Роль кластерного подхода в обеспечении конкурентоспособности отечественных инновационных предпринимательских структур в условиях ВТО
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 40
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (96), Декабрь 2014
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22702308
Цитирований: 40 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Материал посвящен выявлению принципов формирования инновационных кластеров, функционирование которых на мировом рынке в рамках ВТО способствует достижению максимальной конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур. В данном исследовании также предложена классификация инновационных кластеров.
Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, предпринимательские структуры, интеграция, глобализация, кластер, кластерный подход, инновационность, регион, фасилитаторы
Долгосрочное успешное развитие экономики связано с ростом конкурентоспособности различных отраслей, в том числе и наукоемких. Огромную роль в этом играет кластерный подход [3].
Раздвигая горизонты
На сегодняшний день данный подход является не только средством достижения целей государственной экономической политики (рост конкурентоспособности национальной экономики, повышение уровня ее инновационности и др.), но и важным инструментом регионального развития, к индикаторам которого можно отнести рост уровня занятости, повышение размеров заработной платы, увеличение объемов отчислений в региональный бюджет, рост уровня стабильности и конкурентоспособности региональных производств. Кластерный подход дает возможность улучшить эффективность взаимодействия государства и предпринимательских структур; производственных, образовательных и исследовательских учреждений в рамках инновационного развития страны, региона. Использование кластерного подхода может стать фундаментом для паритетного диалога между представителями государственной власти и предпринимательства в целях выявления проблем развития производства и науки, поиска направлений в наиболее успешной реализации потенциальных возможностей инвестирования и необходимых мер государственной экономической политики [9].
В мировой практике существует множество моделей использования кластерного подхода. В частности, некоторыми странами Евросоюза была принята шотландская модель кластеров, в которой ядром совместных производств становятся большие предприятия, объединяющие вокруг себя небольшие фирмы [16]. Часто в развитых странах используется и итальянская модель – более гибкие и «равноправные» варианты сотрудничества предприятий малого, среднего и крупного бизнеса [18]. В силу ряда причин для участников российских инновационных кластеров наиболее оптимальным является использование шотландской кластерной модели. В ней применяется вертикальная иерархия организационных отношений, что позволяет создать цепочку «создание – разработка – производство – продвижение – реализация» инновационной продукции (услуг) на международные рынки. Особенно эта модель стала актуальной в условиях членства России в ВТО.
В формировании и работе кластеров важная роль принадлежит так называемым фасилитаторам [5, 8]. Они в рамках функционирования кластеров координируют процессы взаимодействия предприятий, способствуют привлечению новых компаний, влияют на партнерство и сотрудничество. В роли фасилитаторов могут выступать региональные и местные органы власти (на начальном этапе развития кластеров), но также это могут быть и торгово-промышленные палаты. В случае формирования региональных инновационных кластеров на роль фасилитаторов лучше всего подходят региональные центры инновационного развития.
К основной обязанности фасилитаторов можно отнести формирование необходимой рыночной среды, что осуществляется посредством постоянной диагностики и сегментации рынка по территориальному расположению, по потребителям, по продуктам; анализа условий развития региональной экономики, т.е. существующих каналов сбыта и возможности создания новых; идентификации региональных кластеров и т.д.
Следует также отметить, что в ситуациях, когда кластер расширяется и становится зрелым, в нем должна сформироваться формальная структура, поскольку в кластер привлекаются инвестиционные проекты со значительными финансами. Важная роль именно на этом этапе организационных изменений принадлежит региональным, местным органам власти, в обязанности которых входит налаживание коммуникационных каналов между кластером, фасилитатором и другими организациями региона, т.е. региональные, местные власти содействуют сотрудничеству между хозяйствующими субъектами [19].
Обобщение передовой практики свидетельствует, что к экономическим мероприятиям региональных, местных органов власти в процессе кластерного развития следует отнести [15]:
- обеспечение ресурсами (материальными, кадровыми и др.) фасилитатора;
- финансовую поддержку инновационной деятельности (в первую очередь, новых членов кластера);
- инвестирование в научно-исследовательские работы кластера (НИОКР, страхование рисков, регулирование инновационных процессов и др.);
- налоговое регулирование деятельности предприятий в кластере.
С этих позиций к направлениям кластерной политики на уровне государства и регионов, на наш взгляд, должны быть отнесены:
- оценка и постоянный мониторинг развития инновационных кластеров на национальном, региональном и местном уровне. При этом необходимы оценка структуры кластеров с позиций ее эффективности и анализ уровня локализации кластеров в территориальном или отраслевом аспекте. На данном этапе следует также проводить оценку и прогнозирование перспектив развития кластеров на международных рынках (с учетом факта членства России в ВТО). Необходим здесь и анализ влияния кластеров на территории и их социальный сектор;
- способствование налаживанию коммуникаций между потенциальными участниками инновационных кластеров;
- влияние на обмен опытом по кластеризации между регионами, между отечественными и международными предпринимательскими объединениями;
- способствование объединению участников кластеров, влияние на выход кластеров на международные рынки в рамках ВТО. Необходимо содействие в проведении маркетинговой и рекламной политики, в поиске специалистов в сфере науки и техники;
- формирование коммуникационно-информационных структур на уровне регионов;
- создание благоприятного институционального климата для развития региональных промышленно-инновационных кластеров.
Спла знаний и опыта
Для вхождения инновационных кластеров на рынок инноваций, по справедливому утверждению Ю.В. Громыко [2], необходимо создание нескольких параллельно работающих групп (в их состав должны входить представители науки, системы образования, малого, среднего и крупного бизнеса и др.), ориентированных на разработку методического инструментария деятельности кластера. Особенно это актуально в условиях членства Россия в ВТО, что определяет дополнительные требования к деятельности предприятий, влияющие, в свою очередь, на обеспечение конкурентоспособности российских инновационных предпринимательских структур и их объединений. Создание кластеров обусловливает необходимость объединения на определенной территории инновационных производственных бизнес-проектов в тех или иных технологических сферах, осуществления фундаментальных разработок и использования современных систем проектирования инновационной продукции и подготовки производства новых видов продукции. Такое объединение дает возможность в рамках единой системы управления циклов обменов научными знаниями и опытом использования технологий сформировать институциональную структуру будущих кластеров.
При этом следует помнить, что основным моментом создания кластеров является не географически-территориальное объединение предпринимательских структур, а сближение различных производств в отраслях, дающее синергетический эффект и ведущее к возникновению паритетных функциональных отношений между участниками кластера [10]. Также важнейшим моментом является осуществление коммерциализации современных инновационных разработок.
Исследование имеющихся научных подходов к решению вышеотмеченных проблем позволяет сделать вывод, что при создании кластеров необходимо придерживаться следующих организационных основ [7, 10]:
1) получение дохода за пределами сырьевых отраслей – на основании научно, технологически и экономически обоснованных решений следует создавать среду для возможности переоснащения и перепрофилирования высокотехнологичной промышленности, а также все необходимые условия для привлечения инвесторов (как внутренних, так и внешних). Указанный подход является основой повышения конкурентоспособности в условиях членства России в ВТО;
2) возможность сращивания новых типовых решений регионального развития – технологические пакеты, которые создаются в кластерах, могут тиражироваться в пределах разных территориальных формирований, создавая территориальные центры обеспечения стратегической занятости;
3) создание звена для сочетания между прикладными разработками и фундаментальными научными исследованиями. Данное направление позволит регулировать и расширять обороты знаний и их практическое использование для получения эффекта и развития инноваций [2].
Также изучение вышеотмеченных научных трудов и исследование аналитических материалов дало возможность определить, что создание кластеров предполагает приверженность следующим функциональным направлениям [12]:
- технологическое направление предусматривает выбор типов технологий, которые могут быть созданы на основе фундаментальных знаний. Для этого необходимо взаимодействие между организациями-разработчиками и научно-исследовательскими учреждениями;
- организационно-производственное направление – процесс выбора типов серийных производств, который должен быть сформирован на основании экспериментально-опытных образцов инновационной продукции;
- маркетинговое направление – процессы определения перспективного спроса на инновационную продукцию, продвижения и позиционирования предприятий кластера на рынке, формирования дилерской сети;
- инвестиционное направление – инвестиционная оценка инновационной продукции, проведение оценки рисков; постоянная оценка эффективности инвестиций;
- кадровое направление предусматривает подбор кадров и управление ими в условиях функционирования гибкой инновационно-производственной кластерной системы.
Как справедливо указывают зарубежные исследователи, для создания эффективного инновационного кластера необходимо учитывать также организационно-институциональные аспекты. В состав инновационных кластеров международного уровня, по их мнению, должны входить четыре вида технологических объединений, среди которых лаборатории, внедренческие центры, технологически-промышленные группы, маркетинго-сбытовые объединения [15, 19].
Рассмотренные нами материалы, касающиеся зарубежной практики организации кластеров, свидетельствуют, что для обеспечения взаимосвязей указанных групп необходимо наличие сверхструктур, которые могут быть представлены [17, 20]:
- объединениями инвесторов, принимающими решения о приоритетном финансировании конкретных проектов;
- советами экспертов, анализирующими различные инновационные проекты по мере их подготовки к процессам реализации;
- центрами креативного развития, формирующими материалы для принятия решений советами экспертов и объединениями инвесторов.
Усилия дают результат
Представляется, что включение в инновационные кластеры на основе вертикальной интеграции создает не спонтанно организованные объединения разных технологических изобретений, а комплексно ориентированные системы внедрения новых технологий, знаний и инноваций. При этом создание сетей стойких связей между всеми участниками кластеров является приоритетным условием обеспечения конкурентных преимуществ.
Можно предложить следующий подход к типологии инновационных кластеров, основанный на выделении их видов по признакам и особенностям (см. табл. ).
Таблица
Классификация инновационных кластеров в зависимости от признаков и особенностей функционирования (разработано нами)
№
|
Критерий классификации
|
Вид инновационного кластера
|
Особенности инновационного кластера
|
1
|
По направлению достижения конкурентных преимуществ
|
Продуктовые инновационные кластеры
|
Разработка новых продуктов
|
Технологические инновационные кластеры
|
Внедрение новых технологий
| ||
Сырьевые инновационные кластеры
|
Использование новых видов сырья
| ||
Инфраструктурные инновационные кластеры
|
Использование преимуществ расположения
| ||
Организационные инновационные кластеры
|
Использование новых методов управления
| ||
2
|
По ориентации на инновационный эффект
|
Корпоративные (бизнес ориентированные)
|
Обеспечение конкурентных преимуществ для предприятий-
участников кластера
|
Региональные кластеры
|
Обеспечение развития региона
| ||
3
|
По отраслевому охвату
|
Отраслевые инновационные кластеры
|
Направленные на генерирование инноваций в конкретной
отрасли
|
Надотраслевые инновационные кластеры
|
Способные создавать инновации для какого-либо комплекса
отраслей
| ||
4
|
По месту и роли учреждений науки и образования в кластере
|
Образовательно-инновационные кластеры
|
Ядро данных кластеров представляют учреждения образования
|
Научно-инновационные кластеры
|
Основу кластеров составляют научные учреждения
| ||
5
|
По инновационным направлениям
|
Кластеры с инновационным направлением
|
Нацелены на внедрение инноваций
|
Исключительно инновационные кластеры
|
Их цель – исключительно способствование инновациям
| ||
6
|
По охвату инновационного процесса
|
Комплексные инновационные кластеры
|
Кластеры, охватывающие весь инновационный процесс: от
зарождения идеи к ее полному воплощению
|
Точечные инновационные кластеры
|
Создают инновационный эффект на определенной стадии
процесса
| ||
7
|
По территориальному размещению
|
Региональные или межрегиональные инновационные кластеры
|
Размещены в одной или нескольких областях России и включают
соответствующих участников
|
Инновационные кластеры в условиях трансграничного
сотрудничества регионов
|
Кластеры расположены на территории России, активно используют
потенциальные возможности и преимущества трансграничного сотрудничества
| ||
Трансграничные инновационные кластеры
|
Кластеры, объединяющие участников по разные стороны границы
(двух и больше государств)
|
Следует отметить, что эту классификацию можно использовать для внедрения кластеризации в определенных отраслях, выхода предпринимательских структур в рамках кластеров на международные рынки.
Выводы
Как свидетельствуют материалы многочисленных научных трудов и аналитических исследований [1, 4, 11, 13, 14], формирование инновационных кластеров – это новейший путь перестройки предпринимательских структур, отраслей для выхода на новый уровень международных хозяйственных взаимоотношений (в частности, в рамках ВТО), поскольку наиболее перспективным методом повышения конкурентоспособности современных предприятий и целых отраслей является продуцирование и оперативное внедрение инноваций.
Источники:
2. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Альманах «Восток», 2007. – № 1 (42). – http://www.situation.ru/app/j_art_ 1178.htm.
3. Ибатуллова Ю.Т. Кластеры как инновационная форма диверсификации и развития региональной экономики // Креативная экономика, 2008. – № 8.
4. Инновационный потенциал научного центра: методологические и методические проблемы анализа и оценки / В.И. Суслов и др. – Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2007.
5. Корчагина Н.А. Международная конкурентоспособность и стратегии компаний: Учебно-методическое пособие / Н.А. Корчагина, К.С. Соколова, И.Н. Ахунжанова. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2011.
6. Кошелева Т.Н. Анализ моделей инновационного развития субъекта малого предпринимательства // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 2011. – № 4.
7. Кропотова Н.В. Кластерная форма регионального развития // Материалы научно-практической конференции «Проблемы формирования инновационных механизмов в современных условиях. Социально-экономическое развитие Крыма на основе кластеров». – Симферополь: Минэконом АРК, 2007.
8. Лапыгин Ю.Н. Основы стратегического управления. – Владимир: ВлГУ, ВИБ, 2002.
9. Меньшенина Н.Г. Кластерообразование в региональной экономике. – Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 2008.
10. Николаев М.А., Махотаева М.Ю. Методологические аспекты оценки эффективности инновационных кластеров // Вестник Псковского государственного университета, 2012. – № 1.
11. Скоробогатов А.С. Институциональная экономика: курс лекций. – СПб: ГУ-ВШЭ, 2006.
12. Соколенко С. Промышленная и территориальная кластеризация как средство реструктуризации // Материалы конференции «Социальные аспекты и финансирование индустриальной реструктуризации» (Москва, 26-27 октября 2003 г.). – М.: Региональный форум, 2003.
13. Три исследования по конкурентной политике / Под ред. А.Е. Шаститко; Бюро экономического анализа. – М.: ТЕИС, 2002.
14. Узбекова А.С., Колесов К.И., Шибанов Н.А. Проблематика идентификации и построения кластерных образований предприятий Нижегородской области // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, 2013. – № 1(98).
15. Competitive Regional Clusters National Policy Approaches Reviews of Regional Innovation, OECD, 2007 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unescap.org/tid/artnet/mtg/gmscb_regionalclusters.pdf.
16. Cortright J. Making Sense of Clusters: Regional Competitiveness and Economic Development. // The Brookings Institution. 2006. March.
17. Ketels C. Clusters of Innovation in Europe, in: Structural Change in Europe 3 – Innovative City and Business Regions, Bollschweil: Hagbarth Publications. 2003.
18. OECD Reviews of Regional Innovation. Competitive Regional Clusters: National Policy Approaches, 2007.
19. Van den Berg L. Growth Clusters in European Cities: An Integral Approach / L. Van den Berg, E. Braun and W. van Winden // Urban Studies, 2001. 38.1.
20. Wickham M. Regional Economic Development: Exploring the Role of Government in the Porter’s Industrial Cluster Theory. CRIC Cluster conference. Beyond Cluster-Current Practices&Future Strategies Ballarat. Jure 30-July 1. 2005.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 13:02:50