Взаимосвязь финансовой системы и предпринимательских структур региона

Болдырева Л.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (26), Февраль 2009

Цитировать:
Болдырева Л.В. Взаимосвязь финансовой системы и предпринимательских структур региона // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 2. – С. 99-102.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11701953
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В условиях транзитивной экономики рыночные механизмы не всегда способны предупреждать и преодолевать серьезные территориальные различия в уровне жизни населения, эффективности региональной системы предпринимательства. В настоящее время существует два основных подхода к регулированию развития предпринимательства в регионе. Первый основан на применении к регионам моделей экономического роста, аналогичных моделям, разработанным для объяснения экономического роста страны в целом. Второй заключается в разработке специфических методов регулирования поведения различных предпринимательских структур, определяющих развитие экономики региона.

Ключевые слова: предпринимательство, инновационное предпринимательство, экономический рост, финансовая система, регулирование предпринимательской деятельности, экономика региона, региональный аспект



В условиях транзитивной экономики рыночные механизмы не всегда способны предупреждать и преодолевать серьезные территориальные различия в уровне жизни населения, эффективности региональной системы предпринимательства. В настоящее время существует два основных подхода к регулированию развития предпринимательства в регионе. Первый основан на применении к регионам моделей экономического роста, аналогичных моделям, разработанным для объяснения экономического роста страны в целом. Второй заключается в разработке специфических методов регулирования поведения различных предпринимательских структур, определяющих развитие экономики региона.

В последние годы, в русле исследования территориального развития и создания концепции системного регулирования развития экономики регионов, активно работают российские ученые - В.Н. Лексин, А.Н. Швецов, В.В. Климанов, О.В. Кузнецова, В.И. Тищенко.

Для создания системных предпосылок позитивного развития предпринимательства в регионах важно стабильное функционирование региональной финансовой системы. Следовательно, для достижения устойчивого экономического роста регионов важно обеспечить создание эффективного механизма управления развитием региональных финансовых систем с учетом создания методов взаимодействия финансовой системы и бизнес-структур в условиях финансового или структурного кризиса.

Имеются противоречивые подходы, оценивающие характер связи финансовой системы и предпринимательства. Й. Шумпетер отмечал активное влияние финансовых систем на экономику посредством эффективной трансформации сбережений в инвестиционную деятельность, способствующую увеличению объемов производства, доходов населения, доходной базы бюджета [5].

С другой стороны, нобелевский лауреат Р. Лукас считает, что значение финансового сектора для экономического роста очень переоценивается – финансовой системе отведена относительно пассивная роль обслуживания возникающих потребностей экономики в посреднических услугах.

В отечественной финансовой науке также уделено большое внимание роли финансовой системы в развитии предпринимательства. С.И. Лушин определяет финансовую систему как одну из самых мощных структур в современном рыночном хозяйстве, отмечает повышение ее роли и возрождение реальных финансовых отношений – появление коммерческих банков, становление рынка ценных бумаг, самостоятельность финансов предпринимательских структур [4].

Использование финансового потенциала субъектов Российской Федерации для успешного достижения целей наднационального, национального и регионального уровня, а также финансирование крупных, капиталоемких и долговременных проектов требуют консолидации финансовых ресурсов. На региональном уровне есть возможность консолидации бюджетных средств и финансовых инструментов хозяйствующих субъектов. Однако осуществить такую консолидацию в подавляющем большинстве регионов Российской Федерации довольно сложно: мешают низкий экономический потенциал и слабость собственной финансовой базы большинства регионов России, отсутствие в регионах развитой системы финансовых институтов, политика федерального центра и ряд других обстоятельств.

До настоящего времени не было единой концепции, описывающей взаимосвязь финансовой системы и реального сектора региона, которая необходима для осуществления успешного перехода от депрессивного состояния к ускорению темпов экономического развития. Учитывая нерешенность вышеперечисленной проблемы, необходимо рассмотреть существующие подходы к изучению влияния региональных финансовых систем на динамику предпринимательства в регионе и обосновать необходимость финансового регулирования социально-экономических процессов.

Регулирование развития предпринимательства осуществляется посредством перераспределения финансовых ресурсов, благодаря которому создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления эффективного функционирования отдельных звеньев экономики.

Наиболее важное значение для развития экономики региона имеет финансовое регулирование и стимулирование предпринимательской сферы. По нашему мнению, именно финансовое стимулирование развития сектора малого предпринимательства должно ускорить переход российской экономики к рыночным отношениям.

Согласно теории Д. Кейнса, заключающейся в макроэкономическом подходе к изучению экономических процессов, решающая роль в процветании экономики принадлежит расширенному воспроизводству [1]. Расширенное воспроизводство обеспечивает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост национального продукта, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Основным инструментом регулирования воспроизводственных процессов являются финансирование предпринимательских структур.

В условиях ранее существовавшей административно-командной системы финансовая самостоятельность предприятий была сокращена, что не позволяло хозяйствующим субъектам принимать оперативные финансовые решения, направленные на повышение финансово-хозяйственных результатов.

В свою очередь рыночные преобразования, приведшие к существенной реструктуризации российской промышленности, диктуют необходимость поддержки государством хозяйствующих субъектов в виде субсидий, субвенций, государственного заказа, гарантий или инвестиций, что способствует ускоренному развитию отдельных отраслей экономики, созданию предпосылок для ускорения научно-технического прогресса. Принцип государственной финансовой поддержки преследует цели ослабления региональных диспропорций, достижения долгосрочных устойчивых социально-экономических результатов [2].

Внешнее финансирование предприятий также может осуществляться за счет средств финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и денежных ресурсов учредителей предприятий.

В настоящее время инвестиционная деятельность предпринимательских организаций направлена на модернизацию производства. По данным Росстата, 47-48 % предприятий осуществляют инвестиционную деятельность с целью повышения экономической эффективности производства, то есть инвестиции ориентированы на автоматизацию, внедрение новых технологий [3]. Однако, в условиях финансового кризиса 2008 г. предприятия, осуществлявшие модернизацию за счет кредитных ресурсов, столкнулись с нарастающими проблемами роста инвестиционных затрат, связанных с обслуживанием кредита и обесценением предоставленных в обеспечение кредита собственных ценных бумаг. В этих условиях региональные власти должны найти финансовые средства для поддержки данных предприятий.

Несмотря на значительные размеры Стабилизационного фонда и рекордные объемы золотовалютных резервов, регионам, как и стране не гарантирована долгосрочная стабильность. Достаточно совершить несколько ошибок в политике на мезоуровне, как может произойти нарушение стабильности и на макроуровне. Поэтому одной из первых задач на региональном уровне является реформирование региональных финансовых систем, обеспечивающих оптимизации финансовых ресурсов для поступательного развития предпринимательства.

Соответственно экономика регионов Российской Федерации нуждается в системе мер, направленных на эффективное регулирование развития региональных финансовых систем – создание адекватного финансового обеспечения экономического развития регионов.


Источники:

1. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ. / Д.М. Кейнс. – М. : Гелиос АРВ, 1999. – 352 с.
2. Поздняков А. Политика регионального выравнивания (основные подходы и принципы) / Поздняков А., Лавровский Б., Масаков В. // Вопросы экономики. – 2006. – №10. – С. 81.
3. Россия в цифрах, 2007: крат. стат. сб. / Федер. служба гос. стат. (РОССТАТ). – Офиц. изд. – М.: Статистика России. – 2007. – 494 с.
4. Функции денег и финансы / Лушин С.И. // Финансы. – 2006. – №6.– С. 68.
5. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер.с англ. / Й. Шумпетер – М.: Прогресс, 1982. – 455 с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:03:02