Методические основы оценки конкурентоспособности предпринимательских структур

Лукин А.С., Беспятых В.И., Пантелеев Д.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (98), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лукин А.С., Беспятых В.И., Пантелеев Д.Н. Методические основы оценки конкурентоспособности предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 61-65.

Аннотация:
В современной экономической науке достаточно подробно разработаны подходы к определению конкурентоспособности товаров. На их основе, а также с помощью принципов оценки экономической эффективности, строятся методики оценки конкурентоспособности предприятий. Однако вопросы оценки конкурентоспособности предпринимательских структур остаются до настоящего времени недостаточно изученными.

Ключевые слова: предпринимательство, конкурентоспособность, экономическая эффективность, оценка конкурентоспособности



В современной экономической науке достаточно подробно разработаны подходы к определению конкурентоспособности товаров. На их основе, а также с помощью принципов оценки экономической эффективности, строятся методики оценки конкурентоспособности предприятий. Однако вопросы оценки конкурентоспособности предпринимательских структур остаются до настоящего времени недостаточно изученными.

Исходя из особенностей предпринимательства как особого экономического поведения [3] считаем целесообразным предложить следующее определение. Конкурентоспособность предпринимательской структуры представляет собой совокупность специфических свойств предпринимательской структуры, отражающих ее конкурентные преимущества в борьбе за выживание в экономической среде, посредством поиска и реализации наилучших вариантов удовлетворения разнообразных потребностей конечных потребителей.

Особенность конкурентоспособности предпринимательских структур состоит в том, что она обладает отличными от простого предприятия свойствами, которые выражаются в особом характере ведения хозяйства на инновационной, рисковой основе с целью получения дохода, а также определяются личными качествами бизнесмена. В предложенном нами определении можно выделить две составляющих части.

Во-первых, конкурентоспособность – это совокупность свойств предпринимательской структуры. Это означает, что конкурентоспособность характеризует, прежде всего, саму организацию, составляющие ее элементы, а именно: предпринимательский менеджмент, персонал, производственные технологии, производственные фонды, методы организации производства и бизнес-процессов и т.д.

Во-вторых, конкурентная борьба предпринимательских структур осуществляется посредством поиска и реализации наилучших по сравнению с конкурентами вариантов удовлетворения потребностей конечных потребителей, то есть – через конкуренцию производимых ими товаров.

Исходя из результатов проведенного анализа методических подходов к определению конкурентоспособности организаций [1, 2, 4, 5], считаем необходимым предложить следующую методику определения конкурентоспособности предпринимательских структур. Исходным показателем является потенциальная конкурентоспособность, представляющая собой оценку свойств предпринимательской структуры, способных обеспечить победу в конкурентной борьбе. Потенциальная конкурентоспособность определяет возможность достижения реальной конкурентоспособности. Как показатель реальная конкурентоспособность представляет собой оценку конкурентоспособности предпринимательской структуры через конкурентоспособность производимых ей товаров.

Интегральная конкурентоспособность является показателем комплексной итоговой оценки и определяется по формуле:

где:

К инт. – показатель интегральной конкурентоспособности, изменяется от 0 до 1;

К потен. – показатель потенциальной конкурентоспособности, изменяется от 0 до 1;

К реал. – показатель реальной конкурентоспособности, изменяется от 0 до 1;

kпотен. – коэффициент участия показателя потенциальной конкурентоспособности в оценке интегральной конкурентоспособности, изменяется от 0 до 1;

kреал. – коэффициент участия показателя реальной конкурентоспособности в оценке интегральной конкурентоспособности, изменяется от 0 до 1.

Зависимость коэффициентов участия показателей потенциальной и реальной конкурентоспособности определяется следующим образом:

где:

i – порядковый номер параметра потенциальной конкурентоспособности предпринимательской структуры в данной группе;

Oij – значение оценки i-го параметра потенциальной конкурентоспособности предпринимательской структуры в группе потенциальной конкурентоспособности предпринимательской структуры параметров j;

pi – коэффициент участия i-го параметра в оценке по группе;

I – совокупность параметров оценки в группе;

gj– коэффициент участия в общей оценке потенциальной конкурентоспособности j-той группы параметров;

j – порядковый номер группы параметров потенциальной конкурентоспособности предпринимательской структуры;

J – совокупность групп параметров оценки потенциальной конкурентоспособности предпринимательской структуры.

Параметры оценки потенциальной конкурентоспособности предпринимательских структур мы предлагаем подразделить на следующие группы:

1. Управленческо-организационная составляющая конкурентоспособности:

‑ миссия и сплоченность организации;

‑ уровень реализации законов организации;

‑ уровень организации производственных и трудовых процессов;

‑ конкурентоспособность системы управления качеством;

‑ конкурентоспособность системы управления персоналом.

2. Технологическая составляющая:

‑ конкурентоспособность технологий;

‑ научно-технический потенциал;

‑ конкурентоспособность оборудования;

‑ уровень качества производства.

3. Маркетинговая составляющая:

‑ конкурентоспособность товарной политики;

‑ конкурентоспособность ценовой политики;

‑ конкурентоспособность политики распределения;

‑ конкурентоспособность коммуникативной политики.

4. Кадровая составляющая:

‑ конкурентоспособность управленческого персонала;

‑ конкурентоспособность интеллектуального персонала (научно-исследовательского и творческого);

‑ конкурентоспособность рабочего персонала.

5. Финансовая составляющая:

‑ возможность финансирования бизнеса;

‑ запас финансовой прочности и финансовая независимость;

‑ интенсивность использования капитала.

6. Ресурсная составляющая:

‑ возможность доступа к качественным и дешевым ресурсам;

‑ надежность и конкурентоспособность поставщиков.

7. Предпринимательская составляющая:

‑ характеристика конкурентоспособности личных качеств предпринимателя-руководителя, его лидерские и организаторские и аналитические способности;

‑ мотивационная характеристика предпринимателя-руководителя;

‑ креативность предпринимателя-руководителя;

‑ профессиональная подготовка в области управления и производства предпринимателя-руководителя;

‑ инициативность и предпринимательский дух организации.

Реальную конкурентоспособность предпринимательской структуры следует рассчитывать следующим образом:

где:

аtn – удельный вес t-го товара реализованного на рынке n в объеме продаж за анализируемый период (определяется долями единицы);

Кtn – конкурентоспособность t-го товара на рынке n;

Т – совокупность товаров, производимых предпринимательской структурой;

N – совокупность рынков реализации товаров, производимых предпринимательской структурой.

Таким образом, предложенная методика определения конкурентоспособности предпринимательских структур позволяет наиболее полным образом сравнивать их конкурентные преимущества, а также разрабатывать комплекс мероприятий, позволяющих достичь успеха в конкурентной борьбе.


Источники:

1. Моисеева Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие / Моисеева Н.К. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. – 320с. – 6000 экз. – ISBN 5-85873-010-9.
2. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. ‑ пер. с англ., 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 454с. – 5000 экз. – ISBN 5-9614-0274-6.
3. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. А.С. Пелиха. – Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2002. – 336 с. - 5000 экз. - ISBN 5-241-00094-1.
4. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Фатхутдинов Р.А.– М.: Маркетинг, 2002. – 886с. - 3000 экз. – ISBN 5-94462-137-0.
5. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность / Фатхутдинов Р.А. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 504 с. – 3000 экз. – ISBN 5-282-02457-8.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 12:16:41