АС “Клиент-Сбербанк” как средство эффективного банковского обслуживания предпринимателей

Соколов Е.В., Немтинов С.И., Шашков Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (6), Июнь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Современные информационные технологии сегодня стали действенным инструментом, значительно повышающим эффективность работы предприятий и организаций. Ярким примером этого является использование систем электронных платежей, улучшающих процесс взаимодействия предприятий с банком.

Ключевые слова: клиент-банк, дистанционное банковское обслуживание, сбербанк, банковское обслуживание



Современные информационные технологии сегодня стали действенным инструментом, значительно повышающим эффективность работы предприятий и организаций. Ярким примером этого является использование систем электронных платежей, улучшающих процесс взаимодействия предприятий с банком.

Для повышения эффективности работы в условиях рыночных отношений важно максимально ускорить оборот платежных документов и оперативное получение информации из банка о текущем состоянии счета клиента. Удовлетворение этой потребности происходит с помощью различных систем электронных расчетов. Сегодня в экономически развитых странах таким образом осуществляются более 70% всех операций с банками. Это позволяет пользоваться банковскими услугами непрерывно в течение 24 часов в сутки, значительно повышает оперативность и информационную поддержку деятельности фирмы, сокращает расходы и главное ‑ время на проведение банковских операций.

Очень часто использование системы электронных платежей воспринимается клиентом как излишне затратная статья. Однако электронные платежи не просто удобны, но и выгодны экономически.

В чем же заключаются эти выгоды?

Прежде всего, экономия в отказе от ежедневных визитов в банк (бензин, отвлечение сотрудников от основной деятельности и т.п.). Бывают ситуации, когда визиты просто невозможны (дальность нахождения клиента от банка в данный момент, командировки, срочные работы и пр.). Кроме того, повышается производительность труда бухгалтеров, т.к. скорость оформления платежа значительно выше, чем в ручном варианте.

При больших объемах банковских операций использование таких систем приводит к высвобождению рабочих мест. Повышается скорость обращения денег. По отзывам клиентов за счет ускорения расчетов обороты денежных средств увеличиваются на 30-50 процентов.

В данной статье, мы расскажем о системе электронных расчетов, которая в настоящее время, получает все большее распространение на рынке электронных банковских услуг. Это автоматизированная банковская система АС «Клиент-Сбербанк», предлагаемая Сбербанком России, которой могут пользоваться предприниматели во всех регионах России и за рубежом, где имеется доступ к обычной телефонной сети (либо используя специальные средства мобильной связи).

Преимущества этой системы как раз и заключаются в том, что в качестве коммуникационного канала в ней используется обычная телефонная сеть, которая на огромной территории нашей страны распространена намного шире, чем Интернет (который в подобных системах стремятся использовать в последнее время коммерческие банки), а так же она значительно дешевле.

Предоставляемые возможности данной системой в основном не отличаются от возможностей других систем, работающих в off-line режиме, с использованием телефонной сети.

Техническими средствами, необходимыми для того, чтобы использовать в своей работе АС «Клиент-Сбербанк» являются лишь компьютер, принтер и модем (причем все это не обязательно высокого класса).

Для установки программного комплекса АРМ "Клиент", который банк поставит на Ваш компьютер абсолютно бесплатно, необходимым программным обеспечением является лишь одна из стандартных операционных систем (MS DOS, WINDOWS или OS/2).

Плата взимается только за расчетно-кассовое обслуживание и составляет $30 США в месяц. Для тех, кто считает, что это много, приведем простой пример. $30 в месяц – это $1 в день. По курсу $1 = 29 рублей, получается, что предприниматель тратит за оплату услуг системы в день 29 рублей. При этом возникает экономия средств за счет уменьшения расходов на:

а) бумагу для платежных поручений;

б) замену картриджа для принтера, распечатывающего эти документы,

в) транспортные расходы;

Подсчитаем расходы предпринимателя, подготовившего лишь десять платежных поручений и доставившего их в банк.

  • Пачка бумаги из 500 листов стоит в среднем 100 рублей. Нетрудно подсчитать, во сколько обходится 1 лист: 100/500 = 0,20 руб.
  • Рассчитаем расходы, возникающие за счет износа картриджа для принтера распечатывающего платежные поручения (для примера взят лазерный принтер, хотя конечно встречаются еще платежные документы отпечатанные и на пишущей машинке). Стоимость картриджа для лазерного принтера составляет в среднем 70$ (в зависимости от модели), т.е. по курсу $1 = 29 руб. Картридж стоит 2030 руб. Опыт показывает, что картридж приходится менять каждые два месяца при нагрузке около 200 листов в день.
  • Итак, распечатывание одного листа бумаги обходится (исключая стоимость самой бумаги): 2030 / (200 ´ 22 ´ 2) = 0,23 руб. Соответственно наши 10 платежных поручений по 3 листа каждое обойдутся в 10 ´ 3 ´ (0,20+0,23) »13 руб.

  • И, наконец, проезд до банка, (если конечно, Вы не ходите пешком), обходиться в среднем в 8 руб. (проезд на метро в оба конца, либо на автомобиле до 10 км. + стояние в пробках, чего Вы избежите используя предлагаемый способ передачи платежных поручений в банк).
  • Итого: 21 руб. (т.е. более 70 % от затрачиваемого Вами $1 в день).

    Итак, при использовании дистанционного метода работы с банком, предприниматель покрывает около 70% расходов на оплату услуг системы лишь за счет автоматизации процесса передачи платежных поручений в банк.

    Кроме этого, происходит высвобождение рабочего времени сотрудника ранее отвозившего платежные документы в банк, а соответственно и сокращаются расходы на его оплату.

    Это только то, от чего банк освобождает клиента работающего дистанционно. О том, какие услуги, значительно облегчающие работу предпринимателя, предоставляет АС «Клиент-Сбербанк» мы расскажем ниже.

    Какие же причины обычно приводят те, кто первоначально отказывается от установки подобных систем?

    Одной из причин игнорирования прогрессивных методов банковского обслуживания является боязнь не справиться со сложным, как некоторые полагают, банковским продуктом. Но работать с такой системой достаточно легко.

    Как правило, какого-либо обучения правилам пользования АС «Клиент-Сбербанк» не требуется, тем более, при необходимости специалист банка даст соответствующие консультации.

    Другая причина, останавливающая предпринимателя в стремлении использовать в своем общении с банком дистанционные методы работы, – это обеспечение безопасности. Многим кажется, что самому отпечатать, привезти и сдать сотруднику банка платежное поручение или другой банковский документ надежнее. Это не так. В пути от офиса фирмы до банка может произойти все что угодно, да и случаи подделки платежных документов, тоже, к сожалению, не редки.

    В АС "Клиент-Сбербанк" руководитель фирмы наделяется правом электронно-цифровой подписи (ЭЦП) отправляемых в банк документов.

    Процедуры электронной цифровой подписи и шифрации исключают злоумышленные перехваты, прочтение и искажение передаваемой информации, а также возможность несанкционированной передачи платежных документов. Процедура электронной подписи удовлетворяет стандартам Российской Федерации РФ Р34.10-94 и РФ Р34.11-94, а процедура шифрования - требованиям ГОСТ 28147-89.

    Информационная безопасность системы, стоящей у предпринимателя на компьютере, дополнительно, по желанию, может быть обеспечена программно-аппаратным комплексом "Аккорд", защищающим от несанкционированного доступа к компьютерам рабочих мест.

    Руководителю нет необходимости самому заниматься подготовкой банковских документов и их отправкой в банк. Этим будет заниматься оператор (операторы), которому руководитель предоставит на это право. Он же, как и при подготовке платежных документов на бумажном носителе, лишь подписывает их, но не авторучкой, а своей ЭЦП, т.е. закодированным файлом записанным на дискете. Если операторов несколько, то каждый из них может быть наделен правом на проведение различных операций.

    Разграничение прав операторов желательно произвести, т.к. в системе «Клиент-Сбербанк» ведется контроль за тем, кто произвел операции по подготовке документов к отправке и выгрузку документов в транспортный файл (отправка документов). Эти операции эквивалентны двум подписям на документе, поэтому в банке может производиться контроль за тем, имеет ли право на подпись тот или иной оператор согласно договору на расчетно-кассовое обслуживание.

    Итак, теперь расскажем на примерах о некоторых полезных функциях АС «Клиент-Сбербанк», значительно облегчающих и ускоряющих работу предпринимателя с банком.

    Очень часто у предпринимателей возникают проблемы связанные с тем, что платежное поручение не принимается банком к исполнению, либо принимается, но не отправляется получателю, в связи с ошибкой в оформлении или реквизитах, не выявленной сотрудником банка при принятии документа. В представляемой системе при оформлении и передаче платежных документов, происходит проверка на правильность заполнения и сверка с постоянно обновляющимся справочником банков, что практически исключает вероятность не прохождения документа.

    Многие клиенты, установившие себе систему «Клиент-Сбербанк», в качестве главной причины этого решения, наряду с возможностью не ездить так часто в банк, как они это делали до этого, называли именно эту функцию системы, обеспечивающую уверенность в верном и своевременном списании платежного поручения.
    Еще одним свойством системы, облегчающим и ускоряющим работу предпринимателя с банковскими документами, является возможность ведения справочников «Получатели платежа» и «Валютные абоненты», которые содержат сведения о постоянных корреспондентах клиента. Это может быть налоговая инспекция, фирмы, с которыми заключены договора. После того как предприниматель внес все необходимые реквизиты корреспондента в справочник и дал ему краткое имя, достаточно лишь ввести это имя в подготавливаемый для отправки в банк документ и система сама подставит в этот документ необходимые реквизиты. Так же обстоит дело и с постоянными валютными абонентами предпринимателя.

    Это далеко не все достоинства системы. Их перечисление займет слишком много места. К тому же у каждого предпринимателя могут быть свои специфические проблемы взаимодействия с банком, которые поможет решить автоматизированная система. Оценить по достоинству АС «Клиент-Сбербанк» Вы сможете лишь на собственном опыте познавая все преимущества этой системы.


    Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:24:06