Инноватизация финансовой инфраструктуры региональной экономики

Вагизова В.И.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (29), Май 2009

Цитировать:
Вагизова В.И. Инноватизация финансовой инфраструктуры региональной экономики // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 5. – С. 131-139.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12591774
Цитирований: 19 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматривается отечественный и зарубежный опыт становления и функционирования секъюритизации хозяйствующих агентов в региональной экономике; раскрываются методы её реализации, необходимость, преимущества, эффективность, проблемы, условия и перспективы развития.

Ключевые слова: ценные бумаги, зарубежный опыт, экономика региона, финансово-кредитная сфера, секъюритизация, финансовая инфраструктура, ипотечные кредиты



Становление и развитие рыночных отношений хозяйствующих агентов региональной экономики порождает необходимость усовершенствования и/или вызывает фундаментальные изменения финансовых операций, реализуемых в рамках этих отношений с целью увеличения прибыли и/или получения иных, в том числе синергетического эффекта и снижения рисков. Традиционные финансовые инструменты в условиях сохранения ликвидности и низкого риска не всегда позволяют получать высокую прибыль. Огромное значение для максимизации прибыли хозяйствующих агентов имеет расширение и развитие финансовой структуры фондового рынка региона, в том числе и посредством таких инноваций, как секьюритизация. Фондовый рынок с помощью секьюритизации позволяет не только накапливать и размещать дополнительные денежные средства, но и дает возможность застраховать риски.

Секьюритизация как инновационный инструмент финансовой инфраструктуры региональной экономики – это новая экономическая связь между хозяйствующими агентами по финансированию и рефинансированию своей деятельности с целью повышения ее эффективности. Объектами секьюритизации могут выступать как активы, так и пассивы хозяйствующих агентов. В связи с этим могут возникать отношения по секьюритизации пассивов, например выдача вкладчикам облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) или банковских векселей вместо денежных средств или отношения по секьюритизации активов, например, выпуск облигаций на основе ипотечных или потребительских ссуд, задолженностей по кредитным карточкам. Субъектами секьюритизации являются различные хозяйствующие субъекты: банки, промышленные и финансовые компании, государство.

Секьюритизация - это новшество, недавно возникшее в деятельности хозяйствующих агентов на отечественном финансовом рынке. Причинами появления и развития секьюритизации послужили следующие события:

  • развитие экономических отношений на рынке ценных бумаг,
  • расширение видов ценных бумаг,
  • резкое повышение удельного веса ценных бумаг в суммарном объеме операций хозяйствующих субъектов,
  • возможность с помощью ценных бумаг создать вторичный рынок кредитов
  • необходимость снижения рисков и увеличения возможностей привлечения дешевых денежных ресурсов путем рефинансирования.
  • Хозяйствующие агенты как субъекты секьюритизации, сформировав пул активов, выпускают ценные бумаги под их обеспечение и реализуют на рынке ценных бумаг. Таким образом, получая средства хозяйствующий агент имеет возможность направить их на реализацию новых отношений, в том числе на получение дополнительной прибыли, в виде разницы между процентами по активам и ценным бумагам. Это способствует росту оборачиваемости средств. Для хозяйствующих агентов вложение денежных средств в активы секьюритизации, например, в ипотечные ценные бумаги безопасней, чем в традиционные, т.к. такие активы диверсифицированы и обеспечены как внутренне, так и внешне. К тому же банки как субъекты отношений секьюритизации, как правило, оформляют в ценные бумаги не однородные кредиты, а совокупность различных кредитов, создавая пулы активов. Это приводит к диверсификации риска потерь. Кредитный риск и риск досрочной уплаты уменьшается. К тому же это прозрачные инвестиции с высоким кредитным качеством, которые приносят более весомый доход по сравнению с аналогичными государственными ценными бумагами. Так как эти бумаги обеспеченны активами, то они менее подвержены ценовым колебаниям по сравнению с традиционными, а так же они не столь чувствительны к политическим и экономическим рискам.

    Существует множество методов реализации секьюритизации, которые выражаются различными видами, качеством и экономической оценкой активов участвующих в отношениях секьюритизации хозяйствующих агентов. Немаловажную роль в этих процессах играют региональные особенности, которые могут оказывать значительное воздействие на отношения, возникающие при секьюритизации активов.

    В начале XXI в. секьюритизация начинает зарождаться и в регионах России. Потребности реального сектора региональной экономики стимулируют всех хозяйствующих агентов, на всех уровнях их деятельности к поиску новых долгосрочных финансовых ресурсов, которых катастрофически не хватает. Например, в структуре пассивов банков Татарстана как агентов отношений секьюритизации примерно 77% занимают средства сроком до 1 года. Подобная ситуация наблюдается и в банках других регионов России. Важно учесть, что большая часть из них - трехмесячные ресурсы. Кроме того в отечественной финансовой инфраструктуре сохраняется ряд негативных тенденций – недоверие к банкам, дефицит долгосрочных денежных ресурсов, не всегда эффективное распределение и использование бюджетных средств обуславливают низкую инвестиционную активность населения в осуществлении долгосрочных вложений. Поэтому выдача долгосрочных кредитов для хозяйствующих агентов является операцией повышенного риска. Долгосрочные ресурсы (средства пенсионных и бюджетных фондов, а также фондов социального страхования) оказываются вне секьюритизации хозяйствующих субъектов. В этих условиях одним из важных путей выхода из создавшегося положения может служить развитие секьюритизации активов хозяйствующих субъектов.

    Необходимость развития секьюритизации активов хозяйствующих агентов в РФ вызывается рядом обстоятельств:

  • желанием банков как хозяйствующих агентов найти прибыльные и низкорискованные операции;
  • ужесточением требований Банка России к российским банкам по размеру капитала и величине риска, которые приводят к необходимости проведения более активной политики минимизации рисков невозврата кредитов и привлечения дополнительных денежных средств.
  • Причины и мотивы развития секьюритизации ипотечных активов в России состоят в следующем: возрастание спроса на ипотечные отношения, расширение спектра операций хозяйствующих субъектов, необходимость снижения рисков. Предпосылками осуществления секьюритизации ипотечных активов выступают: появление рынка ценных бумаг, наличие определенной институциональной среды. Показано, что для дальнейшего развития секьюритизации необходимо наличие соответствующей институциональной инфраструктуры, т.е. определенных институтов, которые смогли бы обеспечить эффективную реализацию этого процесса.

    Несмотря на высокую привлекательность секьюритизация в России пока не получила широкого распространения. Причин этому много и, прежде всего, это неразвитость самой основы отношений секьюритизации, их объектов.

    При развитии объектов секьюритизации сдерживающими факторами являются высокие проценты по кредитам, малые сроки кредитования, низкие доходы населения. Высокие процентные ставки по ипотечным кредитам не стимулируют заемщиков брать кредиты.

    Секьюритизация в России находятся только на начальном этапе и опыт проведения секьюритизации в Москве, Санкт-Петербурге, на Среднем Урале, в Поволжье, Татарстане и других регионах страны показал, что дальнейшему ее развитию препятствует ряд проблем. К ним относятся:

  • отсутствие вторичного рынка ценных бумаг, обеспеченных активами;
  • отсутствие развитой инфраструктуры секьюритизации;
  • неотработанность технологии секьюритизации;
  • отсутствие соответствующих гарантий;
  • высокий риск инвестора;
  • несовершенство институциональной инфраструктуры.
  • В то же время не сформировались и инструменты фондового рынка, используемые в реализации секьюритизации.

    Анализ данных проблем и опыта зарубежных стран позволяет наметить пути их решения. В частности, следует внести поправки в законодательство, касающиеся статуса эмитента, видов эмитируемых ценных бумаг, защиты инвестора, обеспечения реализации его прав и ряда других. Необходима государственная поддержка хозяйствующих субъектов, участвующих в секьюритизации как в виде создания определенных государственных институтов, выполняющих роль банков-организаторов (при этом такая поддержка не должна быть долгосрочной), так и их финансирования. Государство может выполнять и роль гаранта при выпуске ценных бумаг, обеспеченных активами. Роль государства на первых этапах развития секьюритизации, как показал опыт её развития в США, должна быть достаточно высокой и только с момента широкого распространения секьюритизации эта роль должна уменьшаться с перспективой полного ухода государства с рынка секьюритизированных активов возникших при секьюритизации.

    Следует сформировать и наладить работу вторичного рынка ипотечных ценных бумаг в регионах России. Первоначальным условием организации вторичного рынка ипотечных кредитов является создание самих ценных бумаг, которые формируют основу складывающихся отношений на рынке. Устойчивый рынок ценных бумаг, обеспеченных активами, должен характеризоваться значительными объемами обращающихся ценных бумаг, их широким распределением среди большого числа держателей, надежными системами погашения. В силу этого эмиссия ипотечных ценных бумаг должна стать, прежде всего, отдельным сегментом фондового рынка, с соответствующей инфраструктурой и объемом соизмеримым со стоимостью заложенного недвижимого имущества.

    В настоящее время в отечественной законодательной практике предусматривается реализация нескольких схем отношений секьюритизации. При этом ни одна из этих схем не стала приоритетной в силу достаточно большого количества недостатков. С учетом российской специфики законодательства, когда эмитентом может выступать лишь хозяйствующий субъект в лице банка-кредитора или ипотечного агента (при секьюритизации ипотечных кредитов), при осуществлении секьюритизации в России необходимо опираться на одну из двух предложенных схем - одноуровневую, при которой все функции делегированы только одному хозяйствующему субъекту, и двухуровневую, при которой происходит рассредоточение функций между многими участниками секьюритизации.

    Решение названных проблем приведет к тому, что секьюритизация как ипотечных кредитов, так и других активов станет достаточно распространенной, расширит кредитную политику хозяйствующих субъектов, позволит изменить фундаментальную природу отношений хозяйствующих субъектов особым образом, обеспечивая ликвидность при активном увеличении кредитного портфеля хозяйствующих субъектов. Все это послужит движущей силой для расширения масштабов секьюритизации как нового явления в деятельности хозяйствующих субъектов. В то же время расширение отношений в сфере потребительского кредитования, лизинговых сделок при уже формировавшихся отношениях на вторичном рынке позволит обеспечить основу для развития секьюритизации и этих видов активов.

    Преимущества и эффект секьюритизации проявляются, прежде всего, в том, что разнородный характер активов первоначального их владельца, заинтересованного в привлечении средств, трансформируется в единые характеристики ценных бумаг, выпускаемых специализированной компанией. При этом затраты на финансовую проверку выступающих в качестве обеспечения активов не сравнимы с расходами на аналогичные процедуры при осуществлении заимствований от имени первоначального их владельца. Это связано не только с аналогичностью активов, но и с большей прозрачностью предоставляемой информации. Существенным достоинством этих отношений является и то, что эмитентом долговых бумаг является абсолютно «прозрачная» компания, часто создаваемая специально с целью осуществления данной эмиссии. Дополнительным плюсом секьюритизации является возможность очистить баланс от проблемных активов путем передачи их в специализированную компанию.

    К числу других предполагаемых выгод от развития секьюритизации является информационная эффективность на финансовых рынках, распределительная и операционная эффективность для финансовых учреждений и эффективность ценообразования в определении стоимости активов. Секьюритизация активов способствуют повышению информацион­ной эффективности рынка, внутри которого работают финансовые учреждения. Секьюритизация способствует появлению вторичного рынка кредитов, что в свою очередь позволяет сократить вероятность возникновения рисков, присущих банкам

    Реализация секьюритизации предполагает создание вторичного рынка кредитов, что позволяет сократить вероятность возникновения традиционных рисков, присущих банкам,

    Секьюритизация позволяет хозяйствующим субъектам добиваться экономии издержек в некоторых сферах деловой активности. По мере того, как рынок ценных бумаг, обеспеченных активами, совершенствуется и развивается, издержки по секьюритизированным кредитам оказываются ниже, чем при традиционной форме прямого кредитования заемщиков по всем категориям активов. Это связано с тем, что одной из составляющих выступают ставки по привлеченным ресурсам, в частности, депозитам, которые могут быть достаточно высокими. При этом банку, субъекту этих отношений, нужно учитывать потери, связанные с обязательным резервированием этих средств. Секьюритизированные кредиты могут быть дешевле исходя из того, что ресурсы привлекаются на рынке ценных бумаг, что не требует резервирования, но также могут быть и использованы более дешевые депозиты.

    Немаловажное значение секьюритизация имеет и для улучшения показателей ликвидности. Банки, особенно крупные, постоянно испытывают нехватку ликвидности, имея чрезмерную сумму рискованных активов. Из-за этого они подвергаются давлению контрольных банковских органов, требующих улучшить структуру портфеля и повысить значение коэффициентов ликвидности. Для решения этой проблемы банки после предоставления ссуды передают часть рискованных активов инвестору, вынося их за баланс. Прибегать к секьюритизации банк может и в случае, когда его активы находятся в слишком «замороженном» состоянии по сравнению с показателями, установленными банковским законодательством. Преимущества управления ликвидностью с помощью секьюритизации состоят в создании возможностей не только для эффективного размещения банковских ресурсов, но и для переноса рисков по активам на третьих лиц.

    Таким образом, основными тенденциями развития секьюритизации в отечественной экономике выступают:

  • расширение системы гарантирования;
  • обеспечение иной государственной поддержки, кроме предоставления гарантий (в частности в виде создания специальных хозяйствующих субъектов, льготного налогообложения ценных бумаг, обеспеченных активами);
  • присвоение и повышение кредитного рейтинга хозяйствующих агентов и ценных бумаг;
  • создание вторичного рынка секьюритизации, его инфраструктуры;
  • принятие законов, касающихся секьюритизации;
  • создание других необходимых условий для их большего распространения и эффективной реализации в региональной экономике.

  • Источники:

    1. Федеральный закон РФ от 11.11.2003 г. №152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (с изменениями и дополнениями).
    2. Банковское дело / под. ред. Коробовой Г.Г. – М. : Экономист, 2005.
    3. Гражданское и торговое право зарубежных стран / под общей ред. Безбаха В.В. и Пучинского В.К. – М.: МЦФЭР, 2004.
    4. Бэр Х.П. Секьюритизация активов. – М.: Волтерс Клувер, 2006.
    5. Лакхбир Х. Ценные бумаги, обеспеченные ипотекой и активами. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
    6. Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизм реализации. – Казань: Казанский государственный университет, 2006.
    7. Рынок ценных бумаг / Под ред. Жукова Е.Ф. – M.: ЮНИТИ, 2006.
    8. Секьюритизация ипотеки: мировой опыт, структурирование и анализ / под. ред. Девидсона Э. и др. – М. : Вершина, 2007.
    9. Цылина Г.А. Ипотека. Жилье в кредит. – М.: Экономика, 2005.
    10. Эффективный рынок капитала. Экономический либерализм и государственное регулирование / под ред. Костикова И.В. – М.: Наука, 2004.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:43:21