Основные черты рынка насосного оборудования в России и тенденции его развития

Зверев А.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Зверев А.И. Основные черты рынка насосного оборудования в России и тенденции его развития // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 144-146.

Аннотация:
Потребность в новом насосном оборудовании растет по всему миру. И, если для развитых стран такая потребность продиктована ужесточающимися экологическими требованиями и необходимостью энергосбережения, то в развивающихся странах – быстрым ростом населения, недостатком питьевой воды, индустриализацией. По данным Европейской ассоциации производителей насосов «Europump» прирост их производства в мире составляет 2,2% ежегодно.

Ключевые слова: экология, насосное оборудование, водоснабжение, питьевая вода, чистая вода

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Потребность в новом насосном оборудовании растет по всему миру. И, если для развитых стран такая потребность продиктована ужесточающимися экологическими требованиями и необходимостью энергосбережения, то в развивающихся странах – быстрым ростом населения, недостатком питьевой воды, индустриализацией. По данным Европейской ассоциации производителей насосов «Europump» прирост их производства в мире составляет 2,2% ежегодно.

В Советском Союзе производство насосов было сосредоточено на 27 специализированных заводах и 25, так называемых, привлеченных, для которых эта продукция не являлась профильной. Характерной чертой для советских предприятий был практически полный цикл собственного производства ‑ начиная с заготовительного и заканчивая испытанием готовой продукции. Это порождалось желанием уменьшить зависимость выполнения плана от инерции плановой системы в вопросах кооперации, что вело к неравномерной загрузке переделов производства и снижению его общей эффективности.

Мировой опыт насосостроения свидетельствует о высоком уровне разделения труда и широкой кооперации. От 70 до 80% предприятий являются сборочными. Если крупные компании и имеют все технологические переделы, то они, как правило, выведены в самостоятельные юридические лица и, работая на материнскую компанию, одновременно работают на весь рынок, что резко повышает их эффективность.

Кроме экстенсивной организации производственного процесса с распадом СССР возникла и новая проблема – Россия осталась без целых классов насосного оборудования. Этими классами являются:

– насосы для тепловой и атомной энергетики (производятся в Украине);

– герметичные химические насосы (Молдова);

– насосы для черной и цветной металлургии (Беларусь);

– моноблочные и консольные насосы для воды производительностью менее 50 м3/час (Армения);

– химические насосы-дозаторы (Латвия).

В настоящее время проблема отсутствия классов насосного оборудования, необходимых для развития российской промышленности, решается следующим образом: предприятия освоили модельный ряд насосов, ранее производившихся только в бывших республиках СССР, но не в России. Межстрановая кооперация с производителями из стран СНГ развивается в области сложных и освоении наукоемких химических, а также насосов для атомных станций.

В период 1991-1998 гг. производство насосов в России неуклонно сокращалось, а освободившееся место занимал импорт (страны СНГ и дальнего зарубежья). Однако, после резкой девальвации рубля в 1998 г. импортировать насосы оказалось менее выгодно, и доля отечественного производителя начала постепенно расти.

В 2005 г. объем предложения насосов в России составлял (по формуле V = производство – экспорт + импорт) 8,31 млн шт., а доля отечественного производителя при этом – 42,5%. Такая же картина наблюдалась и в 2003-2004 гг. В стоимостном выражении предложение на рынке оценивается в 438,67 млн евро.

Общий объем производства насосного оборудования в России (включая насосы для автомобилей, станков, бензоколонок) в 2005 г. составил 5,85 млн шт., а его увеличение по отношению к 2004 г. – 7,43%, тогда как за 2003-2004 гг. отмечалось падение на 0,41%. В ценовом выражении производство насосов оценивается в 186,7 млн евро.

Полный импорт (включая насосы для автомобилей, станков, бензоколонок) за период 2003-2005 гг. составил 14 млн шт. насосов с приростом в 9,46% в 2005 по отношению к 2003 г. Полный экспорт за тот же период составил 7,3 млн шт. насосов с приростом в 6,77% в 2005 против 2003 г. В ценовом выражении импорт оценивается в 353,50 млн евро, а экспорт – в 101,53 млн евро. Из всех произведенных в России насосов спросом на внутреннем рынке пользуется лишь половина, другая часть предлагается на экспорт. Экспорт российских насосов осуществляется преимущественно в страны СНГ.

Рынок насосов в России не насыщен, о чем свидетельствует бурный рост предложения – как со стороны российских продуцентов, так и импортеров.

Несмотря на высокий рост цен на российские насосы – более 10% в 2004 по сравнению с 2003 г., российским производителям удается стабильно удерживать 42,5% российского рынка и экспортировать насосы с приростом 6,77% в 2005 по отношению к 2003 г., что говорит о неплохой конкурентоспособности российских насосов и стремительном росте рынка.

Следует отметить, что перспективы у отечественных производителей насосов сохранятся даже в свете вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В настоящее время производители насосного оборудования в России «защищены» лишь 5%-ной импортной пошлиной на ввоз новых насосов в страну. Такая низкая пошлина вряд ли будет отменена и после присоединения России к ВТО. Нетарифные меры защиты производителей российских насосов не применяются.

Поэтому, по нашему мнению, присоединение России к ВТО на прямую не отразится на российских производителях насосного оборудования, однако со временем и они могут ощутить влияние через изменение цен, которые, несомненно, будут подтягиваться к мировым на сырье (сталь и чугун), топливо, электроэнергию.

Химическая, нефтегазовая и строительная отрасли являются такими, что прирост капиталовложений в насосное оборудование ожидается >5% в 2006 г. Средний рост капиталовложений от 2 до 5% прогнозируется в пищевой, целлюлозно-бумажной, электроэнергетической, нефтехимической отраслях. Незначительно, менее 2%, возрастут капиталовложения в новые насосы для водоснабжения и канализации. Таким образом, ни в одной отрасли народного хозяйства России не прогнозируется сокращение капиталовложений в насосное оборудование.

Основными проблемами, с которыми сталкиваются ведущие производители насосного оборудования в Европе и Америке являются:

– конкуренция, исходящая от стран с низкими производственными издержками;

– проблемы с защитой интеллектуальной собственности;

– сокращение рабочих мест;

– возрастающая обеспокоенность вопросами экологии и энергосбережения.

В связи с эти возникает вопрос: какие трудности в настоящее время испытывают Российские продуценты насосов?

Несмотря на благоприятный прогноз развития отрасли, вызывает опасение постоянный рост цен на отечественные насосы, вызванный удорожанием сырья и энергоносителей. Если подобная практика будет продолжаться, то уже в среднесрочной перспективе российское насосное оборудование, в целом уступающее по качеству насосам из развитых стран Запада, потеряет свое основное конкурентное преимущество – низкую цену. В связи с этим конкурентоспособность отечественных производителей не имеет под собой прочного основания.

Выходом из сложившейся ситуации, по нашему мнению, может стать объединение отечественных насосостроителей в холдинговые структуры с торговыми, банковскими предприятиями, располагающими финансовыми ресурсами; а также и смежными насосными заводами. Только кооперация, разделение переделов производства на производящие комплектующие и сборочные предприятия помогут извлечь выгоду от дешевых долгосрочных инвестиций в отрасль и эффекта синергии.


Страница обновлена: 28.03.2024 в 15:44:18