Разработка и внедрение системы проектного управления предприятиями нефтехимического комплекса
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (103), Декабрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
На современном этапе развития российской экономики в системе объектов инвестирования ведущую роль играют реальные инвестиционные проекты, которые обладают рядом преимуществ. Капитальные вложения в форме строительства и ввода в действие новых основных фондов обеспечивают инфляционную защиту. Кроме того, как показывает отечественный и зарубежный опыт, по реальным инвестициям достигается значительно более высокая отдача капитала, чем по финансовым инструментам. И, наконец, реальные инвестиции являются наиболее эффективными в плане обеспечения высоких темпов развития и диверсификации деятельности компаний в соответствии с избранной ими стратегией.
Ключевые слова: инвестиции, нефтехимическая промышленность, проектное управление, реальные инвестиции
На современном этапе развития российской экономики в системе объектов инвестирования ведущую роль играют реальные инвестиционные проекты, которые обладают рядом преимуществ. Капитальные вложения в форме строительства и ввода в действие новых основных фондов обеспечивают инфляционную защиту. Кроме того, как показывает отечественный и зарубежный опыт, по реальным инвестициям достигается значительно более высокая отдача капитала, чем по финансовым инструментам. И, наконец, реальные инвестиции являются наиболее эффективными в плане обеспечения высоких темпов развития и диверсификации деятельности компаний в соответствии с избранной ими стратегией.
Цели, которые ставятся при оценке проектов, могут быть различными, а результаты, получаемые в ходе их реализации, не обязательно носят характер очевидной прибыли. Существуют проекты, убыточные в экономическом смысле, но приносящие косвенный доход за счет:
− обретения стабильности в обеспечении сырьем и полуфабрикатами;
− выхода на новые рынки сырья и сбыта продукции;
− достижения определенного социального эффекта;
− снижения затрат по другим проектам и производствам и др.
Выпуск конкурентоспособной продукции при оптимальном использовании основных и оборотных средств предприятия, обеспечивающий при этом устойчивую и максимально возможную прибыль, определяет эффективное управление объектом инвестирования. Для того чтобы продукция удовлетворяла запросам потребителей, она должна производиться с помощью высоких технологий и иметь конкурентоспособную цену. Такую задачу можно решать только на основе комплексного и системного подходов в управлении инновационной и инвестиционной деятельностью, позволяющей:
− решить задачу во всех ее составляющих компонентах – оборудовании, технологии, материалах, персонале;
− создать эффективную организацию, учитывающую прямые и обратные связи процессов финансирования разработки, производства, продаж и потребления товара. Для осуществления этих процессов используются инвестиции.
Система управления проектной деятельностью должна удовлетворять следующим базовым требованиям:
− ориентация на поддержку принятия решений, прежде всего, связанных с использованием ресурсов и освоением новых изделий и услуг;
− эффективность системы управления персоналом;
− гибкая система планирования и учета, допускающая регулярную реструктуризацию проектов в соответствии с изменениями условий и достигнутых результатов;
− развитая офисная система (коммуникации, базы знаний, бэк-офис);
− эффективная поддержка распределенной деятельности; мониторинг и поддержка отношений с клиентами и партнерами.
Цели создания системы проектного управления деятельностью предприятия заключаются в следующем:
1. Повышение эффективности управления финансовыми и материальными ресурсами, которое заключается в фиксированном распределении затрат на конкретный проект;
2. Снижение себестоимости продукции (услуг) за счет оптимизации затрат на реализацию проекта;
3. Сокращение сроков разработки, производства и поставки продукции и услуг заказчику (потребителю) за счет концентрации ресурсов и рациональной организации исполнения проекта;
4. Общее повышение качества стратегического, оперативного и текущего управления предприятия за счет внедрения современных методов и технологий менеджмента.
Задачи управления инвестиционными проектами должны быть конкретными и соотнесенными с практическими интересами организации и инвесторов. Критериями в последнем случае являются, с одной стороны, степень использования инвестиций для удовлетворения интересов собственников, а с другой – реализация инвестиционных проектов с наибольшей отдачей для интересов организации в смысле повышения оплаты труда персонала работников, обеспечения высокой и устойчивой конкурентоспособности.
При оценке эффективности инвестиций следует учитывать фактор времени реализации проекта, то есть его динамику. Сокращение сроков строительства и ускорение ввода в действие производственных мощностей, отдельных агрегатов, участков производств способствует повышению эффективности капитальных вложений. Кроме того, в долговременных проектах финансирование производится постепенно, по годам, по мере возведения объекта.
Риск инвестиционного проекта возникает как следствие вероятностного характера и неопределенности инвестиционного процесса и среды, в которой он осуществляется. Инвестиционный риск представляет собой вероятность финансовых, материальных и интеллектуальных потерь инвесторами и участниками разработки и реализации инвестиционного проекта.
Под термином “управление проектами” понимается сравнительно небольшой круг предметов технологического характера. Однако такое толкование существенно сужает проблему и не позволяет решать важные практические вопросы. “Проектный бизнес” используется как родовой термин для обозначения деловой деятельности, основанной на проектно- ориентированном подходе.
Решение об инвестировании в проект принимается, если он удовлетворяет следующим критериям: дешевизна проекта; минимизация риска инфляционных потерь; краткость срока окупаемости; стабильность или концентрация поступлений; высокая рентабельность как таковая и после дисконтирования; отсутствие более выгодных альтернатив.
В соответствие с методикой проектного управления определяется цель деятельности, для ОАО «Татнефть» она состоит, прежде всего, в получении прибыли. Финансирование проектов осуществляется за счет собственных средств. Инвестиционный портфель общества построен на основе критериев экономической эффективности. Для повышения доходности и достижения рекомендуемых нормативов проводится оптимизация доходности портфеля. По ранжированному ряду скважин определяется «хвост», который должен быть «отрезан» следующим образом:
− «худшие» проекты отклоняются;
− снижается сумма инвестиций по ряду проектов, в том числе за счет пересмотра структуры и номенклатуры работ;
− для оптимизации инвестиционного проекта планируется ряд дополнительных мероприятий (например, «дострел» пластов и др.).
В настоящее время формируется вторичный портфель инвестиционных проектов с учетом оптимизации «хвоста». Рассчитывают новые уточненные показатели доходности по оптимизированным объектам. Сформированный портфель, удовлетворяющий требованиям доходности, будет передан на рассмотрение инвестиционного комитета.
В данном случае инвестиционный портфель складывается из инвестиционных проектов по бурению вертикальных и горизонтальных скважин, зарезки залежи №12 ОАО «Татнефть».
Основные критерии целесообразности бурения скважин – это положительный чистый дисконтированный доход в течение 11 лет и дисконтированный индекс доходности затрат выше нормы. Расчеты экономической эффективности инвестиционных проектов проведены в соответствии с методикой и сводятся к нахождению следующих показателей: чистого дисконтированного дохода; индекса доходности; индекса доходности дисконтированных затрат; внутренней нормы доходности; дисконтированного срока окупаемости.
В современных условиях совокупность методов и средств управления проектами представляет собой высокоэффективную методологию управления инвестициями, позволяющую:
− осуществить анализ инвестиционного рынка и сформировать инвестиционный портфель компании с его оценкой по критериям доходности, риска и ликвидности;
− оценить эффективность инвестиций с учетом факторов риска и неопределенности в рамках обоснования капиталовложений и бизнес-плана;
− разработать стратегию формирования инвестиционных ресурсов компании с оценкой общей потребности в инвестиционных ресурсах, целесообразности использования привлеченных и заемных средств;
− произвести отбор и оценку инвестиционной привлекательности конкретных проектов;
− оценить инвестиционные качества отдельных финансовых инструментов и отобрать наиболее эффективные из них;
− осуществить планирование и оперативное управление реализацией конкретных инвестиционных проектов и программ;
− организовать процедуру закупок и поставок, а также управление качеством проекта;
− обеспечить эффективное осуществление инвестиционного процесса, включая управление изменениями и подготовку решений о своевременном закрытии неэффективных проектов (продаже отдельных финансовых инструментов) и реинвестировании капитала;
− в полной мере учесть так называемые психологические аспекты управления инвестициями, нередко оказывающие решающее воздействие на показатели проекта в целом.
Источники:
2. Василевская И.В. Инновационный менеджмент.— М.: РИОР, 2004. – 80 с.
3. Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. – М.: Финпресс, 2000. – 272 с.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2002. — 296 с.
5. Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации // Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 3.
6. Данилин О. Принципы разработки ключевых показателей эффективности (КПЭ) для промышленных предприятий и практики их применения // Управление компанией.— 2003. ‑ №2.
7. Дэй Д. Стратегический маркетинг. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 640с.
8. Мешалкин В.П., Петров И.А., Фомченкова Л.В. Проблемы и перспективы развития российского бизнеса в условиях глобализации экономики // Российское предпринимательство. ‑ 2002. ‑ № 5. – С. 92-94.
9. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 892 с.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 20:49:31