Формирование конкурентоспособных интеллектуально-креативных ресурсов в финансовой сфере экономики
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Для управления формированием конкурентоспособных интеллектуально-креативных ресурсов современных организаций, в первую очередь, необходимо определить основные понятия, отражающие сущность процесса их образования и призванные стать основой для построения модели формирования подобного рода активов.
Ключевые слова: креативность, интеллектуально-креативные ресурсы, финансово-кредитная сфера, инновационность личности
Для управления формированием конкурентоспособных интеллектуально-креативных ресурсов современных организаций, в первую очередь, необходимо определить основные понятия, отражающие сущность процесса их образования и призванные стать основой для построения модели формирования подобного рода активов.
Интеллектуально-креативные ресурсы (ИКР) отражают способности людей (являющихся носителями данных ресурсов, в упрощенном варианте ассоциируемые с ними) накапливать знания, умения, опыт, то есть использовать открытые алгоритмы действий для достижения определенного результата – интеллектуальная составляющая, а также создавать новые (неизвестные ранее) алгоритмы выполнения работ в рамках своих должностных обязанностей – креативная составляющая. В рамках рассматриваемой модели данное разбиение является условным, так как интеллектуальная и креативная составляющие в процессах своего проявления между собой неразрывно связаны.
Проявление интеллектуально-креативных ресурсов – работа по достижению поставленных целей, включающая в себя как использование известных, так и, в случае необходимости, разработку принципиально новых алгоритмов действий.
Формирование интеллектуально-креативных ресурсов – процесс, связанный с накоплением знаний, навыков, опыта и умений, а также с развитием способностей к созидательным действиям при разработке новых экономических продуктов. Обучение в этом случае может быть активным или пассивным, вынужденным или добровольным, перенимающим или изобретающим (открывающим).
Управление формированием конкурентоспособных интеллектуально-креативных ресурсов – процесс осмысленного влияния на формирование ИКР для максимального их проявления в конкретных условиях функционирования коммерческих предприятий, обусловленных правовыми, социальными, экономическими, политическими и другими ограничениями.
Интеллектуально-креативные ресурсы являются основным активом инновационной деятельности любой организации, заинтересованной в долгосрочном присутствии на рынке. Таким образом, данный актив служит источником своеобразного продукта любого предприятия – инновации и является неотделимой частью своего носителя «инновационной личности».
Инновационность личности и ее развитие является одной из основных проблем как государства в целом, так и каждой его экономической структуры, в частности, таких важных областей как финансовая сфера и система подготовки и обучения персонала коммерческих организаций. Данная проблема усугубляется спецификой финансового сектора отечественной экономики, заключающейся:
1) в жесткой регламентации хозяйственных процессов (по сравнению с другими отраслями), что влечет за собой существенную зависимость от системы профессиональной подготовки;
2) в недостаточном внимании в процессе подготовки к развитию креативных способностей специалистов, позволяющих адаптировать существующие финансовые инструменты для потребителя в рамках регламентных, политических, социальных и других условий. Это приводит к резкой нехватке специалистов, которые способны принимать эффективные инновационные решения и формировать управляющее звено банковских структур.
Отражение зависимости проявления интеллектуально-креативных ресурсов на различных карьерных стадиях, а также выявление и преодоление недостатков существующей системы их формирования показано на рис. 1.
Рис. 1. Модель проявления интеллектуально-креативных ресурсов специалистов на различных карьерных стадиях управления финансовой структурой
По горизонтальной оси показана динамика карьерного роста сотрудника (носителя интеллектуально-креативных ресурсов), по вертикальной оси – уровень проявления им своих интеллектуально-креативных ресурсов с дифференциацией проявления интеллектуальной и креативной составляющей.
В частности, приведенная модель иллюстрирует основную проблему современного образования, в системе которого основной акцент делается на развитие интеллектуальных способностей с незначительным развитием креативной составляющей. В результате это приводит к появлению большого числа исполнителей, из числа которых формируется управляющий состав с недостаточным развитием креативной составляющей ИКР. При этом в лучшем случае только накануне назначения или чаще уже после него менеджер или топ-менеджер начинают повышать собственное бизнес-образование с позиций повышения навыков и умений проявления своих креативных способностей.
На основе приведенной модели можно сформулировать следующие основные принципы формирования ИКР:
1. Оценка сотрудников, особенно на руководящих ступенях, должна осуществляться по уровню их креативного потенциала, для оценки которого в настоящее время проводятся разработки специальных прикладных технологий.
2. Обучение должно быть опережающим (то есть, как показано на рис. 1 ступени обучения должны быть смещены вправо) – это связано с возрастанием роли креативной составляющей и приведет к ее более широкому развитию, что позволит не интуитивно искать будущих руководителей, а выбирать их из существующих исполнителей, подготовленных для руководящей работы.
3. Проявление ИКР (особенно в финансовых структурах) ограничено жесткими регламентами, поэтому подготовка руководителей должна осуществляться с комплексным развитием как интеллектуальной, так и креативной составляющей.
4. Развитие топ-менеджеров должно осуществляться во всех смежных областях, поскольку проявление творчества наиболее активно на стыке различных областей наук.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:54:51