Пути модернизации социальной инфраструктуры сельских территорий Пермского края
Лукашин Н.А.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Россия, Пермь
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 4 (Апрель 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45838255
Цитирований: 1 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
Статья посвящена анализу направлений модернизации социальной, инфраструктуры сельских территорий Пермского края, как необходимо условия их развития и решения проблемы оттока сельских жителей.
Уровень развития социальной инфраструктуры сельских территорий Пермского края, в настоящее время, существенно отстаёт городской среды. Для населения, постоянно проживающего в сельской местности, большинство благ современной инфраструктуры остаются не доступны. Проблема обеспеченности инфраструктурными благами селян постоянно обостряется, в условиях развития современных технологий и повышения обеспеченности инфраструктурными благами городского населения. Проблема устранения инфраструктурного неравенства между городским и сельским населением актуальна в контексте комплексного развития Пермского края.
В статье проведён обзор мер, реализуемых в Пермском крае, в целях развития социальной инфраструктуры сельских территорий, определены их результаты и представлены перспективные пути развития социальной инфраструктуры сельских территорий в Пермском крае
Ключевые слова: модернизация, инфраструктура, сельская местность, сельские территории, Пермский край, население
JEL-классификация: Q13, Q18,Q19
Введение
Социальная инфраструктура сельских территорий в течение всего периода своего существования существенно отставала в уровне развития от городской инфраструктуры, что обусловлено удаленностью сельских территорий от центра, концентрацией основных как социальных, так и производственных объектов в городах, более высоким уровнем доходов и платежеспособного спроса среди городского населения, разным уровнем финансирования города и села. Не секрет, что центр всегда развеивается динамичнее, чем периферия, а уровень государственного финансирования развития сельских территорий гораздо ниже, чем городских.
Вопросы развития социальной инфраструктуры сельских территорий в настоящее время поднимались в работах таких авторов, как [3, 5–8, 11] (Dadashev, Dikareva, 2020; Magomedov, 2019; Olesiyuk, 2021; Svetlakov, Salnikov, Tukhina, 2018; Yarkova, 2021).
Однако данная проблема до настоящего времени остается актуальной и требует принципиально нового подхода к своему решению.
Безусловно, на уровень развития социальной инфраструктуры сельских территорий оказывают влияние как общие социально-экономические факторы, характерные для национальной экономики страны, так и местные, региональные особенности, учет которых позволяет выработать направления оптимизации инфраструктуры сельской местности в интересах постоянно проживающего населения. Модернизация социальной, инфраструктуры сельских территорий Пермского края, является необходимым условием их развития и решения проблемы оттока сельских жителей.
Цель работы заключается в поиске путей модернизации социальной инфраструктуры сельских территорий Пермского края как необходимо условия их развития и решения проблемы оттока сельских жителей.
Методология исследования. При проведении исследования были использованы общенаучные методы: сравнение, анализ, а также табличные и графические методы интерпретации аналитических данных.
Меры, реализуемые в Пермском крае в целях развития социальной инфраструктуры сельских территорий
Для определения перспективных путей развития социальной инфраструктуры сельских территорий в Пермском крае необходимо провести обзор мер, реализуемых в крае в данной сфере.
Власти Пермского края, осознавая существующую необходимость развития социальной инфраструктуры сельских территорий, разработали и реализовали Дорожную карту развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае до 2020 года [4].
Приоритетными направлениями устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае признаны следующие [11] (Yarkova, 2021):
- комплексное планирование развития сельских территорий;
- обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности;
- использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий по развитию сельской инфраструктуры, включая средства населения и организаций.
Итак, основные меры, предусмотренные в Дорожной карте развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае до 2020 года в сфере развития социальной инфраструктуры сельских территории» представлены на схеме (рис. 1).
Рисунок 1. Меры, предусмотренные в Дорожной карте развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае до 2020 года
Источник составлено автором по «Дорожная карта развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае до 2020 года» – Режим доступа – https://agro.permkrai.ru/upload/iblock/26b/doroz hnayakarta_2020.pdf (дата обращения: 10.03.2021) [4]
Таким образом, меры, запланированные к реализации Правительством Пермского края в целях развития социальной инфраструктуры сельских территорий, довольно обширны и охватывают основные направления, необходимые для улучшения обеспеченности сельских жителей инфраструктурными благами [8] (Salnikov, Tukhina, 2018).
Представим результаты реализации данных мер.
Результаты развития социальной инфраструктуры сельских территорий в Пермском крае
За период с 2017 по 2020 год в Пермский край было привлечено 964,8 млн руб. средств из краевого бюджета, из них [2]:
- на обеспечение жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, – 160,8 млн руб.;
- на газификацию объектов сельской местности – 401,4 млн руб.;
- на развитие водоснабжения – 210,2 млн руб.;
- на развитие сети общеобразовательных учреждений – 192,4 млн руб.
В сельской местности, на территории Пермского края, было введено в действие 68 тыс. м2 жилой недвижимости, проложено 682,3 км газопроводных и 261,6 км водопроводных сетей.
На 01.01.2021 г. уровень газификации сельских населенных пунктов Пермского края достиг 31%, обеспеченность сельского населения питьевой водой в крае составляет 67% [7].
За счет средств федерального бюджета в пяти районах Пермского края были построены новые школы [10]:
- в с. Сива – общеобразовательная школа со спортивным залом и бассейном на 500 мест;
- в с. Бажуки Кунгурского района – начальная школа-сад на 140 мест;
- с. Трушники Чернушинского района – общеобразовательная школа на 160 мест;
- в с. Большая Коча, Кочевского района – средняя школа на 140 мест;
- в с. Верх-Язьва Красновишерского муниципального района – средняя школа.
Количество семей, проживающих в сельской местности, улучшивших жилищные условия представлено в таблице 1.
Таблица 1
Количество семей, проживающих в сельской местности, улучшивших жилищные условия, в период 2012–2020 гг.
Показатель
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
Количество семей, проживающих в сельской
местности, улучшивших жилищные условия
|
296
|
251
|
262
|
247
|
260
|
272
|
298
|
329
|
361
|
Из представленных данных можно заметить устойчивую тенденцию увеличения количества семей, проживающих в сельской местности, улучшивших свои жилищные условия в период с 2012 по 2020 год.
Определить эффективность мер, реализуемых в Пермском крае в сфере развития социальной инфраструктуры сельских территорий, можно, представив анализ данных по убыли/приросту количества сельских жителей в крае и распределению долей городского и сельского населения в крае в течение анализируемого периода (табл. 2).
Таблица 2
Распределение городского и сельского населения Пермского края в период 2012–2020 гг.
Показатели
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
(прогноз) |
Численность
населения, чел.
|
2 631 073
|
2 634 461
|
2 636 154
|
2 637
032
|
2 634
409
|
2 632
097
|
2 623
122
|
2 610
800
|
2 580 639
|
Городское
население
|
1 981
197
|
1 986
383
|
1
987 660
|
1991808
|
1991998
|
1993520
|
1988243
|
1980789
|
1974189
|
Доля
городского населения в общей численности
населения, %
|
75,3
|
75,4
|
75,4
|
75,5
|
75,6
|
75,7
|
75,8
|
75,9
|
76,5
|
Сельское
население
|
649
876
|
648
078
|
648
494
|
645224
|
642411
|
638577
|
634879
|
630011
|
606450
|
Доля
сельского населения, %
|
23,7
|
24,6
|
24,6
|
24,5
|
24,4
|
24,3
|
24,2
|
24,1
|
23,5
|
Итак, исходя из представленной динамики распределения городского и сельского населения в Пермском крае, можно увидеть, что доля сельских жителей ежегодно снижается. Представленная динамика позволяет сделать вывод, что несмотря на все меры, предпринимаемые в крае по развитию инфраструктуры сельских территорий, количество постоянно проживающего сельского населения ежегодно снижается, что позволяет сделать вывод о неэффективности реализуемых путей развития социальной инфраструктуры села в Пермском крае.
Выходом из сложившейся ситуации является разработка перспективных направлений развития социальной инфраструктуры сельских территорий в соответствии с современными реалиями перехода к цифровой экономике [3] (Dadashev, Dikareva, 2020).
Перспективные пути развития социальной инфраструктуры сельских территорий в Пермском крае
Развитие социальной инфраструктуры сельских территорий в настоящее время выходит за рамки классических направлений инфраструктурной оптимизации территории, таких как газификация, ввод в действие нового жилья, развитие сети образовательных учреждений и увеличение количества медицинских учреждений типа фельдшерско-акушерских пунктов. Безусловно, все эти меры востребованы сельским населением, однако в условиях повсеместной цифровизации устранение цифрового неравенства между центром и периферией приобретает первостепенное значение [6] (Olesiyuk, Svetlakov, 2021).
Соответственно, именно в данном направлении следует рассматривать пути развития социальной инфраструктуры сельских территорий.
Обеспечение сельского населения качественными цифровыми услугами способно решить многие проблемы, существующие сегодня в сельской местности и имеющие острое значение для сельского населения. Без качественных цифровых услуг сельское население теряет такие актуальные возможности, как [5] (Magomedov, 2019):
- получение дистанционного образования и трудоустройство;
- электронная коммерция;
- осуществление электронных платежей и переводов;
- получение медицинских консультаций в онлайн-пространстве;
- электронные заказы фармацевтической продукции;
- заказ товаров и услуг, бронирование билетов, запись в медицинские учреждения, получение государственных услуг и пр.
Решение вышеперечисленных проблем позволит приблизить качество жизни в сельской местности и в городе, также цифровизация сельских территорий будет способствовать развитию села и закреплению населения в сельской местности.
Таким образом, основные пути развития социальной инфраструктуры сельских территорий кроются именно в сфере устранения цифрового неравенства и внедрения информационных технологий, доступных городским жителям, практически в неограниченном количестве.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в Пермском крае предпринимаются меры по оптимизации социальной инфраструктуры сельских территорий в рамках улучшения жилищного фонда в сельской местности для молодых семей и молодых специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, развитию газификации и водоснабжения, развитию сети общеобразовательных и медицинских учреждений. Однако несмотря на реализуемые меры, доля сельского населения в крае ежегодно снижается. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о неэффективности данных направлений развития социальной инфраструктуры сельской местности и переориентации путей ее развития на устранение цифрового неравенства между центром и периферией. Устранение цифрового неравенства и обеспечение сельского населения качественными цифровыми услугами позволяют решить множество инфраструктурных проблем, характерных для сельских территорий в настоящее время, приблизить качество жизни людей, проживающих в сельской местности, к уровню горожан. Цифровизация сельских территорий способствует развитию села и закреплению сельского населения на территории постоянного проживания.
Источники:
2. Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года, на период 2020-2025 годов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.01.2020).
3. Дадашев А. А‐Оглы., Дикарева И.А. Особенности построения региональной социально-экономической политики сельских территорий // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 4(39). – c. 149-151. – doi: 10.24411/2304-6139-2020-10454.
4. Магомедов А.М. Дорожная карта развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае до 2020 года». [Электронный ресурс]. URL: https://agro.permkrai.ru/upload/iblock/26b/dorozhnayakarta_2020.pdf (дата обращения: 10.03.2021).
5. Магомедов А.М. Цифровая трансформация отечественной экономики и региональные проблемы // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. – № 12 (96). – c. 88-96.
6. Олесиюк О.С., Светлаков А.Г. Современные противоречия в снижении социальной напряженности в негородских (сельских) территориях // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – № 1. – c. 85-96. – doi: 10.18334/ppib.8.1.111788.
7. Сайт губернатора Пермского края. [Электронный ресурс]. URL: https://www.permkrai.ru (дата обращения: 30.02.2020).
8. Сальников С.Г., Тухина Н.Ю. Системы информационного обеспечения в АПК: анализ разработок и внедрений // Вестник МГЭИ (on line). – 2018. – № 2. – c. 30-37.
9. Статистический сборник «Пермский край в цифрах. - Пермь, 2020. – 194 c.
10. Сидоров С.В. Основные этапы развития отечественных сельских школ. Сайт педагога-исследователя. [Электронный ресурс]. URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-33 (дата обращения: 01.02.2021).
11. Яркова Т.М. Современные технологии развития сельских территорий в России и за рубежом // Креативная экономика. – 2021. – № 2. – c. 379-392. – doi: 10.18334/ce.15.2.111607.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:06:03