Информационное обеспечение управления сельскохозяйственным предприятием
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-2 (91), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Якимова О.Ю. Информационное обеспечение управления сельскохозяйственным предприятием // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 126-130.
Аннотация:
Повышение эффективности деятельности агропромышленного комплекса в условиях рыночной экономики на ближайшую и дальнюю перспективы – главная задача современного этапа развития сельскохозяйственного производства. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей предприятия, его обеспеченности необходимыми ресурсами, условий конкурентной борьбы.
Ключевые слова: информационное обеспечение, агропромышленный комплекс, сельскохозяйственные предприятия
Повышение эффективности деятельности агропромышленного комплекса (АПК) в условиях рыночной экономики на ближайшую и дальнюю перспективы – главная задача современного этапа развития сельскохозяйственного производства. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей предприятия, его обеспеченности необходимыми ресурсами, условий конкурентной борьбы.
Исследования показывают, что в России при сокращении применения высокоинтенсивных технологий будет расширяться применение малоэнергоемких и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции. Такого рода технологические решения регионального уровня базируются на глубоком анализе всего многообразия технологических, технических, сортовых, породных, агроклиматических, экономических, экологических и других особенностей конкретной природно-климатической зоны. Осуществить анализ такой глубины и провести синтез возможных решений по оптимальному, многовариантному выбору необходимого технологического процесса возможно на основе все расширяющегося использования информационных технологий.
Формирование рыночных механизмов экономики, создание необходимых условий функционирования товаропроизводителей и потребителей сельскохозяйственной продукции требуют создания адекватной этим механизмам среды деловой информации. Эта среда должна обеспечивать информационную поддержку субъектов рыночного механизма на всех стадиях производства и потребления сельхозпродукции и услуг, а также во всех отраслях АПК. Поэтому главной задачей формирования информационной инфраструктуры АПК является создание максимально благоприятных условий доступа всех сельскохозяйственных предприятий к информации, которую в мире принято называть деловой.
Процесс управления осуществляется посредством сбора и накопления информации об объекте управления, целенаправленных процессов ее обработки и передачи. Более точным представляется взгляд на управление как на обеспечение процессов формирования и движения информационных потоков, под которыми понимается сложившееся или специально организованное движение сообщений от некоторого источника к некоторому приемнику, направленное на обеспечение реализации функций управления в рамках целей и условий управляемой системы.
Анализ потребности в информации для управления предприятиями АПК позволяет утверждать о необходимости совершенствования системы его информационного обеспечения, которая должна включать информационное обеспечение системы государственного регулирования и предпринимательской деятельности в АПК. Информация может быть получена как извне, так и внутри самого предприятия, но при этом, как правило, ощущается или недостаток соответствующей информации по хозяйственной деятельности предприятия, или избыток бессвязной, бесполезной информации. Таким образом, необходимы: выбор данных, имеющих отношение к делу, а также организация поступления информации и обеспечение ее получения в нужное время.
Основная задача информационного управления заключается в разработке решений по концентрации и распределению информации на уровне всего предприятия с привлечением уже действующих внутрипроизводственных систем. Эти системы (например, анализа, планирования, оперативной информации) могут применяться в качестве агрегатирующих (например, систем обеспечения процессов принятия решений), которые частично имеются на сельскохозяйственном предприятии. Полученная с их помощью информация может быть вновь использована в другом звене и на другом уровне (оперативном или стратегическом), чтобы пополнить данные для управления и укрепить тем самым базу принятия решений на предприятии.
Основополагающим принципом ведения хозяйственной деятельности является оптимизация соотношения прибыли и вложений с точки зрения факторов рынка, контроль за затратами: необходимо тщательно учитывать все затраты и постепенно исключать малоэффективные, постоянно следить за конъюнктурой рынка, видеть его «болевые точки». Следовательно, система информационного обеспечения сельскохозяйственного производства должна давать не только диагноз ситуации, но и советы по изменению организации и управления, обеспечивающему более высокие результаты.
К информации, необходимой руководителям сельскохозяйственных предприятий, предъявляются следующие требования [1]:
1. Ценность для осуществления процессов управления и достоверность. Как уже упоминалось выше, не только неправильная, ошибочная информация, но и излишняя, чрезмерно подробная информация могут отрицательно сказываться на процессах управления, вызывая усложнение структуры и увеличение трудовых затрат управленческого аппарата, непроизводительные затраты времени работы технических систем обработки информации.
2. Своевременность поступления к потребителям. Замедления поступления информации снижают, а иногда и сводят к нулю ее ценность для управления, снижают эффективность решений руководителей и функций исполнителей, нарушают установленный ритм функционирования систем управления.
3. Лаконичность и высокая насыщенность. Эти свойства обеспечивают ценность информации, а также ускорение ее доставки и обработки.
4. Удобство кодирования, которое является важным фактором надежности передачи и обработки, доступности восприятия.
5. Минимизация расходов на сбор, формирование и обработку информации. Однако от формы представления (письменный отчет, цифровая сводка, устное донесение и т.д.) существенно зависят и лаконичность сообщения, и удобство его восприятия, и кодирование, и время, необходимое для его передачи, обработки, а значит, в конечном счете, и ценность информации.
Перспективной формой информационного обеспечения является организация консультативно-информационных центров. Создание целостной комплексной системы информационного обслуживания требует проведения научных исследований по разработке ее структуры, организации технической базы, соответствующего программного и правового обеспечения, а также экономического механизма взаимодействия в условиях рыночной экономики.
Задача этой службы – развитие конкурентоспособности аграрного сектора через оказание содействия сельским товаропроизводителям в принятии обоснованных экономических решений, более эффективном ведении хозяйства [3].
Основными функция подобной консультативно-информационной системы должны быть:
– помощь сельскохозяйственным производителям в выявлении и формулировании их проблем, анализе вариантов и обоснованном выборе решений, оценке их результатов и обмене информацией;
– сбор, обработка и предоставление товаропроизводителям и органам управления АПК объективной и постоянно обновляемой информации по различным аспектам производства, переработки, состояния рынка и сбыта сельскохозяйственной продукции;
– консультирование по эффективному планированию и управлению хозяйством, финансовому и инвестиционному анализу, оптимизации использования ресурсов;
– обеспечение обратной связи органов управления АПК и научно-исследовательских учреждений с сельскими товаропроизводителями в целях выработки эффективных мер государственной аграрной политики;
– интеграция информации и знаний из различных источников.
Таким образом, консультационно-информационная служба способствует установлению нового стиля взаимоотношений органов управления АПК и сельских товаропроизводителей, обеспечению их конструктивного диалога. Кроме того, располагая достоверной информацией о проблемах товаропроизводителей, помогая решать их, данная служба может и должна стать активным проводником государственной политики на селе, помощником органов управления АПК в обеспечении ее формирования.
Источники:
2. Коваленко Е.Г., Зинина Л.И. Экономика и организация крестьянских (фермерских) хозяйств: Курс лекций. – Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1995. – 96 с.
3. Глухова Т.В. Информационно-консультационная служба АПК Мордовии // Проблемы экономики, статистики и менеджмента: материалы научн. конф. «XXXIV Огаревские чтения», 5-9 дек. 2005 г. – Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2006. - С. 107-111.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:56:59