Организационно-экономические аспекты развития информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных производителей
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (96), Декабрь 2014
Цитировать:
Антошин К.А. Организационно-экономические аспекты развития информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных производителей // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 12. – С. 141-154.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22702322
Аннотация:
Обоснованы основные направления развития информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных производителей. Особое внимание уделено субъектам оказания консультационных услуг, так как на рынке этими видами деятельности могут и должны заниматься помимо специализированных организаций специализированные вузы, НИИ, малые инновационные предприятия. Представлены практические рекомендации по информационному сопровождению инноваций в сельскохозяйственное производство.
Ключевые слова: инновации, сельское хозяйство, экономика, эффективность, консультационные службы
Организационно-экономический механизм развития информационно-консультационного обслуживания (ИКО) сельского хозяйства формируется на основе системы государственной поддержки, реализация которой входит в «зеленую корзину» ВТО.
Результат в продвижении
Организационно-экономический механизм информационного обеспечения сельского хозяйства представляет собой целый комплекс субъектов, каковой обусловливает необходимость тесной взаимосвязи между государством (стимулирование развития через механизмы государственной поддержки), наукой (стимулирование развития через коммерциализацию результатов научных исследований), консультирующими организациями и сельскохозяйственными организациями, являющимися потребителями консультационных услуг.
Научные и образовательные организации при реализации предложенного механизма формируют научную базу и кадровый резерв для развития консультационных служб, специализирующихся на внедрении инноваций в АПК.
Научное обеспечение развития информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве позволяет полностью использовать конкурентные преимущества российского аграрного сектора. Основной проблемой научного обеспечения развития считаем отсутствие эффективного механизма продвижения передовых научных достижений в сферу производства и сбыта сельскохозяйственной продукции. Отметим, что на региональном уровне довольно развита система высшего профессионального аграрного образования. В этой связи именно вузы должны стать основным связующим звеном между наукой и производством, тем более что в них ведутся научные исследования. Также повышению уровня научных исследований в вузах способствует создание совместно с НИИ малых инновационных организаций, основной целью которых является продвижение научных результатов в производство.
Необходимо отметить, что как на всероссийском, так и на региональном уровне функционируют НИИ аграрного профиля, реализация потенциала которых позволит существенно продвинуться в повышении конкурентоспособности сельского хозяйства, а продвижение результатов научной деятельности возможно через консультационные услуги.
Нами сформулированы соответствующие информационные инструменты обеспечения деятельности сельскохозяйственных производителей (рис. 1).
Рис. 1. Система инструментов государственного стимулирования развития информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных производителей
Эффективное функционирование организационно-экономического механизма информационного и инновационного обеспечения сельского хозяйства невозможно без государственного финансирования и управления. Как показала практика, государственная поддержка информационно-консультационных служб должна осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровнях. Прямое финансирование консультаций для сельскохозяйственных организаций целесообразно осуществлять через региональные структуры управления АПК на грантовой основе.
Реализация механизма информационного обеспечения сельскохозяйственных производителей требует совершенствования системы управления АПК. Это связано как с необходимостью государственной поддержки развития консультирующих организаций и сельскохозяйственных организаций, осваивающих инновации, так и с необходимостью государственного мониторинга и оценки эффективности внедрения инноваций.
Причем основная роль в государственном регулировании развития информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве должна отводиться региональным органам управления, так как именно на этом уровне можно сформировать эффективный механизм информационного обеспечения отрасли с учетом региональной специфики.
Мы считаем, что комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных производителей Орловской области, необходимо построить следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Приоритетные направления совершенствования системы информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных производителей Орловской области
Как видно из представленного рисунка 2, одним из ключевых элементов системы информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных производителей является повышение роли государственного регулирования данных процессов.
Консультация для обновления
Миссией такого регулирования является повышение эффективности управления сельскохозяйственным производством по направлению стимулирования использования в производственном процессе инноваций посредством задействования ресурсов консультационных организаций.
Основными задачами государственного регулирования являются:
1) совершенствование методической и нормативной базы применения эффективных технологий в АПК;
2) формирование федеральных и региональных баз информационных ресурсов аграрной направленности и обеспечение доступа к ним;
3) обеспечение поддержки развития консультирующих организаций, ориентированных на внедрение инноваций в сельском хозяйстве;
4) создание условий, мотивирующих сельскохозяйственных производителей инвестировать в инновации;
5) постоянный мониторинг эффективности работы консультирующих организаций.
Мы считаем, что одним из ключевых индикаторов при реализации стратегических направлений развития информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных производителей до 2020 года может стать система, позволяющая связать экономическими взаимоотношениями производителей инноваций и сельскохозяйственных производителей путем создания инфраструктурных единиц, таких как консультационные организации в виде малых инновационных предприятий, центров коллективного пользования, самостоятельных консультирующих организаций.
Информационно-консультационное обслуживание должно быть в тесной взаимосвязи с внедрением инноваций. Поэтому функциональными задачами новой структурной единицы должны стать следующие:
- сбор заявок хозяйствующих субъектов о необходимости проведения консультаций;
- оценка организаций представляющих консультационные услуги;
- рекомендация консультирующих организаций, реализующих свою деятельность в рамках государственной поддержки с целью продвижения инноваций;
- формирование базы данных наиболее успешных инноваций в сельском хозяйстве региона;
- оценка качества оказываемых информационно-консультационных услуг.
Такая управленческая структура, подчиненная непосредственно руководителю Департамента сельского хозяйства и направленная на стимулирование внедрения инноваций в сельскохозяйственное производство позволит реализовать ключевые направления развития сельского хозяйства региона на инновационной основе.
В районных управлениях созданные отделы позволят на уровне муниципальных образований отслеживать эффективность работы консультационных служб и результативность внедрения их рекомендаций на уровне хозяйствующих субъектов. Деятельность данных подразделений позволит реализовать предлагаемый механизм государственной поддержки развития информационно-консультационной деятельности инновационной направленности в сельском хозяйстве.
Таким образом, структурное и функциональное совершенствование системы управления АПК Орловской области и формирование информационной инфраструктуры должны происходить комплексно. Лишь в этом случае возможно формирование инновационно-ориентированной аграрной политики не только отдельно взятых муниципальных образований, но и регионального АПК в целом.
С учетом предложенных изменений нами предлагается следующий механизм государственной поддержки развития информационно-консультационного обеспечения сельского хозяйства, включающий 5 этапов (рис. 3).
Рис. 3. Этапы поддержки развития информационно-консультационного обеспечения сельского хозяйства
Первый этап является ключевым при реализации механизма поддержки развития консультационной деятельности в сельском хозяйстве на уровне региона. По нашему мнению, региональные финансовые средства для поддержки развития информационно-консультационного обслуживания села необходимо выделять по следующим двум направлениям:
1. Грантовая поддержка создания инновационных консультационных организаций.
2. Субсидирование затрат на инновационные консультации.
Для создания инновационных консультационных организаций требуется создать мотивирующие условия для регистрации организации и оптимальной работы научных сотрудников. Как показал опыт государственной поддержки начинающих предпринимателей, достаточно эффективным является выделение на грантовой основе 300 тыс рублей безвозмездной субсидии. Для Орловской области достаточно будет выделения 5 грантов в год в течение двух лет реализации проекта развития информационно-консультационного обслуживания. Данные средства должны расходоваться по целевому направлению: на оргтехнику, научное и измерительное оборудование, научную литературу, повышение квалификации сотрудников. Это позволит стимулировать регистрацию юридических лиц, оказывающих инновационно-направленные консультации. Критериями выделения субсидий для консультационных организаций должны стать следующие:
- кадровый потенциал (наличие ученых степеней у консультантов, опыт работы в аграрной сфере или в вузах или НИИ аграрного профиля, интенсивность и эффективность научной деятельности по аграрной тематике);
- наличие договорной или кадровой связи с аграрным вузом или НИИ, которая позволит привлечение дополнительных интеллектуальных ресурсов или научного оборудования.
Совет – путь к решению
Еще одним направлением государственной поддержки является субсидирование затрат на инновационные консультации. Для этого в Орловской области следует создать региональный фонд, из которого возмещать часть затрат на привлечение консультантов. По нашему мнению, ежегодно для Орловской области необходимо выделение порядка 3,5 млн рублей на реализацию этой меры поддержки. Таким образом, на реализацию мер государственной поддержки развития консультационной деятельности в сельском хозяйстве Орловской области необходимо заложить в бюджете 5 млн рублей.
На втором этапе необходимо определиться в направлениях консультационных услуг, востребованных сельскохозяйственными производителями. Решение этого вопроса можно осуществить посредством сбора предварительных заявок с сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств о необходимости оказания консультационной помощи. Основным критерием для этих заявок должно быть внедрение инноваций в производство продукции, а в качестве индикаторов планируемой эффективности изменение ресурсоемкости, повышение качественных показателей продукции, планируемое увеличение доходов. По нашему мнению, заявка сельскохозяйственного производителя на оказание консультационной услуги должна состоять из следующих пунктов:
- наименование хозяйствующего субъекта;
- специализация и размеры производства;
- формулировка проблемы, решаемой посредством консультации;
- максимальная сумма, которую организация может потратить на консультационную услугу;
- желаемый результат от консультационной услуги.
На этом этапе нами предлагается оценивать заказчика услуг по методике, представленной в таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики сельскохозяйственного производителя и реализуемого им проекта с привлечением информационно-консультационной службы
Наименование критерия
|
Показатель
|
Отметить нужное
|
Оценочный балл*
|
Направление хозяйственной деятельности
|
зерновое
|
|
4
|
свекловодство
|
|
5
| |
молочное скотоводство
|
|
7
| |
мясное скотоводство
|
|
10
| |
овцеводство, козоводство
|
|
8
| |
свиноводство
|
|
8
| |
Размер запрашиваемого гранта на
привлечение ИКС
|
до 100 тыс рублей
|
|
5
|
свыше 100 тыс рублей до 300 тыс рублей
|
|
3
| |
свыше 300 тыс рублей до 500 тыс рублей
|
|
1
| |
Создание при реализации проекта рабочих
мест
|
более 3 человек
|
|
5
|
3 человека
|
|
2
| |
Наличие опыта внедрения инновационных
технологий или привлечения ИКС
|
есть
|
|
8
|
нет
|
|
0
| |
Наличие статуса юридического лица
|
|
|
5
|
Участие в потребительском кооперативе
|
да
|
|
5
|
нет
|
|
0
| |
Период работы производителя
|
Более 5 лет
|
|
2
|
От 3 до 5 лет
|
|
4
| |
До 3 лет
|
|
2
| |
Наличие поголовья скота на момент подачи
заявки для участия в конкурсном отборе, условных голов
|
нет
|
|
|
до 50
|
|
2
| |
свыше 50до 100
|
|
4
| |
свыше 100
|
|
6
| |
Наличие земельных участков в
собственности или долгосрочной аренде (на срок более 10 лет)
|
нет
|
|
0
|
до 100 га
|
|
3
| |
свыше 100 до 1000 га
|
|
5
| |
свыше 1000 га
|
|
7
| |
Доля собственных средств для привлечения
консультантов
|
25%
|
|
2
|
От 25 до 50%
|
|
4
| |
Свыше 50%
|
|
10
| |
Наличие в собственности
сельскохозяйственной техники, необходимой для реализации проекта, на момент
подачи заявки для участия в конкурсном отборе
|
нет
|
|
0
|
до 3 ед.
|
|
3
| |
свыше 3 до 5 ед.
|
|
5
| |
свыше 5 ед.
|
|
7
| |
Наличие рекомендации от районного
отделения сбора и обработки научно-технической информации в сельском
хозяйстве
|
|
|
5
|
Таким образом, при отборе заказчика для субсидирования услуг необходимо выбрать сельскохозяйственного производителя с максимальным количеством баллов.
Третий этап поддержки развития информационно-консультационного обеспечения сельского хозяйства должен строиться на объективном и адекватном выборе исполнителей консультационных услуг в рамках 75%-го субсидирования стоимости услуг. Считаем, что субсидировать целесообразно информационно-консультационные услуги инновационной направленности, сформированные на научной базе. В этой связи помимо оценки заявки на услуги необходимо подбирать исполнителя на грантовой основе. Как уже отмечалось, главным критерием отбора консультантов должен являться уровень их квалификации. В этой связи в заявке на осуществление услуг должны отражаться уровень образования исполнителей услуг, опыт работы. Причем целесообразно привлекать для консультаций ученых в соответствующей отрасли наук. В этой связи при выборе консультационной организации для оказания услуг в рамках поддержки, на наш взгляд, следует руководствоваться критериями, представленными в таблице 2.
Таблица 2
Основные критерии выбора информационно-консультационной службы для оказания услуг в рамках государственной поддержки
Наименование критерия
|
Показатель
|
Отметить нужное
|
Оценочный балл*
|
Юридический статус консультанта
|
Самостоятельная коммерческая организация
|
|
3
|
ЦКП, кафедра (структурное) вуза, отдел
НИИ
|
|
5
| |
Малое инновационное предприятие
|
|
7
| |
Доля сотрудников ИКС, имеющих ученые
степени
|
до 10%
|
|
1
|
свыше 10% до 60%
|
|
4
| |
свыше 60%
|
|
6
| |
Наличие у консультанта сотрудников Имеющие
ученую степень по направлениям наук запрашиваемой услуги
|
есть
|
|
5
|
нет
|
|
0
| |
Наличие опыта внедрения инновационных технологий
или привлечения ИКС
|
есть
|
|
8
|
нет
|
|
0
| |
Наличие у консультирующей организации
специализированного оборудования для оказания услуг
|
да
|
|
15
|
нет
|
|
0
| |
Период работы производителя
|
Более 5 лет
|
|
7
|
От 2 до 5 лет
|
|
4
| |
До 2 лет
|
|
2
|
Данный подход при выборе консультантов позволит помимо поддержки консультирующих организаций стимулировать привлечение к консультационной деятельности ученых вузов и НИИ.
Четвертый этап поддержки – это осуществление финансирования 75% затрат на оказание консультационных услуг инновационного характера. Цена на услуги формируется исходя из ее трудоемкости, наукоемкости и заявляется в формате тендера. При согласии сторон и согласовании с Департаментом сельского хозяйства Орловской области 75% этой суммы компенсируется сельскохозяйственному производителю из фонда поддержки развития информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве.
В течение года после оказания должны проводиться оценка качества оказанных консультационных услуг и формирование базы эффективных и неэффективных консультантов в сельском хозяйстве. Для этого нами предлагается использовать ряд показателей, характеризующих эффективность внедрения инноваций.
Проблема оценки результативности работы консультационных организаций напрямую связана с изменением эффективности деятельности пользователей данных услуг. Однако вычленить именно влияние консультанта на изменение эффективности достаточно сложно, а в ряде случаев и невозможно.
В этой связи, по нашему мнению, можно согласиться с учеными, которые предлагают производить комплексный анализ работы консультационной службы, учитывая влияние ее деятельности на эффективность сельскохозяйственных производителей, бюджетную эффективность (с учетом налоговых поступлений от консультационных организаций и увеличение налоговых поступлений от сельскохозяйственных производителей). На рисунке 4 представлен авторский подход к оценке эффективности консультационной деятельности в аграрной сферы с точки зрения эффективности расходования бюджетных средств.
Вывод
Ключевым фактором развития информационно-консультационного обслуживания в сельском хозяйстве является наличие «прозрачного» механизма государственной поддержки привлечения к консультационной деятельности и внедрению инноваций специалистов высокого уровня, желательно ученых. Поэтому предложенные организационно-экономические аспекты через консультационную деятельность направлены на стимулирование внедрения результатов именно научной деятельности в реальное производство.
Источники:
2. Злобин Е.Ф. Особенности рынка сельскохозяйственной техники Орловской области / Е.Ф. Злобин, А.А. Полухин // Экономические и гуманитарные науки, 2010. – № 5.
3. Попова О.В. Опыт создания и функционирования инновационных структур в агропромышленном комплексе Орловской области / О.В. Попова, А.А. Полякова // Сборник научных трудов Sworld, 2008. Т. 6. № 3..
4. Полухин А.А. Формирование технической базы для освоения ресурсосберегающих технологий в зернопроизводстве / А.А. Полухин, А.Н. Ставцев // Вестник ОрёлГАУ, 2008. – № 6.
5. Полухин А.А. Особенности использования технического потенциала сельского хозяйства России на региональном уровне // Образование, наука и производство, 2013. – № 2.
6. Полухин А.А. Конкурентные преимущества производителей сельскохозяйственной техники на рынке Орловской области // Современная конкуренция, 2010. – № 3.
7. Полухин А.А. Перспективы развития аграрного рынка Орловской области // Региональная экономика: теория и практика, 2011. – № 8.
8. Садков В.Г. Методические основы целеориентированной господдержки сельхозтоваропроизводителей // АПК: экономика, управление, 2007. – № 8.
9. Савкин В.И. Формирование информационной базы устойчивого эколого-экономического развития как основы для анализа и принятия стратегических управленческих решений // Экономический анализ: теория и практика, 2010. – № 16.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:48:16