Инновационная активность предпринимательских структур

Елисеева А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (17), Май 2008

Цитировать:
Елисеева А.В. Инновационная активность предпринимательских структур // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 5. – С. 34-40.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11169541
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Сегодня уже всем стал очевиден тот факт, что назрела необходимость стимулировать развитие высокотехнологичных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные преимущества предпринимательским структурам в ближайшей и долгосрочной перспективе. Однако добиться повышения конкурентоспособности нельзя без кардинального изменения всей экономической системы управления на уровне отдельного предприятия, отрасли, региона и всего национального хозяйства в целом. В связи с этим требуется проведение социально-экономических преобразований, которые приведут, в конечном счете, к формированию современной высокоэффективной социально-ориентированной рыночной экономики.

Ключевые слова: творческая энергия, конкурентные преимущества, конкурентоспособность, высокотехнологичные предприятия



Сегодня уже всем стал очевиден тот факт, что назрела необходимость стимулировать развитие высокотехнологичных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные преимущества предпринимательским структурам в ближайшей и долгосрочной перспективе. Однако добиться повышения конкурентоспособности нельзя без кардинального изменения всей экономической системы управления на уровне отдельного предприятия, отрасли, региона и всего национального хозяйства в целом. В связи с этим требуется проведение социально-экономических преобразований, которые приведут, в конечном счете, к формированию современной высокоэффективной социально-ориентированной рыночной экономики [1].

В настоящее время, руководители российских компаний, завоевавшие временный успех на рынке, часто полагают, что завтра будет также как и вчера. По их мнению, значительные изменения, во-первых, маловероятны, а во-вторых, непредсказуемы, так что приготовиться к ним заранее все равно невозможно. Если же некоторые серьезные изменения все же наступают, то они неизбежно принимают форму процессов, к которым можно успеть адаптироваться.

Поэтому в своей практической деятельности топ-менеджеры таких предпринимательских структур предпочитают сконцентрировать свои усилия на повышении эффективности текущих операций, признавая одновременно и ценность инноваций. Но все это не мешают им полагать, что инновационный процесс не поддается сколько-нибудь серьезному управлению или планированию. Нововведения для компаний, как полагают они, ‑ это, прежде всего, высокий риск. Главное же – повышать эффективность существующего бизнеса.

Крупнейшие западные корпорации придерживаются противоположных взглядов. Их руководство знает, что когда наступает время перемен, изменения могут происходить стремительно. Поэтому для сохранения и укрепления позиций на рынке нельзя ограничиваться постоянным ростом эффективности уже существующих направлений бизнеса, необходимо располагать такими высокими технологиями и высококвалифицированными креативными специалистами, которые способны в нужный момент отстоять конкурентные позиции предпринимательской структуры, несмотря на серьезные изменения внешней среды.

По мнению ведущих экономистов, в ближайшем будущем инновации станут осуществляться не один раз в 50 лет, а фактически непрерывно. Однако сегодня не все факторы, определяющие позицию предпринимательской структуры на рынке, равнозначны. Некоторые из них относятся к разряду трудно предсказуемых, например, в случае использования конкурентами административных методов борьбы или иных методов нерыночного поведения при резком изменении рыночной конъюнктуры.

Во всех этих ситуациях залогом выживания на рынке становится креативная деятельность и гибкость внутренней структуры организации, ее способность быстро построить свою политику в соответствии с изменившимися условиями. Сегодня, основной целью предпринимательской структуры в рыночной экономике является обеспечение конкурентоспособности как товаров, так и организации в целом [2].

Развитие инновационных процессов в России, отражает общее состояние ее экономики. Эти преобразования связаны с осознанием того факта, что инновационная конкурентоспособность специалистов является основным фактором научно-технических нововведений, решающим условием выживания и роста большинства организаций. [3]

Сегодня акцент все более смещается в сторону творческой энергетики личности, то есть инновационной активности специалистов предпринимательских структур. При этом их финансовое и материальное обеспечение являются ее функцией, что подтверждается современными исследованиями, которые говорят о том, что «успех инноваций на 85-90% зависит от уровня подготовки персонала, при этом особая роль принадлежит управленческим кадрам». [4]

Таким образом, не только квалифицированная подготовка и богатый опыт профессиональной деятельности сотрудников организации, но и уровень инновационной активности на сегодня являются определяющими факторами успешного внедрения инновационного проекта. Комплекс исследований Ассоциации менеджеров в рамках стратегического управления показал, что практически все российские компании уделяют большое внимание творческим возможностям персонала. Более того, практически все компании считают этот фактор своего развития даже более приоритетным, чем обеспеченность финансами и другими ресурсами. [5]

Управлять инновационным проектом достаточно сложно. На каждой стадии внедрения инноваций возникают серьезные вопросы, которые требуют правильного решения в диктуемые рынком сроки.

Как правило, результатом инновационной деятельности является то, что выходит за «ворота» организации, то есть ее товар. При этом реализация инновационного проекта, а также все возникающие проблемы решаются людьми. Руководитель проекта должен проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее реализации. А исполнитель должен реализовать управленческое решение, принятое руководителем. [6]

Одной из ключевых особенностей современной инновационно-активной предпринимательской структуры являются развитые процессы приобретения знаний, опыта и умений сотрудников, а также использование уже накопленного интеллектуального потенциала для повышения конкурентоспособности производимых товаров.

Каждая инновация влияет на внутренние процессы и требует адаптации самой организации. К сожалению, в настоящее время все еще недостаточно уделяется внимание инновационной активности специалистов. Особенно это важно при реализации технологических инноваций, так как они предшествуют появлению совершенно нового продукта. При успешном достижении конечной цели разработки инноваций необходимо привлечение оптимального числа не просто квалифицированных, а креативно одаренных специалистов.

Важнейшую роль в создании инноваций все более обретает способность людей предвидеть будущее, основанное на целостном восприятии окружающего мира. Именно эти качества являются залогом преодоления психологических барьеров и корректного выбора верных решений. Есть все основания полагать, что такие творческие способности могут быть не только выявлены с детства, но и развиты в ходе прогнозной проектной деятельности при корректном применении эвристических технологий. [7]

Сегодня продвижение новых технологий на российском рынке тормозится не только из-за нехватки инвестиций. Во многом сказываются психологические барьеры в сознании менеджеров. [8]

Исторически все новое и неизвестное всегда вызывало у людей тревогу и страх. Следовательно, в силу возникновения отрицательных чувств, существования стереотипов индивидуального и массового сознания, инновации, затрагивающие образ жизни, интересы и привычки людей, могут вызывать у них болезненные явления. Это обусловлено блокированием жизненных потребностей в безопасности, защищенности, самоутверждении, комфорте и др.

Антиинновационный барьер – понятие, используемое в социологической и психологической литературе. Психологический, внутриличностный барьер обусловлен как индивидуальными особенностями человека, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит. Внешне этот барьер выступает в защитных высказываниях, которые часто отражают стереотипы, существующие в обществе относительно конкретных инноваций.

Инновационное поведение – не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализации. [9]

Многие факты и статистические данные свидетельствуют о крайне низкой чувствительности российской промышленности к имеющимся передовым инновациям, то есть принципиальным изменениям. Причиной этого является неприспособленность промышленных мощностей к массовому внедрению принципиальных инноваций.

Уменьшение психологических и социальных барьеров должны обеспечивать рекламные службы, доводя до потребителя убедительные сведения о полезности данного инновационного товара и о его преимуществах, уменьшая при этом психологическую борьбу внутри человека. При этом службы информации и коммуникации должны наиболее четко и полно предоставлять информацию потребителю, акцентируя внимание только на тех аспектах товара, ради которых он создавался или усовершенствовался.


Источники:

1. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – №3.
2. «Инновационный менеджмент» под. ред д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой – М.: Инфра-М, 2003 г.
3. «Конкурентоспособность персонала как объект управления» С.И. Сотникова, Ю.В. Немцева, Новосибирская государственная академия экономики и управления, 2003, Социально-трудовые отношения и процессы.
4. «Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха» С. Литовченко, А. Дынин, П. Панов, А. Соколов М.: Ассоциация менеджеров, 2003 г.
5. «Управление конкурентоспособностью организации» Р.А. Фатхутдинов М.: Эксмо, 2004 г. стр.177-178.
6. Сайфуллин Н.Ф. Пропасть, которую в два прыжка не одолеть / Исследования и разработки, № 3, 2001.
7. Ушаков Б. Все мы приказчики / Экономика и время, № 46, 2005.
8. Лапин Н.И., Пригожин А.И. и др. «Нововведения в организациях», М., 1981 г.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:42:58