Информационные технологии в управлении предприятием: тенденции и перспективы развития
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью
Том 14, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Цитировать:
Погребцова Е.А. Информационные технологии в управлении предприятием: тенденции и перспективы развития // Экономика и социум: современные модели развития. – 2024. – Том 14. – № 3. – doi: 10.18334/ecsoc.14.3.122072.
Введение
Для обеспечения выживаемости и успешной адаптации предприятия к изменяющимся и динамичным условиям внешней среды, менеджеры вынуждены постоянно совершенствовать технологии и модели управления. Фокус сменяется от фактической реализации современных ИТ-решений к информационным трансформациям в системе управления. Следовательно, главным конкурентным преимуществом предприятия становится интеллектуальная обработка информации на самом высоком уровне [1].
В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что информационные технологии – это процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения информации [2]. Как отмечает Мусаев У. З. информационные технологии играют важную в управлении бизнес-процессами. Они обеспечивают быстрый доступ к информации, централизованное хранение и обмен данных. Мы согласны с его мнение, что они помогают анализировать и интерпретировать полученные результаты. Благодаря им предприятия могут принимать обоснованные управленческие решения, предсказывать тенденции и изменения на рынке, адаптироваться к новым условиям и эффективно управлять своими ресурсами [3].
Таким образом, все программные продукты, компьютеры, ноутбуки, корпоративная электронная почта, корпоративный сайт и другое – все это представляет собой совокупись используемых информационных технологий предприятия. Хранение персональных данных сотрудников, бухгалтерский, налоговый, кадровый и временной учет, электронные трудовые книжки, онлайн обучения персонала - давно представляются как процесс и автоматизированы в организациях. Актуально использование данных технологий как крупными, так и малыми предприятиями.
Целью исследования является проведение оценки развития информационных технологий в управлении предприятием и выявление направлений совершенствования.
Научная новизна исследования состоит в том, что определены основные тенденции развития информационных технологий на уровне предприятий.
Методологическая основа
Исследование базируется на методологической основе, которую составили исследования российских ученых, данные статистических данных и научные статьи. Среди которых следует отметить: Камалова А. Р. (2016); Чернышева Л. Р., Мирославский В. Н., Путков К. А. (2019); Абдулхаирова Э. М., Измайлов М. К. (2021); Кабилов Ш. С., Топрова М., Ковалева Д. О. (2022); Мусаев У. З. (2023) и другие. Однако в данной области необходимо проводить мониторинг развития на постоянной основе.
Результаты исследования
Интеграция технологий и бизнеса – это сложная и многоуровневая задача. На нее влияет целый ряд факторов, от внутренних структур до внешних факторов. Задача современных менеджеров – постоянно держать во внимании факторы, чтобы эффективно управлять процессом, с использованием современных технологий [4].
Современные информационные технологии управления предприятием представляют собой процесс, основанный на строго регламентированных правилах обработки информации. Цель этого процесса заключаются в принятии оптимальных управленческих решений, связанных с основной производственной функцией и реализацией готовой продукции с целью получения максимума прибыли [5].
Информационные технологии в настоящее время активно развиваются. Например, меняющиеся бизнес-процессы, новые направления деятельности, устаревающие установленные платформы, новые требования к информационной безопасности, цифровизация. Все это заставляет компании постоянно обновлять свои информационные системы (рис. 1).
Рисунок 1 – Причины применения информационных технологий при управлении предприятием
Источник: составлено автором по [6; 7; 8; 9].
Большинство информационных технологий в организации способствуют правильному сбору, обработке и анализу информация с целью правильного выбора альтернативного варианта управленческих решений. В обычном потоке электронных писем и документов руководителю легче найти необходимый документ (табл. 1)
Таблица 1 – Удельный вес организаций, использовавших информационные технологии, в процентах от общего числа организаций
Технология
|
год
| ||||||||
2010
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
| |
Персональные компьютеры
|
93,8
|
92,3
|
92,4
|
92,1
|
94,0
|
93,5
|
80,7 |
81,8 |
79,6 |
Серверы
|
18,2
|
47,7
|
50,8
|
50,6
|
53,4
|
53,8
|
46,4
|
42,2
|
41,2
|
Локальные вычислительные
сети
|
68,4
|
63,5
|
62,3
|
61,1
|
63,9
|
63,5
|
54,7 |
54,9 |
53,1 |
Электронная почта
|
81,9
|
84,0
|
87,6
|
88,3
|
90,9
|
91,1
|
-
|
-
|
-
|
В средам каждое четвертое предприятие из пяти используют персональные компьютеры в своем производстве (79,6 %). Значительно возросла техническая оснащенность персональных компьютеров: их производительность, емкость оперативной памяти, скорость работы и другие параметры.
Не случайно увеличивается процент использования серверов на 23 п.п., так как они являются ключевыми элементами технических систем. В организациях они используются для обработки, хранения и распределение информации, обеспечивают централизацию данных и ресурсов. В 2010 году всего 18,2 % организаций использовали сервера, в 2022 году их количество достигло 41,2 %.
На протяжении рассматриваемого периода неотъемлемым инструментом для бизнеса остается электронная корпоративная почта (в 2010 году – 81,9 %; в 2019 – 91,1 %). С ее помощью обеспечивается эффективное ведение переговоров, привлечение новых клиентов, обмен информацией и т.п.
Локальные вычислительные сети в организации обеспечивают эффективный обмен данными. В 2010 году около 68 % организаций использовали данную технологию, к 2022 году этот показатели снизился и достиг 53 %. Это обоснуется тем, что многие компании начинают постепенно переходить на новые цифровые технологии.
Малые и средние предприятия используя облачные продукты, которые в свою очередь выпускают новые версии продуктов для удовлетворения потребностей клиентов. Например, во время пандемии несколько популярных сервисов выпустили важные обновления, чтобы облегчить переход на удаленную работу для сотрудников. В крупных компаниях формируется штат из архитекторов, аналитиков, дизайнеров, разработчиков, инженеров и других специалистов, которые облают информационными компетенциями. В их должностных инструкциях прописан постоянный и непрерывный процесс разработки и внедрения новых информационных процессов.
Количество организаций, которые имеют свой веб-сайт в сети Интернет увеличилось на 25,8 п.п. (рис. 2).
Рисунок 2 – Удельный вес организаций, использовавших Интернет по федеральным округам Российской Федерации в 2022 году
Источник: составлено автором по [10].
Дополнительным толчком развития послужила пандемия COVID-19 и санкционные действия. В списке основных трендов — рост спроса на высокопроизводительные вычисления, искусственный интеллект и решения по управлению затратами в облаке. Доля организаций, использующих фиксированный интернет в Российской Федерации, составляет в среднем 77 %, мобильный – 40,2 %. В большинстве федеральных округов фиксированный Интернет колеблется от 71,2 % до 79,1 % в 2022 году; фиксированный интернет чаще используется организациями в сравнение с мобильным.
Далее рассмотрим принципы, на которые опираются информационные технологии (таблица 2).
Таблица 2 – Принципы информационных технологий предприятий
Принцип
|
Характеристика
|
Системность
|
целостность системы должна обеспечиваться связями между
подсистемами и комплексами задач на всех этапах создания и развития. Должны
определяться иерархической системой более высокого уровня, содержащей данную
автоматизированную систему
|
Гибкость
|
создание автоматизированной системы информационные
интерфейсы должны быть реализованы таким образом, чтобы она могла
взаимодействовать с другими системами по установленным правилам
|
Стандартизация
|
подсистемы и компоненты системы должны быть максимально
стандартными, то есть создания единой базы данных; использования единого
информационного обеспечения; унификации алгоритмов и программных модулей для
решения задач
|
Развития
|
должна строиться как система развития, позволяющая
пополнять, улучшать и обновлять подсистемы и компоненты
|
Эффективности
|
заключается в достижении разумного баланса между стоимостью
установки автоматизированной системы и ее целевой эффективностью, включая
конечный результат, полученный в результате автоматизации
|
Любая система управления может рассматриваться как информационная система с различными информационными потоками, включая документы, заказы и запросы, циркулирующие внутри организации, а также исходящую и входящую информацию из внешней среды. Рассмотрим некоторые бизнес – процессы предприятия. Во-первых, система планирования ресурсов предприятия – это программное приложение, которое объединяет всю обработку данных предприятия в одну эффективную и быструю систему. Как правило, для интеграции используется несколько программных и аппаратных компонентов. Системы в значительной степени опираются на базы данных и требуют огромных объемов данных. Для достижения этой формируется хранилища данных и деловой информации. Это интеллектуальные хранилища данных, способные анализировать и составлять отчеты. Каждый день данные собираются, преобразуются и загружаются в базы данных интеллектуальным способом [14].
Второй пример, управление взаимоотношениями с клиентами - это еще один автоматизированный процесс, который заботится об аспектах деловой активности клиентов и деловых партнеров компании. Система собирает, хранит и анализирует данные о клиентах, чтобы компания могла предоставлять инновационные решения и повышать удовлетворенность клиентов. Данные хранятся в хранилище данных или деловой информации [15].
Управление цепями поставок планирует, внедряет и управляет операциями, связанными с хранением сырья, запасов незавершенного производства и отгрузкой готовой продукции. Это третий бизнес-процесс, который управляет методами и процессами, связанными с институциональными и корпоративными закупками [16].
Информационные системы управления – это набор технических и программных средств, которые обеспечивают руководство компании информацией для принятия обоснованных управленческих решений. Информационные системы управления охватывают широкий спектр операций, включая управление производством, управление торговлей и управление человеческими ресурсами [17]. Особенности их внедрения представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Особенности внедрения информационных технологий в организацию
Показатель
|
Характеристика
|
Препятствия на пути внедрения
технологий |
- недостаточное финансовое состояние предприятия;
- слабое развитие инфраструктуры; - отсутствие соответствующих компетенций у персонала |
Критерии выбора
|
- универсальность используемого оборудования и программных
продуктов;
- низкая стоимость электронных цифровых средств и программного обеспечения; - наличие качественного сервиса и обслуживания информационной инфраструктуры; - функциональная гибкость, расширяемость программ и приложений; - комплексность предлагаемых решений для всей хозяйственной деятельности |
Преимущества внедрения современных информационных
технологий
|
- оптимизация использования материальных, финансовых и
трудовых ресурсов;
- ускорение процессов оформления и обработки документов; - облегчение обмена информацией, продвижение бренда; - контроль над расходами; - использование аналитических инструментов для использования базы данных; - возможность использования различных компьютерных программ; - повышение эффективности управления |
Информационные системы создаются для удовлетворения информационных потребностей конкретных пользователей, и пользователи принимают непосредственное участие в их эксплуатации. Т.е. решение проблем на основе информации, программное обеспечение, созданное специалистами на этапах проектирования и подготовки автоматизации обработки информации.
Малые предприятия используют облачные хранилища документов, что позволяет избежать расходов на оборудование и персонал, обеспечивает высокий уровень доступности услуги. Крупные предприятия редко переходят на облачные технологии, что связано с неготовностью передачи конфиденциальной информации и наличие определённых требований к параметрам программного обеспечения. В настоящее время наблюдается тенденция по развитию мобильных технологий и интернета, сбора и анализа больших данных.
Выводы
Применение информационных технологий в управление компании является мощным инструментом для автоматизации, оптимизации и улучшении бизнес-процессов. При внедрении информационных технологий руководителю организации необходимо тщательно планировать, обеспечивать сотрудников соответствующими компетенциями, обращать внимание на совместимость притемняемых и внедряемых систем, обеспечивать безопасность данных и регулярно проводить контроль улучшения.
Данные технологии позволяют повысить эффективность работы, сократить время выполнения задач, улучшить качество продукции, повысить уровень коммуникации, снизить затраты. Следовательно, данные преимущество позволяют компании быть более конкурентоспособной, быстрее адаптироваться к сложным современным события и достигать лучших результатов.
Страница обновлена: 08.11.2024 в 08:18:19