Реинжиниринг бизнес-процессов как метод управления предприятием на базе информационных технологий
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (101), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Михеева Е.З. Реинжиниринг бизнес-процессов как метод управления предприятием на базе информационных технологий // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 11. – С. 62-66.
Аннотация:
Реинжиниринг бизнес-процессов впервые появился в США и за короткое время стал одним из ведущих и активно развивающихся методов управления современным предприятием с использованием информационных технологий. Практика использования реинжиниринга показывает, что этот метод необходим, особенно в условиях проведения глобальной экономической реформы и информатизации общества.
Ключевые слова: информационные технологии, бизнес-процесс, реинжиниринг
Реинжиниринг бизнес-процессов впервые появился в США и за короткое время стал одним из ведущих и активно развивающихся методов управления современным предприятием с использованием информационных технологий. Практика использования реинжиниринга показывает, что этот метод необходим, особенно в условиях проведения глобальной экономической реформы и информатизации общества.
Революционность реинжиниринга заключается в отказе от традиционных правил и предположений по управлению предприятием, которые часто оказываются устаревшими, ошибочными или просто неподходящими для конкретной ситуации, а бизнес проектируется заново с чистого листа [5].
Проекты реинжиниринга бизнес-процессов проводятся по всему миру уже около 10 лет, однако в России данная технология еще только начинает внедряться. Сама по себе эта методика довольно сложна. Кроме того, цель реинжиниринга – выделение и оптимизация бизнес-процессов с использованием информационных технологий (ИТ), а российские предприятия осуществляют управление своей деятельностью на основе выделения функциональных областей деятельности [2].
Так, например, в Нижегородской области еще не все предприятия используют информационные технологии в своей деятельности. Существует необходимость постоянного обновления и замены морально устаревших ИТ на более совершенные, отвечающие современным требованиям, тогда как на зарубежных предприятиях уровень их использования находится на более высоком уровне.
По данным статистического исследования, проведенного в Нижегородской области в период 2003-2005 гг., доля предприятий, использовавших в своей деятельности информационные и коммуникационные технологии, увеличилась с 77,9 до 93,7%.
В 2005 г. по принадлежности к определенному виду экономической деятельности практически каждая третья компания, владеющая современными ИТ (30,7% от их общего числа), относилась к сфере государственного управления и социального обеспечения. Каждая шестая – к промышленности, причем в основном (на 84,9%) из обрабатывающего сектора.
Далее в данной структуре свыше 10% от общего числа занимали предприятия, производящие операции с недвижимым имуществом, арендой и другими услугами, а также организации здравоохранения и предоставления социальных услуг.
За рубежом считается, что любая организация не реже, чем раз в семь лет, на основе детального анализа текущей ситуации, должна производить:
‑ реинжиниринг своей деятельности;
‑ построение новой концепции взаимоотношений и мотивации;
‑ смену и переквалификацию части специалистов и менеджмента;
‑ модернизацию технологической и информационной базы;
‑ реинжиниринг основных и вспомогательных бизнес-процессов, системы управления в соответствии со стратегическими целями [4].
Однако на российских предприятиях действует ряд ограничений, препятствующий использованию информационных технологий в своей деятельности, в том числе и внедрению реинжиниринга бизнес-процессов как метода управления (таб. 1).
Таблица 1
Факторы, сдерживающие использование информационных технологий предприятиями Нижегородской области в 2005 г. [1]
|
Удельный вес предприятий, оценивших факторы, сдерживающие использование информационных технологий, как основные или решающие (%)
|
Технологические факторы
|
|
слишком большие технические сложности
|
4,6
|
несоответствие возможностей существующих технических и программных средств потребностям предприятия
|
3,9
|
неудовлетворительная защита информации от несанкционированного доступа или компьютерных вирусов
|
5,5
|
отсутствие технической возможности подключения к сетям телекоммуникаций
|
5,2
|
неудовлетворительное качество связи
|
4,6
|
неудовлетворительное качество информации, получаемой из сети
|
1,7
|
Экономические факторы
|
|
отсутствие денежных средств
|
35,1
|
неопределенность экономической выгоды от использования информационных технологий
|
3,9
|
недостаточное использование информационных технологий контрагентами
|
3,2
|
риски, связанные с мошенничеством при осуществлении электронных платежей
|
4,4
|
Производственные факторы
|
|
отсутствие потребности в использовании информационных технологий
|
5,7
|
недостаточность знаний и навыков у работников
|
5,6
|
сопротивление персонала нововведениям
|
1,1
|
нехватка на предприятии квалифицированных специалистов по информационным технологиям
|
8,6
|
потери рабочего времени из-за использования сетей не по назначению
|
1,5
|
Правовые факторы
|
|
недостаточная нормативно-правовая база, регламентирующая использование информационных сетей
|
2,8
|
Американская компания IBM Credit смогла на основе внедрения компьютерной сети в существовавшую организационно-управленческую систему ускорить прохождение заявок на кредиты на 10%. В то же время компьютеризация подвергшихся прошедших реинжинирингу бизнес-процессов обеспечила более чем 90%-ный рост производительности [1].
Применение информационных технологий в управлении положительно сказывается также и на деятельности российских предприятий. В 2005 году в перечне позитивных результатов использования ИТ в своей деятельности более трети предприятий Нижегородской области (34,4%) отметили привлечение новых поставщиков, а также ускорение процессов производства и реализации продукции (32,3%). Вместе с тем, при осуществлении хозяйственных операций закупок-продаж наблюдалась достаточно низкая эффективность применения информационных технологий. Около 90% предприятий, использовавших ИТ, совсем не пользовались заказной системой купли-продажи посредством глобальных сетей. А среди компаний, имеющих доступ к глобальной сети, наибольшую долю (около 28%) имели те, чей удельный вес закупок-продаж по заказам, переданным по Интернету, не превышал 10%.
Анализируя зарубежный опыт, можно сказать, что использование информационных технологий при реинжиниринге бизнес-процессов оказывает следующее положительное влияние на деятельность предприятия:
‑ информация может появляться одновременно в нескольких местах, быть доступна нескольким сотрудникам;
‑ работу эксперта могут выполнять специалисты по общим вопросам, таким образом, принятие решений становится частью работы всех сотрудников;
‑ появляется возможность оперативного пересмотра планов работы предприятия;
‑ бизнес может пользоваться преимуществами централизации и децентрализации одновременно [3].
Таким образом, в условиях высококонкурентной среды промышленным предприятиям, ориентированным на повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, не обойтись без использования передовых технологий – как производственных, так и управленческих, в том числе и реинжиниринга бизнес-процессов. А внедрение информационных технологий при реинжиниринге бизнес-процессов значительно ускоряет осуществление бизнес-процессов, повышает оперативность деятельности персонала, ускоряет передачу информации на всех уровнях управления, что позволяет повышать конкурентные позиции предприятий.
[1] По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области.
Источники:
2. Железко Б.А., Ермакова Т.А., Володько Л.П. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебное пособие. – М. : Книжный дом : Мисанта, 2006. – 216 с. – ISBN 985-489-272-7.
3. Тельнов Ю. Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Компонентная методология. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 320 с. – ISBN 5-279-02912-2.
4. Тютюнник А.В. Реинжиниринг как эффективное средство решения проблем банков // Деньги и кредит. – 2000. ‑ № 8. – с. 44.
5. Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. - N.Y.: Harper Collins, 1993.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:34:44