Природный капитал Югры: современные проблемы и перспективы в сфере развития возобновляемой энергетики, использования водных ресурсов и декарбонизации
Бурундукова Е.М.1, Костина О.В.1, Ладыженская Т.П.1, Петров А.А.1
1 Югорский государственный университет, Россия, Ханты-Мансийск
Скачать PDF | Загрузок: 3 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 12 (Декабрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47943171
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В научной литературе и общемировой практике наблюдается формирование нового направления, которое предполагает существенный вклад в общее энергопотребление возобновляемых источников энергии и вытеснение традиционных энергоресурсов. С учетом современных тенденций в сфере устойчивого развития, одним из приоритетных направлений региональной климатической повестки становится система снижения карбонового следа, в том числе за счет эффективного использования углеводородных ресурсов, добываемых и перерабатываемых в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – автономный округ, ХМАО – Югра), модернизации объектов электрогенерации и жилищно-коммунального хозяйства, реализации мероприятий, связанных с использованием природного капитала в автономном округе.
Интерес к возобновляемой энергетике вызван прежде всего двумя основными факторами, в совокупности приводящими к росту цен традиционных энергоресурсов: негативное влияние на окружающую среду от ископаемых источников энергии и, соответственно, необходимость использования скрубберов и дополнительных мероприятий по очистке; истощение традиционных источников ископаемого топлива, при том, что добыча их связана с увеличением затрат.
Основной целью проведения работ является разработка решений, направленных на обеспечение населения автономного округа возобновляемой энергетикой с соблюдением экологической повестки в частности, и не в ущерб качеству воды. По итогам исследования сформирован комплекса мероприятий, который может заложить основу для более эффективного перехода к декарбонизации экономики автономного округа и страны в целом.
Полученные в процессе научного исследования результаты анализа роли природного капитала Югры могут быть использованы государственными и рыночными институтами для совершенствования процедур управления социально-экономическими процессами в том числе при разработке стратегий развития и проектов государственных программ. Вместе с тем, данная работа может оказаться полезной научному сообществу, аспирантам, магистрантам и специалистам по декарбонизации, возобновляемой энергетики, использованию водных ресурсов и экологии.
Ключевые слова: энергоэффективные технологии, вода, декарбонизация жилищно-коммунального хозяйства, экономика, инвестиции
JEL-классификация: R11, Q25, Q43, Q48
Введение
В 80-х годах прошлого столетия датский ученый Бент Серенсен утверждал, что для выживания человечество должно взять за основу сочетание различных типов возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ). В отличие от ископаемого топлива возможно постоянное восстановление ВИЭ. Международное энергетическое агентство (МЭА) определяет возобновляемую энергию как энергию, возникающую на основе естественных процессов, которые восполняются быстрее [26].
То есть поиски новых источников энергии следует рассматривать как инструмент декарбонизации во всех отраслях народного хозяйства.
Эксперты Р.К. Лестер и Д.М. Харт подчеркивают, что современная, преимущественно углеводородная электроэнергетика – «в высокой степени оптимизированная система, которая принадлежит сформировавшимся и укрепившимся в течение ста лет финансово состоятельным и политически влиятельным компаниям и управляется ими» [25] (Lester, Hart, 2012).
Работа над технологиями декарбонизации российского производства – приоритетная государственная задача, решение которой возможно только в эффективной кооперации органов власти, научного сообщества и представителей бизнеса.
Среди отечественных исследователей, занимающихся проблемами российского топливно-энергетического комплекса, должно выделить работы Рыжкова Н.И. [19] (Ryzhkov, 2018) и Симонова Н.С. [20] (Simonov, 2018).
Обращают на себя внимание разработки и научные исследования российских экономистов по теории воспроизводства и экономической политике государства, таких так Войков М.И. [3] (Voeykov, 2018), Маевский В.И. [11] (Maevskiy, Malkov, 2014) и Бодрунов С.Д. [7] (Bodrunov, 2021).
Целью данного исследования является анализ текущего состояния декарбонизации экономики региона, выявление проблем и разработка новых подходов.
На основании полученных данных нами проведен анализ существующего состояния возобновляемой энергетики, а также системы водоснабжения с описанием технологий очистки воды и реверберацией основных проблем, не позволяющих обеспечить качество воды необходимого уровня в ХМАО – Югре в соответствии с установленными требованиями.
Научная новизна заключается в создании оригинального авторского комплекса мероприятий перехода к декарбонизации экономики региона.
Исследование
Автономный округ – один из самых динамично развивающихся регионов страны, обладающий огромным и разнообразным природно-ресурсным потенциалом. Экологическая ситуация формируется под влиянием фактора воздействия народного хозяйства на окружающую среду, и большую часть вреда наносит нефтегазодобывающий комплекс, являющийся основой экономики автономного округа.
За время своего существования нефтегазодобывающий комплекс нанес колоссальный ущерб окружающей среде: в окружающую среду сброшены десятки миллионов тонн нефти; отчуждены и нарушены сотни гектаров земель; сожжено на факелах сотни миллиардов кубометров попутного нефтяного газа; потеряли свое хозяйственное значение многие охотничьи угодья, оленьи пастбища, реки, озера; в несколько раз сократился уровень рыбы [2].
В ходе развития автономный округ пережил несколько энергетических переходов: от каменного угля к нефти, а сейчас – стремительное потребление природного газа. Если ранее при энергопереходах руководствовались удобством и конкурентоспособностью затрат, то в настоящее время актуальными становятся экологические аспекты выбора энергоносителей.
Электроэнергетика – базовая отрасль экономики, обеспечивающая потребности экономики и населения в электрической и тепловой энергии, во многом определяющая устойчивое развитие всех отраслей автономного округа. Эффективное использование потенциала электроэнергетической отрасли, установление параметров и приоритетов ее развития создают необходимые предпосылки для роста экономики и, соответственно, повышения качества уровня жизни населения.
Почти все электростанции в автономном округе строились по проектам, разработанным еще в советское время. Это и определило использование вида производства электрической энергии – паросиловой цикл на тепловых электростанциях. Основным топливом четырех крупнейших электростанций оптового рынка энергии и мощности, расположенных на территории ХМАО – Югры (Нижневартовская ГРЭС, Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Няганская ГРЭС), является попутный газ: нефтяной либо природный. Вместе с тем осуществляется эксплуатация Приобской ГТЭС и Южно-Приобской ГТЭС, двух крупнейших потребительских электростанций, на местном попутном нефтяном газе.
При этом Няганская ГРЭС, работающая севернее 62 градусов северной широты, является крупнейшей в мире парогазовой электростанцией (мощность – 1361 МВт, в том числе тепловая – 69,4 МВт). Стоит отметить, что модернизация турбин на станции, проведенная во втором десятилетии XXI века, позволила сократить потребление топлива на 20 млн м³ газа в год и сократить валовый объем выброса СО2 на 15674 тонны (на каждый энергоблок) [12].
В соответствии с принятой государственной программой автономного округа «Воспроизводство и использование природных ресурсов» уровень использования попутного газа увеличится (далее – ПНГ) к 2025 году до 96% (в настоящее время – 95,1%) [13].
Вместе с тем в ХМАО – Югре особое внимание уделяется развитию «малой» энергетики – использованию ПНГ на месторождениях, промысловой генерации электроэнергии. Выхлопной газ можно использовать в системах теплоснабжения объектов месторождения или опять-таки закачивать в пласт для повышения нефтеотдачи.
Показатели энергоемкости и энергопотребления представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели энергоемкости и энергопотребления в автономном округе
Наименование показателя
|
Период
| ||||
2016г.
|
2017г.
|
2018г.
|
2019г.
|
2020г.
| |
Энергоемкость
валового регионального продукта Югры (для фактических и сопоставимых
условий), тонн условного топлива /млн
руб.
|
18,0
|
15,6
|
15
|
12,8
|
12,6
|
Объем
потребления электрической энергии, млн
кВт*ч
|
71,4
|
70,52
|
69,18
|
69,16
|
61,8
|
Объем
потребления тепловой энергии, тыс. Гкал
|
11189,66
|
10135,73
|
12568,66
|
12568,66
|
12568,66
|
Энергопотребление
на основе возобновляемых источников, тонн условного топлива
в том числе |
1269
|
1256
|
3212
|
4132
|
11,2
|
солнечная
|
-
|
-
|
1,01
|
7,0
|
11,2
|
энергия
биомассы
|
13959
|
1256
|
3211
|
4125
|
-
|
Население,
имеющее доступ к водоснабжению, %
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Снижение энергоемкости валового регионального продукта автономного округа за период 2016–2020 гг. обусловлено увеличением стоимостного выражения валового регионального продукта с 3,068 трлн руб. до 4,007 трлн руб. при одновременном снижении потребления энергетических ресурсов за тот же период.
В разрезе видов топлива в потреблении природного газа сложилась наибольшая экономия. В структуре потребления первичной энергии его доминирующая доля составляет более 90%. Главными потребителями энергии являются электростанции, которые работают на природном газе.
В 2018 году в деревне Никулкина Кондинского района состоялось открытие первой в ХМАО – Югре солнечной электростанции мощностью 15 кВт.ч, а уже в 2019 году в сельском поселении Шугур того же района запущена вторая аналогичная электростанция [4, 5].
Запуск гибридной (дизель-солнце) электростанции в сельском поселении Няксимволь Березовского района состоялся в апреле 2019 года [6].
На территории автономного округа потенциал по вводу ветрогенерирующих установок оценивается величиной 0,2–0,4 МВт/м2. Ввод ветрогенерирующих установок в территориально удаленных от ЕЭС районах для обеспечения нефтяных, газовых месторождений и удаленных поселений без подключения этих установок к сети ЕЭС является наиболее перспективным. При этом резервным источником энергии во время штиля будет являться работающая маневренная дизельная установка.
Ввод ветрогенерирующих установок будет способствовать снижению себестоимости электроэнергии в этих муниципальных образованиях, что позволит снизить их зависимость от дизельного топлива.
Впервые в 2014 году Правительство Российской Федерации приняло государственную программу «Охрана окружающей среды» [18]. В развитие данной программы в 2018 году постановлением Правительства ХМАО – Югры № 352-п утверждена государственная программа «Экологическая безопасность» [13].
Целью государственной программы автономного округа является сохранение благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия в интересах настоящего и будущего поколений. Для достижения этой цели были поставлены ряд задач, в числе которых снижение уровня негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду (объем финансирования – 43 611 365,6 тыс. руб., в т.ч. из бюджета округа – 2 508 570,7 тыс. руб.) [13].
После вступления в действие Указа Президента от 21.06.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [22] в окружную программу внесены соответствующие изменения (табл. 2):
– в целом по программе изменились в сторону увеличения параметры финансирования: рост составил 1 660 059,7 тыс. руб., при этом общий объем составляет 140 152 291,9 тыс. руб.; увеличение произошло в основном за счет средств бюджета автономного округа;
– большая часть программы осуществляется за счет прочих источников финансирования, к коим относятся внебюджетные средства;
– бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы «Регулирование окружающей среды…» сократились за счет уменьшения финансирования из бюджетов и прочих источников. Следует отметить, что данной подпрограммой запланированы мероприятия по строительству объектов по утилизации попутного нефтяного газа общим объемом 72 960 153,0 тыс. руб. за счет внебюджетных источников;
– за счет средств ХМАО – Югры увеличились денежные средства на реализацию подпрограммы «Сохранение биологического разнообразия…» на 21092,4 тыс. руб.»;
– финансирование подпрограммы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления…» увеличилось за счет средств бюджета автономного округа с 781 947 тыс. руб. до 1 726 623,7 тыс. руб.; местных бюджетов – на 79 819,4 тыс. руб.;
– на реализацию подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса…» денежных средств выделено больше как за счет бюджета ХМАО – Югры (на 3818,9 тыс. руб.), так и местных бюджетов (на 460,4 тыс. руб.).
Таблица 2
Анализ изменений финансирования по программе «Экологическая безопасность»,
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, тыс. руб.
Программа и подпрограммы |
Параметры
финансирования
|
Отклонения (+/-)
| ||||||||||
до изменений
|
после изменений
| |||||||||||
бюджет РФ
|
бюджет округа
|
местные бюджеты
|
прочие источники
|
бюджет РФ
|
бюджет округа
|
местные бюджеты
|
прочие источники
|
бюджет РФ
|
бюджет округа
|
местные бюджеты
|
прочие источники
| |
Всего по программе, в том числе
|
295804,5 |
7729648,4 |
391104,1 |
130840608,9 |
295804,5 |
9389708,1 |
384668,8 |
130082110,5 |
0
|
1660059,7
|
-6435,3
|
-758498,4
|
Регулирование качества окружающей
среды
|
252984,7 |
4607598,9 |
362206,8 |
87692073,0 |
252984,7 |
4516123,6 |
275491,7 |
87685273,0 |
0
|
-91475,3
|
-86715,1
|
-6800
|
Сохранение биологического
разнообразия
|
- |
2076294,0 |
- |
1373862,0 |
- |
2097386,4 |
- |
1373862,0 |
-
|
21092,4
|
-
|
0
|
Развитие системы обращения с
отходами производства и потребления
|
- |
781947,0 |
- |
41774673,9 |
- |
2508570,7 |
79819,4 |
41022975,5 |
-
|
1726623,7
|
79819,4
|
-751698,4
|
Развитие водохозяйственного
комплекса
|
42819,8 |
263808,5 |
28897,3 |
- |
42819,8 |
267627,4 |
29357,7 |
- |
0
|
3818,9
|
460,4
|
-
|
Источник: составлено авторами по [13].
В рамках программы предусмотрены инвестиции в собственность предприятий – природопользователей автономного округа и муниципалитетов (табл. 3).
Таблица 3
Инвестиции в объекты природопользования, тыс. руб.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
Всего
|
10648223
|
10357904
|
15835712,7
|
28829493,4
|
5062607,5
|
в том числе
|
|
|
|
|
|
Строительство объектов по
утилизации попутного нефтяного газа
|
9785005 |
8697782 |
7610559 |
18152742 |
1061476 |
Строительство объектов для
размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках округа
|
439039 |
423106 |
327396 |
343703 |
339703 |
Строительство объектов для
размещения и переработки ТБО для муниципальных образований автономного округа
|
323023 |
32 023 |
287667 |
32617,0 |
18857,0 |
Строительство противопаводковых
дамб обвалования и берегоукрепительных сооружений
|
99000 |
99000 |
60 000 |
400,0 |
0,0 |
Общий объем инвестиций за последние 5 лет составил 70 733 941 тыс. руб., темп роста с 2016 года составляет 47,5%.
Утилизация ПНГ осуществляется крупными электростанциями автономного округа – Сургутскими ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Нижневартовской и Няганской ГРЭС. Кроме этого, в автономном округе функционируют электростанции промышленных предприятий, работающих на попутном газе.
Таблица 5
Инвестиции в основной капитал природоохранных мероприятий
|
2016г.
|
2017г.
|
2018г.
|
2019г.
|
2020г.
|
Российская
Федерация
|
139677
|
154042,3
|
157651
|
175029
|
195962,3
|
Уральский
федеральный округ
|
19311,3
|
30971,1
|
25902,3
|
28891,8
|
26224,8
|
ХМАО
– Югра
|
3512,4
|
3581,2
|
2533,4
|
4219,9
|
1637
|
Анализ таблицы 4 позволяет сделать следующие выводы:
– инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды, в целом по России и по Уральскому федеральному округу (далее – УрФО) в частности имеют тенденцию к росту (140,3% и 135,8% соответственно). Однако в автономном округе наблюдается обратная тенденция: в 2020 году темп роста относительно 2016 года составил 46,6%;
– наибольшую долю в структуре инвестиций занимают вложения в охрану и рациональное использование водных ресурсов (в среднем около 40% по России, 20% – по УрФО, чуть более 10% – по ХМАО – Югре);
– вложения в охрану и рациональное использование природы имеют нестабильную динамику как в целом по России, так и по исследуемым регионам. Аналогичную динамику показывают инвестиции в охрану окружающей среды и атмосферного воздуха.
К ключевым внешним факторам, влияющим на развитие и изменение потенциала энергетики в автономном округе, следует отнести: изменение климатических условий, в том числе повышение средней годовой температуры; удорожание строительства энергообъектов (дороже, чем в Центральной части России, на 40–50%), которое влияет на развитие энергетической инфраструктуры; естественное старение энергетического оборудования; объемы потребления энергии. Согласно отчету губернатора автономного округа о результатах деятельности за 2021 год, ХМАО – Югра занимает по производству электроэнергии первое место в стране – произведено 77,4 млрд кВт.ч. При этом доля в общероссийском объеме составляет 7,7% [17].
Вместе с тем основными видами отрицательного воздействия ГРЭС на окружающую среду являются: загрязнение атмосферного воздуха, тепловое загрязнение водных объектов, гибель попадающей в водозаборные сооружения рыбы и шумовое загрязнение от работающих агрегатов [24].
Специалистами отмечается не менее напряженная экологическая обстановка в общем водном бассейне автономного округа. Первое место среди рек России по своей длине и площади водосбора занимает река Обь (вместе с р. Иртыш), третье место (после рек Лены и Енисея) – по показателям водности. Вся площадь Обь-Иртышского бассейна составляет 2975 тыс. км2 вместе с бессточной территорией.
Доступ к питьевой воде имеет все население автономного округа.
Предприятия жилищно-коммунального комплекса (далее – ЖКХ) в результате своей деятельности оказывают значительное негативное влияние на окружающую среду:
– сброс в водные объекты неочищенных или недостаточно очищенных бытовых и промышленных сточных вод, а также поверхностный сток с территорий;
– изъятие большого количества природных вод (поверхностных и подземных) для целей хозяйственного, питьевого и промышленного водоснабжения;
– выбросы в атмосферу от котельных централизованных систем теплоснабжения;
– размещение на свалок (организованных и неорганизованных) ТБО и ТПО;
– урбанизация природных территорий.
Состояние большинства водных объектов не отвечает требованиям госстандарта на источники водоснабжения населения.
Источниками водоснабжения юридических и физических лиц являются как поверхностные, так и подземные воды. Почти все поверхностные источники водоснабжения в настоящее время подвергаются значительному воздействию вредных антропогенных факторов. Подземные воды подвергаются загрязнению в основном нефтепродуктами, тяжелыми металлами, пестицидами.
На результативность водоочистки отрицательно влияют: дефицит реагентов, гидравлическая перегрузка, незначительный уровень оснащенности приборами контроля и автоматики. Качество подаваемой воды ухудшается подверженностью водопроводной сети коррозии.
Эксплуатируемые очистные сооружения перегружены, не соответствуют современным требованиям оснащения. Следствием является сброс в водоемы неочищенных сточных вод.
Большое количество загрязняющих веществ промышленного происхождения содержат сточные воды, которые не позволяют использовать их осадок в качестве удобрений.
Природной гидрохимической особенностью, свойственной подземным водам автономного округа, является превышение установленных норм питьевого стандарта в основном по показателям мутности, цветности, окисляемости, аммония, кремния, общего железа и марганца.
Питание водного бассейна в автономном округе осуществляется в основном в весенне-летний период за счет инфильтрации атмосферных осадков и перетока вод из вышележащих горизонтов. Разгрузка – путем восходящей фильтрации в долинах рек Оби, Иртыша и их притоков. По химическому составу подземные воды гидрогеологического комплекса гидрокарбонатные, магниевые, реже натриевые, ультрапресные и пресные (с общей минерализацией от 0,1 до 0,6 г/дм3), нейтральные (величина водородного показателя 6,5–8,0), с повышенным содержанием железа общего (0,3–0,95 мг/дм3), аммония (1,5–2 мг/дм3), цветности (80°) [1].
Высокими фильтрационными свойствами водовмещающих отложений, высокой водообильностью, надежной защищенностью от поверхностного загрязнения отличается гидрогеологический комплекс на большей части территории автономного округа. Общая мощность водоносного комплекса достигает 220 м, эффективная мощность – 150 м. Ресурсы подземных вод автономного округа по прогнозам составляют 94 657 тыс. м3/сут. (66,39% общего объема прогнозных ресурсов подземных вод УрФО и 10,88% – России).
В связи с чем проблема декарбонизации воды как процесс удаления из нее свободного диоксида углерода с целью предотвращения возникновения углекислотной коррозии систем водоснабжения и рабочего оборудования становится не только экологической, но и во многом экономической. Следует сказать, что процесс декарбонизации является одним из самых сложных в проведении общей водоподготовки в теплоэнергетике, поскольку уровень диоксида углерода, во много раз превышающий установленные нормы, образовывается в системах для умягчения воды с подкислением или Н-катионированием, а также при обезжелезивании воды, поступающей из артезианских скважин.
Поверхностные воды автономного округа испытывают мощную антропогенную нагрузку, связанную с активным развитием в последние десятилетия инфраструктуры городов и крупнейшего в России нефтегазодобывающего комплекса.
При бурении скважин поступление засоленных пластовых вод в почву приводит к увеличению минерализации. Особенно ярко процесс засоления проявляется в пределах Самотлорского и Ватинского месторождений, территория которых относится к бассейну реки Ватинский Еган и отличается повышенным содержанием хлоридов, значительно превышающим средний по региону уровень.
В составе автономного округа 193 населенных пункта (в т.ч. 13 городских округов и 107 населенных пунктов с централизованным водоснабжением, 73 населенных пункта без централизованного водоснабжения, из них в 36 численность населения менее 100 человек). Подземные водозаборы являются в основном источниками питьевого водоснабжения в автономном округе (116 из 121 водозабора).
Выявленный комплекс показателей, превышающих нормы СанПиН 2.1.4.1074–01, определяет подземной воде статус некондиционной, т.е. для доведения качества подземных вод до требований, предъявляемых к воде питьевого качества, необходимо применение различных методов и технологий водоподготовки либо поиск альтернативных источников водоснабжения.
Поверхностные источники используются на территории городов Нижневартовск (р. Вах), Нефтеюганск (р. Юганская Обь) и в отдельных поселениях Белоярского (р. Казым), Советского (р. Акрышъеган), Березовского районов (р. Толья).
Имеющиеся данные по поверхностным водным объектам свидетельствуют о превышении установленных норм питьевого стандарта Минприроды России в основном по показателям железа, марганца и органических веществ, что также указывает на необходимость применения дополнительной водоподготовки. Вместе с тем параметры превышения в значительной степени ниже, чем в воде подземных источников [1].
Согласно данным Отчета о региональной составляющей федерального проекта «Чистая вода», на территории автономного округа за 2020 год:
– доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения на начало реализации программы, составила 71,66% (понижение с уровня 85,9%);
– доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составляет 74,67% при базовом показателе 87,3%.
Одной из причин некачественной питьевой воды является износ оборудования станций. Так, водоочистные сооружения (далее – ВОС) в пгт. Пойковский Нефтеюганского района были введены в эксплуатацию в 1992 году, в пгт. Федоровский Сургутского района – в 1989 году.
Для достижения целевых показателей до 2024 года необходимо реализовать следующие мероприятия (табл. 6).
Таблица 6
Плановые мероприятия по реконструкции водозаборов
Мероприятие
|
Место реализации мероприятия
|
Производительность ВОС, тыс. м3/
сутки
|
Реконструкция водоочистных сооружений
|
г. Нефтеюганск
|
20
|
Реконструкция водоочистных сооружений
|
пгт. Пойковский Нефтеюганского района
|
8 |
Реконструкция водоочистных сооружений
|
Пгт. Федоровский Сургутского района
|
8
|
Реконструкция водоочистных сооружений
|
г. Нягань
|
30
|
Реконструкция водоочистных сооружений
|
г. Пыть-Ях
|
12
|
Технология водоподготовки на ВОС с подземным типом водозабора представляет собой многоступенчатый процесс с определенными этапами:
– очистка исходной воды от песка и твердых взвешенных частиц на гидроциклонах;
– после грубой очистки исходная вода поступает на фильтры первой ступени, загруженные дробленной горелой породой марки «Розовый песок», с фракционным составом 0,8–2,0 мм, толщиной фильтрующей загрузки от 1м, где происходит обработка озоно-воздушной смесью и фильтрование. Следует отметить, что данная смесь в автономном округе не производится и доставляется из других регионов России;
– вода поступает в аэратор/дегазатор, где происходит отделение содержащихся в воде растворенных газов и одновременно насыщение воды кислородом воздуха посредством вакуумно-эжекционных установок. При этом утилизация выделившихся газов (сероводород, метан и прочие) не осуществляется;
– направляется на фильтры второй ступени, загруженные активированным углем из скорлупы кокосового ореха марки КАУСОРБ-212 с фракционным составом от 0,8 до 2,0 мм. Так же как и «Розовый песок», активированный уголь данной марки в автономном округе не производится;
– перед подачей готового продукта потребителю осуществляется обеззараживание воды при помощи установки УФ-облучения [1].
Срок эксплуатации фильтров составляет 7 лет. После чего они утилизируются и применяются в качестве удобрения.
В соответствии со статистическими данными на охрану окружающей среды в Российской Федерации тратятся колоссальные средства (табл. 7).
Таблица 7
Расходы на охрану окружающей среды, млн руб.
|
Показатели |
Российская
федерация
|
Уральский
федеральный округ
|
ХМАО-Югра
|
2016г.
|
на охрану атмосферного воздуха и
предотвращение изменения климата
|
56850,5
|
17982,5
|
6570,5
|
на сбор и очистку сточных вод
|
154313
|
25332,9
|
8509
| |
на обращение с отходами
|
63580
|
10078,8
|
1877,5
| |
на защиту и реабилитацию земель,
поверхностных и подземных вод
|
19526 |
9379,5 |
4979,9 | |
на сохранение биоразнообразия и
охрану природных территорий
|
396 |
46,7 |
2,6 | |
2017г.
|
на охрану атмосферного воздуха и
предотвращение изменения климата
|
56906
|
14080 |
6845 |
на сбор и очистку сточных вод
|
163261
|
28067
|
8751
| |
на обращение с отходами
|
70041
|
10553
|
3273
| |
на защиту и реабилитацию земель,
поверхностных и подземных вод
|
15452 |
4559 |
3219 | |
на сохранение биоразнообразия и
охрану природных территорий
|
422
|
96
|
5
| |
2018г.
|
на охрану атмосферного воздуха и
предотвращение изменения климата
|
61075
|
15393
|
6932
|
на сбор и очистку сточных вод
|
173688
|
26940
|
11062
| |
на обращение с отходами
|
79885
|
11062
|
3372
| |
на защиту и реабилитацию земель,
поверхностных и подземных вод
|
15347
|
4317
|
2860 | |
на сохранение биоразнообразия и
охрану природных территорий
|
514 |
79 |
10 | |
2019г.
|
на охрану атмосферного воздуха и
предотвращение изменения климата
|
139191 |
33005 |
10098 |
на сбор и очистку сточных вод
|
257214
|
36606
|
9650
| |
на обращение с отходами
|
112216
|
11653
|
4219
| |
на защиту и реабилитацию земель,
поверхностных и подземных вод
|
35570
|
9122 |
4819 | |
на сохранение биоразнообразия и
охрану природных территорий
|
49699
|
3180 |
818 | |
2020г.
|
на охрану атмосферного воздуха и
предотвращение изменения климата
|
139191
|
33005 |
10098 |
на сбор и очистку сточных вод
|
257214
|
36606
|
9650
| |
на обращение с отходами
|
112216
|
11653
|
4219
| |
на защиту и реабилитацию земель,
поверхностных и подземных вод
|
35570
|
9122 |
4819 | |
на сохранение биоразнообразия и
охрану природных территорий
|
49699
|
3180
|
818 |
Анализ таблицы 7 позволяет сделать следующие выводы о том, что расходы Федерации в 2020 году относительно 2016 года увеличились почти в 3 раза (с 306534 млн руб. в 2016 году до 871993 млн руб. в 2020 году). В структуре расходов наибольшая доля приходится на сбор и очистку сточных вод. При этом данный показатель в абсолютном выражении увеличивается, а в относительном – сокращается (с 50,3% в 2016 году до 29,5% в 2020 году). Акцент смещается в сторону расходов на сохранение биологического разнообразия.
Аналогичная тенденция наблюдается как в УрФО в целом, так и в ХМАО – Югре в частности. Вместе с тем в структуре расходов государства доля автономного округа в 2020 году по сравнению с 2016 годом сократилась вдвое; в структуре УрФО – осталась на прежнем уровне.
Заключение
Одним из перспективных путей решения сложившейся проблемы в рамках исследований способов предотвращения негативного влияния на окружающую среду является применение альтернативных источников энергии. Сегодня особое внимание следует уделить использованию природной энергии и возобновляемым ресурсам, поскольку альтернативные источники энергии обладают многими преимуществами, такими как отсутствие вредных выбросов и неиссякаемость. Вместе с тем во многом их эффективность зависит от особенностей климата.
Для смены сложившегося в предыдущие десятилетия экстенсивного типа развития экономики и перехода к экологически безопасному устойчивому хозяйствованию неотложной в экологизации энергетической, нефтегазодобывающей и других отраслей промышленности является последовательная реализация технологических, управленческих и экономических решений, позволяющих, прежде всего, через научное обоснование регулировать техногенное воздействие на природную среду, включая водный бассейн.
Поскольку потенциал автономного округа как северной территории России в основном зависит от первичных и вторичных энергетических ресурсов, позволим себе предложить авторский план по решению поставленных задач, который может быть заложен в основу для более эффективного проведения комплекса мероприятий перехода к декарбонизации экономики страны и автономного округа, в частности:
1. Проведение параллельных научных исследований в экономическом и технологическом направлениях.
2. Разработка нормативно-правовых актов и стратегий по декарбонизации экономики региона. Разработка и внедрение экономического стимулирования, к которым можно отнести косвенное налоговое стимулирование, льготное кредитование, грантовая поддержка при применении высоких технологий.
3. Подготовка современных кадров, отвечающих запросам цифровой экономики по инженерным, нефтегазовым, экономическим и экологическим профилям и соответствующим направлениям.
4. Создание нормативно-правовой базы внутреннего регулирования и установка цены на СО2, стандарты применения и хранения водородного топлива, эксплуатации водородной инфраструктуры.
5. Ввиду того, что переход на новые технологии является материалоемким и требует значительного объема инвестиций в рамках национальных проектов и стратегий субъектов РФ, разработка (корректировка) портфеля программ с привлечением всех заинтересованных пользователей, в том числе представителей общественности и частных инвесторов.
Источники:
2. Большакова М.Г. Экологическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Vasiliybalanyuk.livejournal.com. [Электронный ресурс]. URL: https://vasiliybalanyuk.livejournal.com (дата обращения: 04.12.2021).
3. Воейков М.И. Теория воспроизводства и экономическая политика государства // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2018. – № 4. – c. 7-15.
4. В Югре запущена первая солнечная электростанция. АНО «Центр по реализации национальных проектов». Press.ugraces.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://press.ugraces.ru/v-iughrie-zapushchiena-piervaia-solniechnaia-eliektrostantsiia (дата обращения: 04.12.2021).
5. В Кондинском районе запустили сетевую солнечную электростанцию. Ugra.kp.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ugra.kp.ru/online/news/3431361 (дата обращения: 04.12.2021).
6. В Югре запущена крупнейшая солнечная электростанция. Информационно-аналитический интернет портал «ugra-news.ru» («Новости Югры»). Ugra-news.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ugra-news.ru/article/v_yugre_zapushchena_krupneyshaya_solnechnaya_elektrostantsiya (дата обращения: 04.12.2021).
7. Бодрунов С.Д. Генезис ноономики: НТП, диффузия собственности, социализация общества, солидаризм. / Том 1. Сборник пленарных докладов Объединенного международного конгресса СПЭК-ПНО-2020. - М.: ИНИР, 2021. – 296 c.
8. Доклад об экологической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2019 году. Prirodnadzor.admhmao.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://prirodnadzor.admhmao.ru/doklady-i-otchyety/doklad-ob-ekologicheskoy-situatsii-v-khanty-mansiyskom-avtonomnom-okruge-yugre/4372185/2019-god- (дата обращения: 04.12.2021).
9. Доклад об экологической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2020 году. Prirodnadzor.admhmao.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://prirodnadzor.admhmao.ru/upload/iblock/a25/Doklad-ob-ekologicheskoy-situatsii-v-KHanty_Mansiyskom-avtonomnom-okruge-_-....docx (дата обращения: 04.12.2021).
10. Ким И. Реализация федерального проекта «Чистая вода» в ХМАО-Югре». Energiavita.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://energiavita.ru/2020/04/03/realizaciya-federalnogo-proekta-chistaya-voda-v-hmao-yugre (дата обращения: 04.12.2021).
11. Маевский В.И., Малков С.Ю. Новый взгляд на теорию воспроизводства. / Монография. - М.: Инфра-М, 2014. – 238 c.
12. Поставки зеленой энергии и декарбонизация производства промышленных предприятий. Отказ от угля и датчики на трубах. Как собирается улучшать экологию в Челябинске финский «Фортум». Green.fortum.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://green.fortum.ru (дата обращения: 04.12.2021).
13. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 № 352-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Экологическая безопасность». Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/550199960 (дата обращения: 04.12.2021).
14. Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.10.2013г. № 396-п «О государственное программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы». Publication.pravo.gov. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/8600202110060012 (дата обращения: 04.12.2021).
15. Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013г. № 426-п «О государственное программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы». Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/460188185 (дата обращения: 04.12.2021).
16. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 № 345-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Воспроизводство и использование природных ресурсов». Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/550199963 (дата обращения: 04.12.2021).
17. Постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.11.2021 № 54 «Об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2021 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/8600202112020010 (дата обращения: 04.12.2021).
18. Постановление правительства Российской федерации от 15.04.2014 № 326 принята государственная программа «Охрана окружающей среды». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70643488 (дата обращения: 04.12.2021).
19. Рыжков Н.И. Природные ресурсы как составляющая национального богатства России: качественно-количественные характеристики, народнохозяйственная роль и проблемы повышения эффективности использования // Российский экономический журнал. – 2018. – № 5. – c. 43-57.
20. Симонов Н.С. Реформы в электроэнергетике России в контексте развития энергетического права // Эко. – 2018. – № 3(525). – c. 155-180.
21. Текущие (эксплуатационные) расходы на охрану окружающей среды. Емисс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58607 (дата обращения: 04.12.2021).
22. Указа Президента от 21.06.2020г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Law.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.law.ru/npd/doc/docid/565341150/modid/99 (дата обращения: 04.12.2021).
23. Характеристика отрасли теплоснабжения на 2021 год. Rst.admhmao.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rst.admhmao.ru/tseny-tarify/kharakteristika-reguliruemykh-otrasley/teploenergetika/126359/kharakteristika (дата обращения: 04.12.2021).
24. Экологическая ситуация в ХМАО–Югре. Vasiliybalanyuk.livejournal.com. [Электронный ресурс]. URL: https://vasiliybalanyuk.livejournal.com (дата обращения: 04.12.2021).
25. Lester K. Richard, Hart M. David Unlocking energy innovation: how America can build a low-cost, low-carbon energy system. - Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2012. – 216 p.
26. New Energy Outlook. Bloomberg New Energy Finance. [Электронный ресурс]. URL: https://about.bnef.com/new-energy-outlook/#toc-download (дата обращения: 04.12.2021).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:14:06