Основные черты рынка насосного оборудования в России и тенденции его развития
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Зверев А.И. Основные черты рынка насосного оборудования в России и тенденции его развития // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 144-146.
Аннотация:
Потребность в новом насосном оборудовании растет по всему миру. И, если для развитых стран такая потребность продиктована ужесточающимися экологическими требованиями и необходимостью энергосбережения, то в развивающихся странах – быстрым ростом населения, недостатком питьевой воды, индустриализацией. По данным Европейской ассоциации производителей насосов «Europump» прирост их производства в мире составляет 2,2% ежегодно.
Ключевые слова: экология, насосное оборудование, водоснабжение, питьевая вода, чистая вода
Потребность в новом насосном оборудовании растет по всему миру. И, если для развитых стран такая потребность продиктована ужесточающимися экологическими требованиями и необходимостью энергосбережения, то в развивающихся странах – быстрым ростом населения, недостатком питьевой воды, индустриализацией. По данным Европейской ассоциации производителей насосов «Europump» прирост их производства в мире составляет 2,2% ежегодно.
В Советском Союзе производство насосов было сосредоточено на 27 специализированных заводах и 25, так называемых, привлеченных, для которых эта продукция не являлась профильной. Характерной чертой для советских предприятий был практически полный цикл собственного производства ‑ начиная с заготовительного и заканчивая испытанием готовой продукции. Это порождалось желанием уменьшить зависимость выполнения плана от инерции плановой системы в вопросах кооперации, что вело к неравномерной загрузке переделов производства и снижению его общей эффективности.
Мировой опыт насосостроения свидетельствует о высоком уровне разделения труда и широкой кооперации. От 70 до 80% предприятий являются сборочными. Если крупные компании и имеют все технологические переделы, то они, как правило, выведены в самостоятельные юридические лица и, работая на материнскую компанию, одновременно работают на весь рынок, что резко повышает их эффективность.
Кроме экстенсивной организации производственного процесса с распадом СССР возникла и новая проблема – Россия осталась без целых классов насосного оборудования. Этими классами являются:
– насосы для тепловой и атомной энергетики (производятся в Украине);
– герметичные химические насосы (Молдова);
– насосы для черной и цветной металлургии (Беларусь);
– моноблочные и консольные насосы для воды производительностью менее 50 м3/час (Армения);
– химические насосы-дозаторы (Латвия).
В настоящее время проблема отсутствия классов насосного оборудования, необходимых для развития российской промышленности, решается следующим образом: предприятия освоили модельный ряд насосов, ранее производившихся только в бывших республиках СССР, но не в России. Межстрановая кооперация с производителями из стран СНГ развивается в области сложных и освоении наукоемких химических, а также насосов для атомных станций.
В период 1991-1998 гг. производство насосов в России неуклонно сокращалось, а освободившееся место занимал импорт (страны СНГ и дальнего зарубежья). Однако, после резкой девальвации рубля в 1998 г. импортировать насосы оказалось менее выгодно, и доля отечественного производителя начала постепенно расти.
В 2005 г. объем предложения насосов в России составлял (по формуле V = производство – экспорт + импорт) 8,31 млн шт., а доля отечественного производителя при этом – 42,5%. Такая же картина наблюдалась и в 2003-2004 гг. В стоимостном выражении предложение на рынке оценивается в 438,67 млн евро.
Общий объем производства насосного оборудования в России (включая насосы для автомобилей, станков, бензоколонок) в 2005 г. составил 5,85 млн шт., а его увеличение по отношению к 2004 г. – 7,43%, тогда как за 2003-2004 гг. отмечалось падение на 0,41%. В ценовом выражении производство насосов оценивается в 186,7 млн евро.
Полный импорт (включая насосы для автомобилей, станков, бензоколонок) за период 2003-2005 гг. составил 14 млн шт. насосов с приростом в 9,46% в 2005 по отношению к 2003 г. Полный экспорт за тот же период составил 7,3 млн шт. насосов с приростом в 6,77% в 2005 против 2003 г. В ценовом выражении импорт оценивается в 353,50 млн евро, а экспорт – в 101,53 млн евро. Из всех произведенных в России насосов спросом на внутреннем рынке пользуется лишь половина, другая часть предлагается на экспорт. Экспорт российских насосов осуществляется преимущественно в страны СНГ.
Рынок насосов в России не насыщен, о чем свидетельствует бурный рост предложения – как со стороны российских продуцентов, так и импортеров.
Несмотря на высокий рост цен на российские насосы – более 10% в 2004 по сравнению с 2003 г., российским производителям удается стабильно удерживать 42,5% российского рынка и экспортировать насосы с приростом 6,77% в 2005 по отношению к 2003 г., что говорит о неплохой конкурентоспособности российских насосов и стремительном росте рынка.
Следует отметить, что перспективы у отечественных производителей насосов сохранятся даже в свете вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В настоящее время производители насосного оборудования в России «защищены» лишь 5%-ной импортной пошлиной на ввоз новых насосов в страну. Такая низкая пошлина вряд ли будет отменена и после присоединения России к ВТО. Нетарифные меры защиты производителей российских насосов не применяются.
Поэтому, по нашему мнению, присоединение России к ВТО на прямую не отразится на российских производителях насосного оборудования, однако со временем и они могут ощутить влияние через изменение цен, которые, несомненно, будут подтягиваться к мировым на сырье (сталь и чугун), топливо, электроэнергию.
Химическая, нефтегазовая и строительная отрасли являются такими, что прирост капиталовложений в насосное оборудование ожидается >5% в 2006 г. Средний рост капиталовложений от 2 до 5% прогнозируется в пищевой, целлюлозно-бумажной, электроэнергетической, нефтехимической отраслях. Незначительно, менее 2%, возрастут капиталовложения в новые насосы для водоснабжения и канализации. Таким образом, ни в одной отрасли народного хозяйства России не прогнозируется сокращение капиталовложений в насосное оборудование.
Основными проблемами, с которыми сталкиваются ведущие производители насосного оборудования в Европе и Америке являются:
– конкуренция, исходящая от стран с низкими производственными издержками;
– проблемы с защитой интеллектуальной собственности;
– сокращение рабочих мест;
– возрастающая обеспокоенность вопросами экологии и энергосбережения.
В связи с эти возникает вопрос: какие трудности в настоящее время испытывают Российские продуценты насосов?
Несмотря на благоприятный прогноз развития отрасли, вызывает опасение постоянный рост цен на отечественные насосы, вызванный удорожанием сырья и энергоносителей. Если подобная практика будет продолжаться, то уже в среднесрочной перспективе российское насосное оборудование, в целом уступающее по качеству насосам из развитых стран Запада, потеряет свое основное конкурентное преимущество – низкую цену. В связи с этим конкурентоспособность отечественных производителей не имеет под собой прочного основания.
Выходом из сложившейся ситуации, по нашему мнению, может стать объединение отечественных насосостроителей в холдинговые структуры с торговыми, банковскими предприятиями, располагающими финансовыми ресурсами; а также и смежными насосными заводами. Только кооперация, разделение переделов производства на производящие комплектующие и сборочные предприятия помогут извлечь выгоду от дешевых долгосрочных инвестиций в отрасль и эффекта синергии.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:07:09