Создание кластерных центров по информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра

Радецкий А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (84), Декабрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Радецкий А.В. Создание кластерных центров по информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 12. – С. 74-77.

Аннотация:
Развитие и распространение кластерных центров по информатизации является важным фактором экономического роста. Для Ханты-Мансийского автономного округа их развитие и использование в экономической сфере является стратегической задачей, реализация которой позволит повысить производительность предприятий и организаций практически всех отраслей экономики региона.

Ключевые слова: ХМАО, кластер



Развитие и распространение кластерных центров по информатизации является важным фактором экономического роста. Для Ханты-Мансийского автономного округа их развитие и использование в экономической сфере является стратегической задачей, реализация которой позволит повысить производительность предприятий и организаций практически всех отраслей экономики региона.

Концептуальная работа по решению на федеральном уровне региональных аспектов информатизации определяется рядом проблем.

Во-первых, кардинальные политические, экономические, социальные и технологические изменения в обществе вызывают повышенный спрос на информационные продукты и услуги. Это придает особое значение исследованиям такого спроса и переориентации усилий по информатизации на его удовлетворение по сегментам некоммерческого и коммерческого рынка. Каждый регион в этом отношении обладает своей особой спецификой.

Во-вторых, уменьшаются финансовые возможности потенциальных потребителей информационной продукции и услуг, а также государственная поддержка их производителей. Усугубляет ситуацию тот факт, что проводимые в России в последние годы работы в рамках отдельных федеральных отраслей и ведомств были слабо скоординированы между собой и не согласовывались с программами информатизации регионов. Это существенно снижало общий эффект производимых бюджетных инвестиций, приводило к значительным финансовым потерям.

В-третьих, серьезным препятствием для региональной информатизации является неурегулированность правовых норм на федеральном уровне, связанных с обеспечением функционирования и взаимодействия всех субъектов информационных отношений: граждан, юридических лиц, федеральных и территориальных органов государственного управления.

Данные проблемы являются типичными не только для Ханты-Мансийского автономного округа, но и для России в целом. Однако благодаря опережающему развитию нормативно-правовой базы в регионе ряд этих проблем удалось своевременно снять, что и обеспечило достаточно быстрые темпы информатизации округа, позволило достичь значимых результатов и накопить большой опыт работы в данной области.

Ханты-Мансийский автономный округ с самого начала активно включился в процесс развития информационных технологий. Доля регионального бюджета, расходуемая на информатизацию, постоянно повышается. В 2004 году она составляла 0,11%. Большая часть этих денег расходовалось на формирование автоматизированных информационных ресурсов (35%) и сопровождение локальной вычислительной сети (35%), 22% ‑ на формирование единой инфраструктуры информационной системы, 7% – на решение научно-практических вопросов, 1% – на разработку программ информатизации, организацию консультаций и экспертиз во время проведения конкурсов.

Планомерное развитие информатизации в округе берет свое начало с утверждения Концепции информатизации постановлением главы администрации от 05.06.96, № 206. Нормативно-правовую базу в области информатизации в округе составляют Закон об информационных ресурсах Ханты-Мансийского автономного округа и более 130 постановлений и распоряжений главы администрации и правительства по вопросам формирования, использования и защиты информационных ресурсов.

Комитет по информационным ресурсам Администрации Ханты-Мансийского округа (КИР) был создан в 1997 г. для осуществления государственной политики в сфере информатизации, формирования информационных ресурсов на территории округа, а также с целью эффективного и качественного информационного обеспечения принятия управленческих решений органами государственной власти.

В целях лучшей организации внедрения и сопровождения проектов в рамках Концепции информатизации автономного округа и мероприятий Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия», улучшения информационно-аналитического и технического обслуживания органов власти на территории автономного округа распоряжением правительства автономного округа № 167-рп от 10.03.2004 было создано ГУ «Окружной центр ИКТ».

Семь лет успешной работы по реализации Концепции информатизации Ханты-Мансийского округа – огромный опыт. Все информационные системы и программы, созданные в комитете либо приобретенные за счет средств окружного бюджета, безвозмездно передаются в подразделения органов власти, в бюджетные организации, во все муниципальные образования округа.

Однако в процессе формирования информационной системы территориального управления автономного округа были выявлены проблемы, обычно возникающие при внедрении и развитии ИТ-проектов:

1. Недостаточное взаимодействие различных министерств и ведомств по вопросам формирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для совершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Слабое взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам внедрения информационных технологий и создания единой информационной системы территориального управления.

3. Недостаточное развитие нормативно-правового регулирования и организационно-методического обеспечения процессов информатизации.

4. Отсутствие методических рекомендаций и нормативов по расчетам затрат на внедрение, эксплуатацию, развитие информационных систем для обоснования бюджетных расходов по статье «Информатика».

5. Становление системы подготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий и квалифицированных пользователей, которая находится на этапе начального формирования в автономном округе, и как следствие – дефицит ИТ-специалистов в регионе.

6. Недостаточное понимание важности вопросов финансирования сферы информатизации руководителями органов государственной власти и местного самоуправления.

К 2002 году (году принятия ФЦП «Электронная Россия») в Ханты-Мансийском автономном округе была сформирована телекоммуникационная инфраструктура информатизации, создана региональная корпоративная сеть органов власти для внедрения и эксплуатации корпоративных информационных систем.

В настоящее время в округе реализуется в общей сложности 15 мероприятий ФЦП «Электронная Россия», осуществление которой на региональном уровне требует информирования широкой общественности о ее целях и задачах, основных мероприятиях, осуществляемых в регионе и влиянии этих мероприятий на повседневную жизнь населения.

Таким образом, активное включение округа в реализацию ФЦП – закономерный этап. Формирование позитивного отношения населения к ФЦП способствует ускорению информатизации региона и повышает эффективность программных мероприятий. С помощью публикаций в СМИ, выступлений по радио и телевидению, а главное ‑ на официальном сайте органов власти округа в разделе «Информатизация» особое внимание уделяется информационному сопровождению ФЦП «Электронная Россия».


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:09:23