Информационные технологии управления предприятием как современый фактор конкурентоспособности предприятия

Каюченко А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (34), Октябрь 2009

Цитировать:
Каюченко А.В. Информационные технологии управления предприятием как современый фактор конкурентоспособности предприятия // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 10. – С. 71-76.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038152
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
За последние 30 лет ценность принятия точных и оперативных решений на предприятиях вышла на первое место, а в условиях развернувшегося экономического кризиса данная проблема приобрела особую остроту. Любое экономическое и конкурентное решение принимается на основе информации, а информационные технологии – это современный и эффективный инструмент получения такой информации. Информационные технологии в системе менеджмента на предприятии развивались вместе с совершенствованием систем управления и принятия решений все это время. На сегодняшний день информационные технологии управления предприятием неразрывно связаны с системой менеджмента, являясь единственным эффективным инструментом информационного обеспечения принятия решений на предприятиях.

Ключевые слова: инновации, информационные технологии, конкурентные преимущества, конкуренция, конкурентоспособность предприятия, информационные технологии управления

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Сочетание SCM, HRM, ERP и CRM систем [1] позволило компаниям успешно в рамках единой интеграционной системы получать однозначную информацию об изменениях в конъюнктуре рынка и спросе, а также централизованно координировать все ресурсы, оптимально выбирая производственную стратегию для максимально выгодного (для себя) удовлетворения клиента в рыночных условиях. Был налажен двухсторонний процесс обмена информацией в единых терминах информационной системы с потребителем, поставщиком и о доступности факторов производства.

Следующим шагом был процесс получения информации и обратной связи об эффективности производственного цикла. Распространенным подходом, направленным на повышение конкурентоспособности самой организационной структуры за счет максимизации эффективности ее работы выступил реинжиниринг бизнес-процессов (BPR).

Данный процесс предполагает регулярный сбор информации о существующих внутри компании процессах и функциях. Затем происходит ее интерпретация в терминах принятой стратегии развития и дальнейшая модификацию имеющихся процессов и функций или даже создание принципиально новых бизнес-процессов, резко повышающих эффективность деятельности всего предприятия.

В последнее время активное развитие получили информационные системы, основанные на данном подходе. Они применяются для создания, описания, просчета оптимальной структуры и управления бизнес-процессами. Все это помогает составлять карты различных бизнес-процессов, а также способствует созданию и поддержанию наиболее эффективной системы управления на фирме или предприятии. [2]

Наиболее известны системы, построенные на основе управления функциями и управления бизнес-процессами организации, подробно описанные в документе «Госстандарт России. Руководящий документ «Методология функционального моделирования IDEF0», а так же в стандартах ISO 9000.

Возросшая сложность и растущие объемы поступающей в компанию информации, необходимой для принятия управленческих решений и регулирования функционирования интеграционных информационных систем, создали предпосылки для появления нового класса информационных систем: информационного обеспечения управления и бизнес-интеллекта (MIS и BI) [3].

MIS (Management Information System - система информационного обеспечения управления) – тип систем автоматизации бизнеса, позволяющих интегрировать и обобщить в рамках принятой стратегии развития или рассматриваемой концепции информацию, необходимую для принятия управленческих решений. При помощи MIS управленцы могут оперативно получать ответы вопросы:

‑ как изменились результаты работы компании за последний месяц и за счет каких факторов?

не исчерпала ли себя та или иная линия продуктов; изменяет ли заказчик схему закупок?

‑ и т. д.

Так же, в последнее время появилось новое поколение информационных систем класса BI [4] (Business Intelligence), т.е. системы бизнес-интеллекта.

Многие компании располагают необработанными данными, с помощью которых можно было бы найти ответы на многие вопросы, однако обычно лишь небольшая доля этих данных используется при принятии ключевых решений. Решения BI обеспечивают преобразование данных в информацию, помогающую принимать стратегические решения бизнеса.

Рисунок 1. Сущность и взаимосвязь стандартов информационного управления, эффективностью бизнеса.

Сейчас информация необходима для четкого определения конкурентных преимуществ компании и ее стратегического позиционирования. Информация о стратегической позиции компании на рынке требуется для построения эффективной бизнес-стратегии на основе конкурентных преимуществ.

Точность, своевременность и оперативность информации в большой степени определяет способность умело воспользоваться своими конкурентными преимуществами.

Способность фирмы успешно конкурировать на рынке определяется двумя ключевыми факторами.

Во-первых, это способность компании своевременно получать информацию о действии конкурентных сил и об их динамике.

Во-вторых, от возможности и умения фирмы мобилизовать и управлять ресурсами, необходимыми для реализации конкурентной стратегии.

Качество, своевременность и точность информации для собственного конкурентного развития определяет способность умело воспользоваться конкурентными преимуществами (и влияет на эффективность инноваций).

Современные технологии обработки, хранения и накопления информации в любых видах являются наиболее действенными инструментами развития конкуренции и повышения конкурентоспособности в экономике.

Информационные технологии на предприятиях существуют в виде разнообразных информационных систем и информационных комплексов, которые исторически группируются по областям создания конкурентных преимуществ.

В сфере управления взаимоотношениями с партнерами и клиентами – CRM и SCM-технологии способствуют росту продаж, снижению издержек, повышению лояльности клиентов и контрагентов, улучшению качества обслуживания. Повышают конкурентоспособность продукции.

В сфере управления бизнес-процессами и повышения эффективности экономической деятельности BPR и ERP – информационные технологии способствуют координации инноваций, минимизации рисков, повышению масштабируемости и гибкости, снижению издержек. Повышают экономическую безопасность предпринимательской структуры.

В сфере управления персоналом и трудовыми ресурсами HRM – способствует использованию кадровых ресурсов максимально эффективно при удовлетворенности сотрудников своей работой. В сфере управления материальными ресурсами MRP-технология способствует рациональному накоплению и использованию материальных ресурсов. Обе системы повышают операционную эффективность компаний и доступность ресурсов и ресурсоэффективность.

В сфере повышения эффективности хозяйственной деятельности ERP, MIS и BI-технологии способствуют достижению синергетического эффекта, автоматизируют и согласуют действия всех частей предпринимательской структур для успешной разработки и реализации стратегических программ и достижения программно-стратегических конкурентных преимуществ.

В заключение, хотелось бы отметить, что в России информационные технологии и интеграционные системы еще достаточно новы и в какой-то мере революционны и выступают в виде мощного конкурентного преимущества. До недавнего времени они были доступны лишь крупным компаниям, а также подразделениям западных фирм, которые осознавали преимущества и имели возможность поддерживания высокого уровня конкурентоспособности от данных технологий.

Сейчас ситуация кардинально меняется по мере того как информационные системы переходят из разряда новинок в повседневный инструмент ведения конкурентоспособного бизнеса, они становятся всё популярнее и превращаются в инфраструктуру.

Конкурентные преимущества условно разделяют на три типа: ресурсные; операционные и программно-стратегические.

Именно информационные технологии и инновации позволяют достигать конкурентных преимуществ на разных уровнях конкуренции по всем трем направлениям: помогают накапливать ресурсные конкурентные преимущества, развивать операционные и более эффективно и создавать программно-стратегические.

Проведенный анализ результатов внедрения интеграционных систем в сфере производства, позволил выявить следующие особенности.

1. С точки зрения инноваций в сфере внедрения интеграционных информационных систем и конкурентных преимуществ от них производственная отрасль – самая многогранная сфера: все многообразие различных информационных решений было создано, в первую очередь, для автоматизации и упрощения и повышения эффективности работы предприятий реального сектора.

2. ERP и MRP-решения дают максимальное высвобождение задействованного капитала за счет уменьшения производственных запасов и ускорения оборачиваемости капитала, что позволяет повысить конкурентные преимущества и экономическую безопасность, за счет улучшения показателей рентабельности и снижения себестоимости товаров.

3. ERP системы, а так же BRP-решения, за счет увеличения гибкости и устранения «узких мест» в производственном цикле позволяют добиться производства более широкой гаммы продукции и ускорения доставки на рынок новых товаров и приблизить момент получения выгоды от инноваций. Наибольший эффект от данного решения получают фармацевтические компании, где прибыльность компании напрямую связана с тем, сколько лет на рынке до истечения патента пробудет то или иное лекарство [1] [5].

5. CRM-системы, позволяющие производить товар, востребованный конкретным покупателем, а не «выбрасывать» его на рынок в надежде, что его купят, позволяют успешно реализовывать рыночную стратегию фирмы. К примеру, в автомобилестроении, покупатель, заказавший машину «под себя», платит на 20% больше, что в разы увеличивает маржу производителя, и соответственно влияет на экономическую безопасность.

6. MIS и BI системы дают возможность отслеживать цикл жизни каждого производимого товара, понимая, где, в каком сегменте фирма получает наибольшую прибыль, на каком продукте стоит сконцентрироваться, а что отдать на аутсорсинг.

- SCM системы за счет создания единого интерфейса общения с поставщиками и систем внутренних электронных торговых площадок способствуют сокращению стоимости закупаемых материалов как за счет уменьшения цены, так и удешевления самих процессов закупки.

7. Внедрение интеграционных информационных систем HRM-класса в реальном секторе позволяет управлять набором, оценкой работы и профессиональным ростом работников на предприятии, повышая общую квалификацию и качество задействованного в производстве трудового ресурса.

Многообразие форм деятельности предприятий реального сектора и видов экономической деятельности позволяют дать лишь общие рекомендации по внедрению интеграционных информационных систем в данной сфере.

Наибольший эффект от внедрения приносят информационные системы SCM, ERP, MIS, HRM и CSRP, позволяющие добиться: снижения себестоимости сырья, более эффективного управления запасами, повышения эффективности производственного процесса за счет его беспрерывности, эффективного управления трудовыми и капитальными ресурсами, а также увеличения продаж производимой продукции за счет использования «push-pull» стратегии при производстве.

Развитие конкурентных преимуществ связано обновлением и позитивными преобразованиями, то есть инновациями в различных областях.

Информация ‑ источник принятия правильного решения для конкурентоспособных изменений. В настоящее время конкурентоспособность предприятия определяется в большей степени его информационной вооруженностью. Современные информационные технологии предоставляют конкурентные преимущества через доступ к информации: за счет повышения качества и скорости принятия бизнес-решений.

В условиях финансового и экономического кризиса оперативная бизнес-информация от информационных систем позволяет быстрее и более адекватно реагировать на нестабильные изменения, обеспечивая и поддерживая конкурентоспособность предприятий.


Источники:

1. Демистификация ИТ: Что на самом деле информационные технологии дают бизнесу / М. Арутюнян, Н. Ермошкин, С. Карминский и др.; Под общ. ред. Н. Ермошкина. – М.: ООО «Альпина Бизнес Букс», 2006. – С.274.

Страница обновлена: 18.04.2024 в 03:02:15