Проблемы институционального формирования рынка ценных бумаг Монголии

Батжаргал О.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (92), Июнь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Батжаргал О. Проблемы институционального формирования рынка ценных бумаг Монголии // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 6. – С. 20-24.

Аннотация:
В условиях рыночных реформ и глубоких институциональных преобразований в экономике Монголии трансформация отношений собственности в процессе разгосударствления и акционирования имущества тесно связана со становлением такой сферы экономических отношений как финансовые рынки и, в частности, рынок ценных бумаг.

Ключевые слова: финансовый рынок, рынок ценных бумаг, собственность, Монголия



В условиях рыночных реформ и глубоких институциональных преобразований в экономике Монголии трансформация отношений собственности в процессе разгосударствления и акционирования имущества тесно связана со становлением такой сферы экономических отношений как финансовые рынки и, в частности, рынок ценных бумаг.

Для современной монгольской экономики характерна деформация механизмов его функционирования и, в частности, фондового рынка. Так, на первом этапе передела собственности, который характеризовался неопределенностью и несформированностью институциональных условий [1], огромная часть всего госимущества была оценена на биржевом и внебиржевом рынках в 200 млн. долл.

Как справедливо заметил Д. Норт: «при наличии слабо защищенных прав собственности, недостаточного претворения законов в жизнь, монополистических ограничений, фирмы, стремящиеся к максимизации прибыли, склонны избирать краткосрочную стратегию, эксплуатировать небольшой основной капитал, и сохранять малые размеры. Самыми выгодными занятиями становятся торговля, перераспределение или операции на черном рынке. Крупные фирмы с большим основным капиталом могут существовать только при покровительстве правительства, пользуясь субсидиями и тарифной защитой и выплачивая обществу определенную компенсацию. Такое сочетание не может способствовать эффективности производства» [1].

Именно такая ситуация сложилась в современной Монголии. Поэтому происходящие в монгольской экономике процессы заставляют теоретиков и практиков пересмотреть традиционные для отечественной экономической теории воззрения на природу инфраструктуры в целом и ее институциональной составляющей, в частности.

Для последующего анализа применима трехуровневая схема исследования, предложенная О.И. Уильямсоном, отражающая взаимосвязи между индивидами, институциональными соглашениями и институциональной средой. Исходя из этой схемы, проанализируем воздействие, которое оказывают на монгольский рынок ценных бумаг институциональная среда, мотивационные установки индивидов и господствующие неформальные нормы, институциональные соглашения.

Самым ярким примером такого воздействия может служить деятельность участников рынка ценных бумаг. Институциональная структура этого рынка состоит из трех взаимодействующих компонентов.

Первый фактор, подтверждающий, что рынок сформирован − институциональная среда, являющаяся основой институциональной структуры.

Монгольский фондовый рынок, возникший вследствие ваучерной приватизации государственной собственности в 1992-1995 гг., явился результатом «революции сверху». Следует отметить, что некоторые виды рынков в монгольской экономике, созданные на основе законодательных актов правительства, оказались более стабильными и динамично развивающимися, чем рынки, складывающиеся стихийно.

В настоящее время законами, регулирующими деятельность участников рынка ценных бумаг, являются: Конституция Монголии; ГК Монголии; Законы «О компании», «О рынке ценных бумаг», «О лицензировании компании». Сравнительно недавно (в 2005 г.) принят Закон «О правах Комитета по регулированию финансового рынка», в соответствие с которым деятельность финансовых организаций, за исключением банков, регулируется одним учреждением. Это способствует большей открытости рынка ценных бумаг страны и защищенности на нем инвесторов.

Однако, в целом, имеющаяся законодательная база еще явно недостаточна, она просто не в состоянии охватить все сложности развития рынка. В результате, возникают практические проблемы, вызванные отсутствием правовых норм, определяющих порядок или нормативы регулирования и формирования уставного капитала участников рынка, резервного фонда, порядок предоставления и аннулирования лицензий в зависимости от вида профессиональной деятельности, а также защиты прав клиентов в случае аннулирования лицензии.

Вторым фактором выступают отношения индивидов, участников рынка ценных бумаг.

Здесь особое место занимают отношения институциональных соглашений и неформальные правила. Хотя институциональные соглашения заключается экономическими агентами добровольно, непредвиденные обстоятельства могут так изменить условия принятия решений, что выполнение контракта может оказаться для индивида невыгодным.

В этих условиях существование механизма принуждения контракта к исполнению предотвращает возникновение неоправданных социальных потерь. В Монголии такие отношения на формирующемся рынке ценных бумаг − поскольку его развитие «заморожено» − не развиты.

На сегодняшний день создана компьютеризованная фондовая биржа, развиваются первичный и вторичный рынки, централизованная расчетно-клиринговая и депозитарная организации. Однако качественные параметры фондового рынка Монголии невысоки. В 2005 г. из 389 зарегистрированных компаний только 204 предоставляли финансовую отчетность в Комитет по регулированию финансового рынка. Из них 74 компании работали с прибылью и 21 компания (3 государственных, 18 частных) выплатила дивиденды на сумму 926,7 млн.туг. С 1992 г. по 2005 г. лишь 3 частные компании эмитировали акции, 12 компаний выпустили облигаций на сумму 6.5 млрд.туг. В то же время государством было эмитированы 4 выпуска государственных облигаций.

Основными инвесторами в корпоративные и государственные облигации являются коммерческие банки. Физическими лицами приобретается только 10% выпущенных облигаций. Это говорит о том, что деятельность фондового рынка осуществляется в замкнутой сфере, из-за его недостаточной открытости инвесторы не получают требуемой информации, у них отсутствуют необходимые знания о рынке ценных бумаг и доверие к акционерным обществам. В то же время, около 15% зарегистрированных АО уже приостановили свою деятельность, потеряв капиталы из-за неправильных, а в иных случаях − и уголовно наказуемых действий руководства и владельцев контрольных пакетов акций, но мер, по возмещению ущерба акционерам, до сих пор не принято. Можно привести и другой пример: в монгольской экономике отсутствует механизм ответственности брокерско-дилерских компаний (таких в Монголии 25) в случае расходования активов инвесторов без их разрешения. Все это также сказывается негативно на развитии рынка ценных бумаг.

Третий фактор, формирующий предпосылки институционального развития рынка ценных бумаг − взаимное влияние институциональных соглашений. Это влияние выступает в трех формах: институциональных соглашений участников рынка ценных бумаг; конкуренции; внешних эффектов.

Примером участников институциональных соглашений является весьма распространенная практика создания институциональных инвесторов, профессиональных участников. В этом случае общность людей, возникающая при их продолжительной совместной работе, служит мощным институциональным ресурсом.

В качестве примера конкуренции можно назвать взаимоотношения институциональных инвесторов с коммерческими банками. Преимущество банков состоит в том, что они хорошо знают потребности клиентов, а филиалы банков привязаны к процентной политике центрального офиса.

Ярким примером положительного эффекта служит тот факт, что при образовании институциональных инвесторов, формирование достаточно однородной общности людей значительно облегчает этот процесс.

Таким образом, для успешного развития рынка ценных бумаг Монголии необходимы целенаправленная законодательная и организационная деятельность по формированию полноценных институтов рынка ценных бумаг и контрактной экономики, с наделением наиболее авторитетных институтов правомочиями и обязанностями публичного лица. Такие преобразования являются институциональными условиями возникновения и становления самостоятельных институтов рынка и имущественных прав в монгольской экономике.

[1] К институциональным условиям следует отнести институ­ции (нормы взаимоотношений индивидов обычно-правового характера, возникшие на основе традиций) и институциональные акты − формально-статутные нормы экономического взаимодействия.


Источники:

1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Начала , 1997.
2. Калягин Г.В. Конкурентоспособность кооперации в переходной экономике: Институциональный подход.- М.: Инфра-М , 2004.
3. Шаститко А.Е. Неоиституциональная экономическая теория. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТЕИС, 1999.
4. Уильямсон О.И. Сравнение альтернативных подходов к анализу экономической организации // А.А. Демина, В.С. Катькало (ред.), Уроки организации бизнеса, СПб.: Лениздат, 1994.
5. Содхуу Р. Переходная экономика и фондовый рынок Монголии.// Фондовый рынок, 2006.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:22:47