопределенности и системы взаимосвязанных рисков
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (100), Октябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Стратегия развития организации должна формироваться с учетом неопределенности и факторов риска. Это особенно важно для интегрированных корпораций, имеющих в своем составе отдельные бизнес-единицы, создающие дополнительные факторы риска.
Ключевые слова: стратегический менеджмент, стратегия, факторы риска, неопределенность
Стратегия развития организации должна формироваться с учетом неопределенности и факторов риска. Это особенно важно для интегрированных корпораций, имеющих в своем составе отдельные бизнес-единицы, создающие дополнительные факторы риска.
Учитывая различное финансовое состояние структурных подразделений крупных структур, наиболее оптимальным при составлении перспективы развития организации представляется вариант с учетом составляющих уровней, где:
1-ый уровень – развитие организации в целом;
2-ой уровень – развитие стратегических бизнес-единиц или, иначе говоря, центров прибыли.
Соответственно, разработку стратегического развития интегрированной корпоративной организации на этих уровнях предлагается осуществлять в несколько этапов.
На первом этапе проводится общий анализ существующих и потенциальных стратегических бизнес-единиц структуры, который позволит выявить и обозначить ключевые факторы роста стоимости и основные факторы риска деятельности организации, учет которых при формировании стратегии позволит значительно повысить устойчивость и капитализацию компании.
На втором этапе информация, полученная от структурных подразделений, группируется для последующего анализа. Она позволит получить общую и полную картину того, на какие бизнес-направления необходимо сделать ставку в целях максимизации стоимости и от каких угроз необходимо обезопасить организацию, чтобы ее капитализация и устойчивость не снизились.
На третьем этапе проводится анализ информации с определением места и роли бизнес-единиц в организации, а также взаимосвязи между ними. Анализ позволит определить и сформировать приоритеты и перспективы развития организации в целях повышения ее стоимости с учетом ответных реакций на угрозы, а также направления вложений ресурсов с учетом перспективных направлений бизнеса.
На четвертом этапе на основе результатов проведенного анализа формируется и утверждается стратегия развития организации в целом с учетом рисков и возможностей.
На последнем этапе на основе утвержденной стратегии развития организации формируется и утверждается, с учетом рисков и возможностей, установленных ориентиров и целей перспективный план развития стратегических бизнес-единиц.
Учет рисков и неопределенности ситуации организации и структурных подразделений рекомендуется проводить на основе SWOT-анализа, который предполагает оценку внутренней (сильных и слабых сторон организации), и внешней бизнес-среды (возможностей и угроз).
Для более полной характеристики представляемых в SWOT-анализе возможностей и угроз внешней среды рекомендуется дополнительно составлять матрицы возможностей (угроз), которые классифицируются в соответствии с их привлекательностью (серьезностью) и вероятностью успеха (неблагоприятного события) (таб. 1).
Таблица 1. Матрица возможностей (угроз).
|
Высокая вероятность успеха (неблагоприятного события)
|
Низкая вероятность успеха (неблагоприятного события)
|
Высокая привлекательность (серьезность)
|
1
|
2
|
Низкая привлекательность
(серьезность) |
3
|
4
|
В матрице угроз в верхнем левом квадранте (1) будут находиться основные угрозы, которые могут серьезно осложнить финансовое состояние организации, и возникновение которых достаточно вероятно. Чтобы избежать значительных потерь от возникновения данных угроз, необходимо заложить ответную реакцию на них в стратегию развития организации. В нижнем правом квадранте (4) представлены незначительные опасности, которые можно проигнорировать. Угрозы, представленные в верхнем правом и нижнем левом квадрантах (2 и 3), требуют постоянного мониторинга и анализа со стороны топ-менеджмента организации.
Исходя из результатов анализа внешней среды деятельности организации, проведенного с помощью SWOT-анализа и матриц возможностей (угроз) возможны четыре основных варианта классификации организаций:
‑ высокие возможности и высокие угрозы – рискованная организация;
‑ низкие возможности и низкие угрозы – зрелая организация;
‑ высокие возможности и низкие угрозы – идеальный бизнес;
‑ высокие угрозы и низкие возможности – проблемный бизнес.
Так как представленная классификация организаций несут в себе определенную степень риска, стратегия развития каждой из них должна содержать в себе упреждающие меры, ориентированные на управление уровнем угроз, а также на создание условий максимальной реализации потенциала компании.
Для дополнительной оценки сильных и слабых сторон внутренней среды организации, представленных в матрице SWOT-анализа, представляется эффективной мерой использование контрольной карты анализа сильных и слабых сторон.
Для этого анализируются финансовое состояние, маркетинг, производственная и организационная деятельность организации. В их составе выделяются основные факторы, которым присваивается оценка, исходя из пятибалльной шкалы, где:
1 - основные сильные стороны;
2 – незначительные сильные стороны;
3 – нейтральные факторы;
4 – незначительные слабые стороны;
5 – основные слабые стороны.
Каждому фактору присваивается вес, определяющий значимость данного фактора в группе факторов – высокий, средний или низкий (общая сумма весов = 100%). Балльная матрица оценки получается умножением удельного веса фактора на оценку уровня.
Данный анализ позволяет наглядно увидеть и осознать сильные и слабые стороны функционирования организации, проанализировать, какие ответные действия целесообразно предпринять для улучшения внутренней среды.
В итоге можно сделать вывод, что анализ возможностей и угроз внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации и ее стратегических бизнес-единиц позволит сформировать стратегию развития организации и данных структурных подразделений с учетом системы рисков в целях повышения ее стоимости и устойчивости.
Источники:
2. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 2.- М.: Прогресс, 1993.
3. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2003.
4. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость? М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
5. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 10:45:07