Современные проблемы реформирования ЖКХ в сельской местности
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (84), Декабрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Как известно, достижению высоких (приемлемых) показателей эффективности хозяйственной деятельности систем имеющих большое социально-экономическое значение, к которым относится жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), способствует качественно организованное управление. Начатая на несколько лет позже преобразований в других отраслях реформа ЖКХ, по словам специалистов, практически зашла в тупик. Особенно же остро в настоящее время стоит вопрос об управлении отраслью в сельской местности. Сегодня отсутствуют как единые модели систем управления ЖКХ (СУ ЖКХ), так и методические подходы к их формированию в сельской местности.
Ключевые слова: ЖКХ, реформа ЖКХ, управление ЖКХ, сельская местность
Как известно, достижению высоких (приемлемых) показателей эффективности хозяйственной деятельности систем имеющих большое социально-экономическое значение, к которым относится жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), способствует качественно организованное управление. Начатая на несколько лет позже преобразований в других отраслях реформа ЖКХ, по словам специалистов, практически зашла в тупик [1, С. 12]. Особенно же остро в настоящее время стоит вопрос об управлении отраслью в сельской местности. Сегодня отсутствуют как единые модели систем управления ЖКХ (СУ ЖКХ), так и методические подходы к их формированию в сельской местности.
Сложность управления отраслью на селе обусловлена его спецификой и неоднородностью. Из 33 районов Волгоградской области более 50% можно отнести к районам сугубо сельским. Это означает, что в районе практически отсутствуют крупные и средние промышленные потребители жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), основным видом деятельности является сельское хозяйство, уровень сельского населения равен или приближен к 100%, при этом общее число жителей не превышает 30 тыс. человек.
ЖКХ этих районов характеризуется следующими количественными показателями. Уровень благоустройства жилищного фонда водопроводом – от 6 до 45%, канализацией – от 5 до 45%, центральным отоплением – от 4 до 50%, горячим водоснабжение – от 0 до 28%. Рост числа аварий в сетях является следствием увеличивающейся степени износа инженерных коммуникаций (в среднем 60%). При этом отмечается стабильное сокращение производства жилищно-коммунальных услуг. За 15 лет отпуск воды уменьшился на 47%, пропуск сточных вод на 31%, отпуск тепловой энергии на 28%.
Характерная для всех районов области незначительная доля многоквартирной жилой площади (порядка 20% от общего жилищного фонда) свидетельствует о доминировании частных одно- и двухквартирных домов с приусадебными участками, что определяет специфику управления ими.
Надо сказать, что в состав районов входят сельские населенные пункты, столь же неоднородные в плане развития ЖКХ. Одни их них характеризуются практически полным отсутствием какого-либо ЖКХ, а другие наличием стандартного набора ЖКУ.
Основными производителями и поставщиками ЖКУ на селе являются муниципальные многоотраслевые предприятия. В Волгоградской области их доля составляет порядка 80%. Следует отметить, что из года в год растет число убыточных предприятий. Если в 2004 году этот уровень равнялся 72%, то уже в 2005 г. данный показатель был превышен.
В целом можно отметить отрицательную динамику по основным показателям, характеризующим развитие отрасли в сельской местности Волгоградской области.
На сегодняшний день, управление отраслью осуществляется в трех вариантах:
первый – обслуживание сел из райцентра;
второй – управление путем делегирования полномочий;
третий – управление на местах.
Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. Однако, как показало проведенное нами экономическое исследование, в том числе структурно-организационных сторон деятельности ЖКХ в сельской местности, сегодня указанные варианты управления отраслью не соответствуют уровню развития рыночных отношений, а, следовательно, требуют совершенствования.
В структурном плане совершенствование должно осуществляться в нижеследующих направлениях.
1. Совершенствование структуры управляемой подсистемы, то есть предприятий и объектов ЖКХ.
2. Совершенствование структуры управляющей подсистемы.
3. Совершенствование структуры системы получения, передачи и обработки информации;
4. Совершенствование структуры системы подготовки и переподготовки кадров.
В СУ ЖКХ важной методологической основой является разделение функций между собственником объектов ЖКХ, управляющей компанией и обслуживающими организациями.
Сегодняшний уровень развития СУ ЖКХ характеризуется частичным разделением. Данный вывод сделан на основе анализа существующих в сельских районах области структур управления. Установлено, что, начиная с 1993 г., во всех районах (в структуре районной администрации) области были созданы муниципальные учреждения (МУ) – служба «Заказчика». Надо сказать, что создание служб «Заказчика» было начато и полностью оправдано на первом этапе реформирования отрасли. Прекращение выполнения функций заказчика подрядными эксплуатационными организациями позволило перейти к их конкурсному отбору, особенно в части проведения работ по капитальному ремонту.
По нашему мнению, необходима реорганизация службы «Заказчика» за счет изменения ее организационно-правовой формы в ЗАО (ООО), где в собственности местных властей будет находиться от 50 плюс одна акция до 100% акций. В результате этого будет создана полноценная управляющая компания, которая в большей степени, чем МУ, соответствует современным экономическим условиям и создает необходимые стимулы для формирования качественных и наиболее эффективных договорных отношений.
Также необходимо обязательная классификация районов и сельских населенных пунктов по уровню развития и структуре ЖКХ. Это позволит провести поэтапное реформирование отрасли, создать базовые модели управления и повысить уровень регионального и местного мониторинга.
Источники:
2. Гутман Г.В. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным комплексом в условиях рыночных реформ. / Г.В. Гутман, А.М. Саралидзе, И.Б. Шатрун; Мин-во образования РФ. Владимирский государственный университет – Владимир: 2001. – 151с.
3. Кирилюк А.М. Создание жилищно-коммунальных служб в сельской местности. // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2003, №3 – часть 1, С. 40-46
4. Хохлов С.Н. Современные экономические модели управления в ЖКХ. // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2005г., №7 часть 1. - С. 3-6.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:09:22