Анализ состояния и тенденций развития пищевой и перерабатывающей промышленности Нижегородской области

Машин М.В., Королева А.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (96), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Машин М.В., Королева А.И. Анализ состояния и тенденций развития пищевой и перерабатывающей промышленности Нижегородской области // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 49-52.

Аннотация:
Пищевая и перерабатывающая промышленность России – одна из важнейших стратегических отраслей экономики, призванная обеспечить устойчивое снабжение населения необходимыми продуктами питания. Долгосрочные интересы Нижегородской области, как и страны в целом, диктуют необходимость развития отечественной пищевой индустрии не только в целях удовлетворения внутреннего спроса, но и обеспечения экспортных поставок отдельных видов продукции в перспективе.

Ключевые слова: пищевая промышленность, Нижегородская область, перерабатывающая промышленность



Пищевая и перерабатывающая промышленность России – одна из важнейших стратегических отраслей экономики, призванная обеспечить устойчивое снабжение населения необходимыми продуктами питания. Долгосрочные интересы Нижегородской области, как и страны в целом, диктуют необходимость развития отечественной пищевой индустрии не только в целях удовлетворения внутреннего спроса, но и обеспечения экспортных поставок отдельных видов продукции в перспективе.

Анализ ситуации в отраслевом аспекте показал, что в структуре промышленного производства по выпуску продукции в Нижегородской области на 3 месте после машиностроительного комплекса и черной металлургии находится пищевая и перерабатывающая промышленность [5, с. 9].

За период с 1999 по 2005 гг. рост индекса промышленного производства в пищевой промышленности Нижегородской области в целом по годам к предыдущему периоду колебался в пределах 1-12% (тогда как в среднем по России – 4-8%). В 2005 году он составил 1,1%, а в 2004 – 0,5% (по России соответственно 4,4% и 4,0%). Уровень рентабельности продукции пищевой промышленности области колебался в пределах 3,6-9,6% (по России – 7,5-10%).

В 2005 году всеми предприятиями пищевой индустрии Нижегородской области произведено продукции в фактических ценах на сумму 23725 млн. рублей или 10,1% от общего объема производства промышленности региона. Объем отгруженной продукции по виду деятельности «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» составил 25778,5 млн. руб. или 6,9% от общего объема отгруженной продукции в целом по промышленному производству [1, 3, 4, 5].

В 2005 году, по сравнению с 1990 г. в Нижегородской области, объемы промышленного производства жизненно важных продуктов питания снизились:

‑ мяса – на 65,98%;

‑ животного масла – на 31,5%;

‑ цельномолочной продукции – на 58,8%;

‑ хлеба и хлебобулочных изделий - на 66,5% [3, с. 6].

В целом, необходимо признать, что пищевая промышленность переживает замедленные структурные изменения. Анализ состояния и тенденций развития пищевой промышленности России и Нижегородской области показывает, что проводимые в экономике рыночные преобразования по-разному отразились на работе ее отраслей. Ряду из них после структурной перестройки удалось не только преодолеть спад производства по сравнению с началом реформ, но и привлечь финансовые ресурсы для модернизации действующих мощностей и строительства новых предприятий.

Результатом стало увеличение объемов выпуска продукции, улучшение упаковки и качества, расширение ассортимента. Речь идет, прежде всего, о таких отраслях, как пивобезалкогольная, табачная, масложировая, ликероводочная и кондитерская. Однако, несмотря на положительную динамику, многие отрасли развиваются неустойчиво (хлебопекарная, сахарная и т.д.). Это обуславливается многими факторами как внутреннего, так и внешнего характера.

Анализ производственной деятельности предприятий показал, что сокращение выпуска продукции в ряде отраслей пищевой промышленности связано с низким использованием производственных мощностей. Например, в хлебопекарнях они использовались на 47,5%, на предприятиях молочной отрасли – на 66,3%, мясной – на 59,0% [5, с. 11].

Одним из отрицательных факторов, влияющих на развитие производства, является изношенность основных фондов. Исследование использования производственных мощностей показывает, что их потенциал практически исчерпан, поскольку значительная часть оборудования ввиду его физического и морального износа не может быть задействована в производстве. В пищевой индустрии степень износа основных фондов составила в 2005 году 34,1% (по России – 35,0%), что ниже, чем в других основных отраслях и в среднем по промышленности в области [1, 4].

Стоит отметить, что для модернизации материально-технической базы производства необходимы не только усилия самих предприятий (сегодня они недостаточны), но и гибкая, целенаправленная государственная политика.

Одной из основных причин неустойчивой работы предприятий пищевой промышленности является недостаток финансовых средств. Доля убыточных организаций в данной отрасли Нижегородской области в 2005 году составила 28,6% от общего числа, что по сравнению с предыдущим годом ниже на 10,6%.

Несмотря на некоторое сокращение количества убыточных предприятий в пищевой промышленности области, сумма их убытка составила в 2005 году 202,6 млн. руб. против 195,5 млн. руб. в 2004 г., т.е. возросла более чем на 7,1 млн. руб.

В целом в пищевой индустрии региона были характерны те же тенденции изменения финансового состояния предприятий, что и в целом по России. Финансовое состояние предприятий отрасли во многом зависит от уровня инфляционных процессов. Так, например, среднемесячные темпы прироста цен в производстве Нижегородской области в 2005 году составили 0,71 %, в 2004 году – 1,36% [3, с.20-23].

Важнейшим источником обновления производственного аппарата и повышения конкурентоспособности продукции являются инвестиции.

Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий в производстве пищевых продуктов области, за счет всех источников финансирования, в 2005 году составил 1950022 тыс. руб., что в 2,7 раза больше, чем в 2004 г.

В 2005 году на долю собственных средств в Нижегородской области в производстве пищевых продуктов приходилось 1243268 тыс. руб. или 63,8% (из которых, 79,9% ‑ прибыль, остающаяся в распоряжение предприятия; 18,6% ‑ амортизация). А 36,2% или 706754 тыс. руб. – привлеченные средства (в том числе: 23,5% ‑ кредиты банков, 12,7% ‑ заемные средства других организаций) [2, с. 20, 32].

Положительной тенденцией в деятельности предприятий является то, что меняется мотивация их инвестиционной деятельности. При жестких ограничениях финансовых ресурсов инвестиционные решения определяются задачами повышения качества продукции и ее соответствия современным стандартам, расширения ассортимента, а также технологическими аспектами снижения себестоимости.

Исследование структуры источников инвестиций в основной капитал убедительно доказывает, что основным их источником являются не иностранные инвестиции, не банковский капитал, а собственные средства предприятий. Следует также отметить, что, как и по России в целом, так и в Нижегородской области одним из полноценных ресурсов инвестиционного развития становятся амортизационные отчисления.

Таким образом, проведенный анализ состояния предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Нижегородской области позволяет сделать вывод, что несмотря на некоторые позитивные изменения в работе предприятий, ситуация в отрасли остается непростой. Для достижения устойчивого развития необходимо основные усилия направить на рост конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышение эффективности производства и совершенствования его структуры на базе реализации стратегии развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Для решения этих задач необходимо:

‑ увеличить объем капиталовложений в техническое перевооружение и реконструкцию производства по выпуску конкурентоспособной продукции;

‑ расширить масштабы инновационной деятельности предприятий, ориентируясь, прежде всего, на внедрение прогрессивного оборудования, автоматизацию производственных процессов;

‑ обеспечить продвижение товаров на рынки, в том числе зарубежных стран, выход предприятий на новые сегменты сбыта.

Важным резервом повышения конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности является создание эффективных систем управления.


Источники:

1. Россия в цифрах.2006: Крат. стат. сб. – М.: Росстат 2006. – 462 с.
2. Инвестиционная деятельность Нижегородской области в современных условиях в 2001-2005 гг.: Стат. сб. – НН.: Нижегородстат, 2006. – 78 с.
3. Итоги работы промышленных предприятий и организаций Нижегородской области в 2005 году в разрезе видов экономической деятельности: Стат. сб. – НН.: Нижегородстат, 2006 г. ‑ 38 с.
4. Нижний Новгород в цифрах (2001-2005 гг.): Стат. сб. – НН.: Нижегородстат, 2006 г. ‑ 40 с.
5. Состояние базовых отраслей экономики Нижегородской области в 2004 г.: Стат. сб. – НН.: Нижегородстат, 2005 г. ‑ 38 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:38:23