Императивы формирования программы развития системы поддержки предпринимательского сектора экономики Кемеровской области
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Алексеева Т.О. Императивы формирования программы развития системы поддержки предпринимательского сектора экономики Кемеровской области // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 15-18.
Аннотация:
Формирование Программы развития системы поддержки предпринимательского сектора экономики региона (ППСЭР) во всех региональных образованиях России представляет собой модель деятельности органов государственного (местного) самоуправления. Автором на базе морфологического описания данной системы сформированы основные императивы (общие требования, являющиеся моделью для других регионов России), которым отвечает комплексная Программа ППСЭР Кемеровской области.
Ключевые слова: малый бизнес, поддержка малого бизнеса, малое предпринимательство, Кемеровская область, экономика региона
Формирование Программы развития системы поддержки предпринимательского сектора экономики региона (ППСЭР) во всех региональных образованиях России представляет собой модель деятельности органов государственного (местного) самоуправления. Автором на базе морфологического описания данной системы сформированы основные императивы (общие требования, являющиеся моделью для других регионов России), которым отвечает комплексная Программа ППСЭР Кемеровской области.
Программа развития системы ППСЭР является средством, с помощью которого органы власти могут обеспечить целенаправленность, координацию и эффективность действий, признанных улучшить условия развития этого сектора экономики. Результатом реализации данной Программы должны стать позитивные изменения в его структуре и результативности. Они являются целями программы. Но поскольку ресурсы всегда ограничены, то все проблемы малого предпринимательства полностью решить невозможно. Отсюда следует, что цели программы должны соответствовать не только актуальным проблемам, но и имеющимся возможностям их решения.
Органы власти могут влиять на изменения в структуре, потенциале и результативности малого предпринимательства не прямо, а лишь опосредованно, путем изменения условий его создания, функционирования и развития (среды малого бизнеса). Улучшение этих условий является задачей, за счет решения которой будут достигаться цели программы.
Чтобы сделать среду малого бизнеса более благоприятной, нужно реализовать комплекс соответствующих акций, которые образуют меры поддержки малого предпринимательства.
Основными императивами Программы поддержки экономики региона через развитие предпринимательства являются:
1. Нормативно-правовая поддержка малого бизнеса. Юридические инструменты должны учитывать внутренне присущие каждой организации черты и особенности, с учетом жизненного цикла субъектов предпринимательства. Укрупнено можно выделить три этапа жизненного цикла любого малого предприятия.
Первый этап. Зарождение и становление малой фирмы. Начинается с того момента, когда у предпринимателя возникает коммерческая идея. Государство должно создать максимально облегченные юридические условия входа потенциального предпринимателя на рынок (консультации, помощь в подготовке учредительных документов, заявительный (уведомительный) порядок регистрации с невысокими сборами, информационная и консультационная поддержка, получение разрешений на право торговли в определенном месте и т.д.).
Второй этап. Функционирование на рынке. Включает в себя также этап наибольшей активности развития старых направлений и диверсификацию деятельности (в целом – развитие компании).
Третий этап. Угасание. Фирма не находит больше своей ниши на рынке, ее владельцы считают, что дальнейшее функционирование только повлечет за собой излишние издержки и обязательства, невозможные к погашению. На этом этапе должна быть проработана возможность упрощенного юридического оформления всех ликвидационных процедур фирмы и ее закрытия государством после выполнения организацией всех уже имеющихся обязательств перед контрагентами.
В процессе жизненного цикла малого предприятия у него возникают правоотношения с органами государственной и местной власти; различными субъектами ресурсного рынка (кроме финансового) и потребителями; субъектами финансового рынка.
2. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. Данные меры и характер используемых механизмов определяются целью – обеспечить устойчивое развитие данного сектора в регионе как основы рыночной структуры хозяйства территории, как способа создания новых рабочих мест, одного из основных источников пополнения регионального бюджета. Неустойчивость экономической ситуации ставит регион перед необходимостью реализации ресурсосберегающего типа финансовой поддержки малого предпринимательства, которая должна носить, во-первых, стимулирующий, во-вторых, выборочный характер.
Стимулировать имеет смысл жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечает целям социально-экономической политики территории. Очевидно, не могут рассчитывать на поддержку убыточные предприятия, функционирующие в режиме простого воспроизводства, или те, которые имеют крайне неустойчивое положение на рынке и по сути находящиеся на грани банкротства.
3. Создание и развитие материально-технической базы малого предпринимательства, которую составляют технические средства, арендуемые, находящиеся в личной собственности или в расположении или пользовании на основе иных экономических отношений. Собственные возможности предпринимателя, особенно на этапе создания и реконструкции малых предприятий, ограниченны, поэтому без помощи федеральных, региональных и муниципальных органов власти в создании и развитии материально-технической базы трудно рассчитывать на существенные изменения в этом секторе хозяйства. Поэтому при разработке региональных программ должен учитываться парк действующего оборудования, готовых к внедрению новых технологий и т.п.
Для переоснащения материально-технической базы малого предпринимательства на практике программы ППСЭР должны включать в себя способы инициирования финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиска новых источников финансирования, но за счет, прежде всего, собственных возможностей эффективно развивающихся субъектов малого бизнеса, а также негосударственных инвесторов.
Особое внимание должно уделяться инновациям и новым современным технологиям.
4. Поддержка развития локальных рынков товаров и услуг, рынков субподряда. Локальные рынки формируют основную внешнюю среду, в которой функционирует малое предпринимательство и которая способствует или препятствует его созданию и функционированию.
Специфика малых организаций и, в частности, масштабы применяемых средств производства и финансовых ресурсов, узкая специализация деятельности, упрощенная схема сбыта выпускаемой продукции обусловливают преимущественную ориентацию их на локальные рынки. Они, в свою очередь, эффективно функционируют при наличии большого количества конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов, способных быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, сглаживая ее колебания.
Поэтому формирование конкурентной среды, снижение входных барьеров для новых рыночных агентов, в том числе для внешних поставщиков, активизирует механизм рыночного саморегулирования, повышающий сбалансированность рынка. Эффективно функционирующий локальный рынок создает благоприятные условия для решения первоочередных задач развития территории. Формируются предпосылки для снижения цен, расширения ассортимента и приближения к потребителю товаров и услуг. Активный товарооборот обеспечивает приток финансовых ресурсов, способствует укреплению финансовой базы регионов, расширяя возможности их инвестиционной политики.
Источники:
2. Коноплев В.А. Основы предпринимательской деятельности и бизнеса : учебное пособие. – 3-е изд. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2002. – 328 с.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:08:21