Современные стратегии интегрированного управления производственно-логистическими процессами

Иванов Д.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (95), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Иванов Д.А. Современные стратегии интегрированного управления производственно-логистическими процессами // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 131-137.

Аннотация:
Тенденции развития мировой экономики, связанные с глобализацией и развитием информационных технологий, обусловливают значительные изменения в подходах к организации и управлению бизнесом в области логистики и производства. Эти изменения, прежде всего, связаны с появлением новых форм конкурентной борьбы, основанных на двух феноменах: стратегическом взаимодействии (collaboration) предприятий и формировании «сетевых» структур (networking)

Ключевые слова: логистика, сетевые организации, производство, межфирменное взаимодействие, производственно-логистический процесс



Тенденции развития мировой экономики, связанные с глобализацией и развитием информационных технологий, обусловливают значительные изменения в подходах к организации и управлению бизнесом в области логистики и производства. Эти изменения, прежде всего, связаны с появлением новых форм конкурентной борьбы, основанных на двух феноменах: стратегическом взаимодействии (collaboration) предприятий и формировании «сетевых» структур (networking) [2]

Появление новых информационных технологий (ИТ) открывает новые возможности для организации бизнеса (в данном случае, справедлив тезис «технология определяет организацию»). ИТ играют роль катализатора, позволяющего обеспечить принципиально новый уровень взаимодействия предприятий.

На принципах взаимодействия, синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов с поставщиками и клиентами по всей логистической цепи (ЦП) базируются и стремительно развивающаяся концепция Supply Chain Management (SCM) – управление цепями поставок [1, 2, 4, 5, 6, 8 ].

Доля оперативных затрат в цепи создания стоимости, приходящаяся на логистические цепи, составляет 75%. Исследования, проведенные совместно с Accenture, INSEAD и Стэндфордским университетом, с участием 600 ведущих мировых предприятий доказали прямую взаимосвязь между эффективностью ЦП и финансовыми результатами [10].

Эффективное управление ЦП ‑ это один из решающих факторов сохранения и повышения уровня доходов и конкурентоспособности на современных и будущих рынках.

За счет улучшения ЦП IBM сэкономило в 2003г. 7 млрд. долларов (при годовом бюджете 40 млрд. долларов). При этом 60% сэкономленных средств было достигнуто за счет собственной экономии, а 40% ‑ за счет снижения цен у поставщиков [10].

Реализованные проекты по внедрению концепции SCM показали возможность снижения затрат на 5-60%, уровня запасов на 20-60 %, снижения времени изготовления и поставок за счет согласования процессных цепей до 10-50 %, повышение точности поставок дна 20-60%, улучшения использования мощностей до 20%, повышения прибыли за счет оптимизация процесса создания стоимости и снижения трансакционных издержек в области закупок и сбыта до 30 %, повышения качества продукции до 30%, увеличения оборота и доли рынка за счет улучшения реакционной способности системы и изменения отношений с клиентами до 55 % [4, 7, 8, 11].

Для предприятия внедрение концепции SCM означает ведение бизнеса на принципах стратегического взаимодействия с поставщиками и клиентами. Отличие концепции SCM от традиционных форм организации и управления предприятием состоит в синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов с поставщиками и клиентами по всей цепи поставок.

Причины развития форм стратегического взаимодействия предприятий.

В традиционных системах управления производством и логистикой, в которых предприятия рассматриваются как изолированные элементы, самостоятельно планирующие свои потребности и закупки, возникают существенные отклонения и колебания во всей цепи поставок (ЦП). Локальная оптимизация, несогласованность действий участников ЦП и недостаточный информационный обмен в ЦП приводит к, так называемому, Bullwhip-эффекту [3, 9].

Bullwhip-эффект представляет собой ситуацию, при которой незначительные изменения спроса конечного потребителя (или последнего звена ЦП, т.е. предприятия, выпускающего конечное изделие) приводит к значительным отклонениям в планах других участников ЦП (субподрядчиков, поставщиков и т.д.).

Bullwhip-эффект вызывает увеличение амплитуды колебаний спроса по мере продвижения информации по ЦП. При возникновении Bullwhip-эффекта нарушается бесперебойное движение материальных и информационных потоков в ЦП, вызывая тем самым риск невыполнения заказа клиента (рис. 1).

Основными причинами Bullwhip-эффекта являются:

‑ ошибки в прогнозировании спроса;

‑ создание предприятиями дополнительных страховых запасов;

‑ произвольное увеличение размеров партий поставок (Burbidge-эффект, отражающий влияние нерегулярности поставок на отклонения в планах производства вследствие объединения нескольких заказов в одну партию);

‑ колебания цен;

‑ запаздывания в получении необходимой информации о потребностях (Forrester-эффект, при котором незначительные колебания спроса вызывают колебания в производстве),

‑ отклонения от плановых сроков и объемов производства и поставок.

Рассматривая запаздывание информирования участников ЦП об изменениях на предыдущих ее участках вследствие информационной асимметрии, концепция SCM была изначально ориентирована на создание единых информационных каналов, позволяющих своевременно информировать участников цепи об актуальных изменениях в параметрах протекающих бизнес-процессов. SCM на данном этапе понимался, главным образом, с точки зрения информационной системы.

К первым компаниям, внедрившим технологии SCM, относятся Wal-Mart и Procter&Gamble в сфере торговли и Cisco, Toyota, National Semiconductor в сфере производства [24]. В настоящее время, принципы SCM применяют практически все крупные торговые сети, предприятия автомобилестроения, машиностроения, текстильной и легкой промышленности и т.д.

Классификация форм стратегического взаимодействия предприятий.

Несмотря на использование общих принципов взаимодействия и формирования «сетевых» структур, развивающиеся современные формы управления бизнесом очень многообразны. В связи с этим некорректно говорить о логистических и производственных сетях вообще [1]. Существует отраслевая, продуктовая, организационная и др. специфика, что вызывает необходимость классификации сетей. В основу подобной классификации могут быть положены такие признаки, как:

‑ структура сети;

‑ степень ее открытости;

‑ принцип планирования и оперативного управления;

‑ принцип организации взаимодействий,

‑ цели сети;

‑ роль ИТ.

На концептуальном уровне разработано множество концепций межорганизационной производственно-логистической кооперации и взаимодействия.

Классическая система управления ЦП (SCM) создается для долгосрочного сотрудничества, имеет относительно стабильную структуру сети и производственную программу (определены исполнители работ и виды производимой продукции на длительный период времени). Основной целью SCM является создание системы взаимодействия предприятий, направленной на повышение качества планирования и управления за счет единых информационных каналов, синхронизацию бизнес-процессов, совместное планирование спроса и запасов.

Концепция SCM (Supply Chain Management), как правило, определяется как интегрированное планирование и управление всем потоком информации, материалов и услуг от поставщиков сырья через предприятия и склады до конечного потребителя. На взгляд автора, в этом общепринятом определении заложена определенная логическая некорректность.

Из данного определения можно сделать вывод, что существует некая инстанция, управляющая всей совокупностью потоков на всем протяжении ЦП. На практике же не существует ни одной ЦП, в которой был бы реализован подобный принцип. Суть ЦП состоит в установлении отношений взаимодействия между предприятиями с использованием современных ИТ. Но эти взаимодействия формируются децентрализовано на каждом из участков ЦП.

Каждое предприятие управляет взаимодействиями со своими поставщиками и клиентами. Единого управляющего органа для всей логистической цепи не существует. Поэтому говорить об управлении ею, можно лишь применительно к конкретному участку цепи. Интегрированное же планирование и управление всем потоком информации, материалов и услуг от поставщиков сырья через предприятия и склады до конечного потребителя носит несколько абстрактный характер. Оно достигается за счет итерационных согласований и балансировки интересов на конкретных участках логистических цепей.

[1] В данной работе используется понятие «сеть», хотя логически корректным могло бы быть использование термина «система». Однозначно различить эти два понятия достаточно трудно. Тем не менее, можно предположить, что термин «сеть» в большей степени соответствует сути рассматриваемых форм бизнеса в силу их динамичности, децентрализованности и открытости.


Источники:

1. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок.- М.: ЗАО Олимп-бизнес, 2001.- 640 с.
2. Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая кооперация. ‑ М.:Издательство «Вершина», 2005.
3. Иванов Д.А. Supply Chain Management – от информационной интеграции к концепции бизнеса // Логистика: управление цепями поставок, №4, 2005, с. 8-16.
4. Сергеев В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 976с.
5. Сток Д.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой / Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2005. – 797 с.
6. Christopher M. Logistics and Supply Chain Management: Strategies for Reducing Cost and Improving Service (2nd Edition).– Pitman Publishing, 1999.
7. Harrison T.P., Lee H.L., Neale J.J. (Eds.). The Practice of Supply Chain Management, Springer, 2005.
8. Kuhn, A. and Hellingrath, B. 2002, Supply Chain Management: Optimierte Zusammenarbeit in der Wertschoepfungskette. Springer, Berlin, Heidelberg, New York.
9. Lee, H.L, Padmanabhan, V., and Whang, S. The Billwhip-Effect in Supply Chains, Sloan Management Review 38, 1997, Springer, pp.93-102.
10. Wannenwetsch H., Vernetztes Supply Chain Management, Springer, Berlin, Heidelberg, New York, 2005
11. Wannenwetsch H., Vernetztes Supply Chain Management, Springer, Berlin, Heidelberg, New York, 2005

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:38:54