Проблемы правового регулирования коммерческой концессии в России
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Франчайзинг – один из известных и практически применяемых в мировом сообществе рыночных приемов, характеризующий эффективный метод организации и ведения бизнеса, широко распространившийся в последние десятилетия XX века в странах с самым различным уровнем экономического развития. Отрадно, что наша страна в данном случае не является исключением, так как переход России к рыночным отношениям требует развития различных форм предпринимательства, причем особенно актуально стоит проблема становления малого бизнеса. Необходимо отметить транснациональный характер франчайзинга, который, в зависимости от государственной системы, влияет на специфику правового регулирования, возникающих правоотношений.
Ключевые слова: предпринимательство, правовое регулирование, франчайзинг, коммерческая концессия
Франчайзинг – один из известных и практически применяемых в мировом сообществе рыночных приемов, характеризующий эффективный метод организации и ведения бизнеса, широко распространившийся в последние десятилетия XX века в странах с самым различным уровнем экономического развития. Отрадно, что наша страна в данном случае не является исключением, так как переход России к рыночным отношениям требует развития различных форм предпринимательства, причем особенно актуально стоит проблема становления малого бизнеса. Необходимо отметить транснациональный характер франчайзинга, который, в зависимости от государственной системы, влияет на специфику правового регулирования, возникающих правоотношений.
Согласно прогнозам многих известных специалистов в России франчайзинг будет доминирующей силой развития малого бизнеса в XXI веке [1]. Подтверждением этому служит, проводившаяся в Москве в октябре 2003 года международная выставка «Франчайзинг в России», на которой представители Российской ассоциации франчайзинга констатировали, что уже на данный момент на отечественном рынке действует от 130 до 150 франшизных систем. [2] Обоснованный интерес к франчайзингу вызван сложностью организации собственного дела традиционным путем, вынуждающей вести активный поиск новых моделей предпринимательской деятельности.
Эффективность франчайзинга связана с идеей тиражирования по определенной технологии (схеме) проверенных практикой концепций бизнеса. Франчайзинг можно определить как способ осуществления предпринимательской деятельности, формируемый через систему контрактных отношений, при котором одна сторона, именуемая франчайзер, на определённых условиях, в том числе и на встречном финансовом удовлетворении, предоставляет другой стороне – франчайзи, право использовать своё фирменное наименование, торговую марку, знак обслуживания, товарный знак, технологию ведения бизнеса, бизнес-идею, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности франчайзи.
Привлекательность франчайзинга связана и с тем, что создание сети филиалов или представительств, кроме временных затрат, требует значительного привлечения инвестиций, а среди преимуществ, предоставляемых франчайзингом, имеется возможность снижения финансовых рисков.
Мировая практика показывает, что данные правоотношения, как правило, регулируются на основании франшизного договора. Однако в России подобные отношения возникают при заключении договора коммерческой концессии, впервые закрепленного в гл. 54, части второй Гражданского кодекса РФ [3], но не получившего дальнейшего развития в российском законодательстве.
Анализируя препятствия, оказывающие негативное влияние на развитие франчайзинга в России, можно сказать, что основным из них является законодательный фактор, а именно: отсутствие в РФ необходимой нормативной правовой базы.
Формирование законодательства о коммерческой концессии в России обусловлено, прежде всего, конституционными началами.
Основным источником права, регулирующего отношения коммерческой концессии является гл. 54 ГК РФ. Однако если исходить из практики, то его норм явно недостаточно, чтобы урегулировать все вопросы, касающиеся данного института. Более того, гл. 54 ГК РФ охватывает только договорные отношения, оставляя за бортом важнейшие вопросы организации, ведения и поддержки предпринимательской деятельности.
Другим немаловажным нормативным актом, имеющим непосредственное отношение к франчайзингу, является Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [4], обеспечивающий состязательность хозяйствующих субъектов на рынке и добросовестный характер их конкуренции.
Необходимость защиты прав потребителей и, в широком смысле, общественных интересов, является одним из оснований законодательного регулирования франчайзинга, реализующимся не только через нормы ГК РФ, но и через нормы Закона «О защите прав потребителей» [5].
Особую группу нормативных правовых актов, регулирующих коммерческую концессию, составляют законы об интеллектуальной собственности. К их числу можно отнести Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» [6], Патентный закон РФ [7], Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» [8] и др. В названных законах определены признаки каждого объекта интеллектуальной собственности, порядок установления прав на них, порядок использования и передачи другим лицам, способы защиты, в случае нарушения этих прав.
Помимо собственно законов в отношении коммерческой концессии приняты два подзаконных акта специального назначения. Это Приказ Роспатента от 29 апреля 2003 г. «О правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральных микросхемы и права на их использование, полной или частичной передачи исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных» [9] и Приказ Министерства финансов РФ от 12 августа 2005 г. «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)» [10]. Названные нормативные правовые акты определяют порядок регистрации договора коммерческой концессии в соответствующем государственном органе.
Кроме российских нормативных правовых актов, действует ряд международных, регулирующих коммерческую концессию в России. Среди них можно выделить Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности [11], которая устанавливает правовой режим изобретения, полезной модели, промышленного образца, а также товарного знака, что указывает на ее основополагающий характер при определении объекта франчайзинга.
В процессе создания правового государства, а, следовательно, и новой правовой системы в России необходимость совершенствования законодательства о коммерческой концессии очевидна.
Его систематизация важна в первую очередь самому законодателю, так как даст ему возможность учесть действующие нормативные акты при издании новых, будет содействовать обеспечению их согласованности, ликвидации дублирования и отмене устаревших норм, способствовать надлежащему выбору наиболее эффективных средств регулирования данных общественных отношений. Это позволит уяснить суть ее правовых норм и обеспечит правильность их применения компетентными органами, а также будет содействовать пониманию общих принципов и связей как гражданского, так и других отраслей права, регулирующих эти отношения.
Немаловажную роль в построении законодательной базы для реализации коммерческой концессии играет принятие отдельного Федерального закона «О франчайзинге в Российской Федерации». Кроме того, систематизация законодательства названного гражданско-правового института приведет к упорядочиванию нормативных правовых актов различных уровней внутри всей системы гражданского законодательства.
[1] Кочетков Г.Б. Франчайзинг: организация малого бизнеса // США-Канада: Экономика, политика, культура. – 2000. – № 4. – С. 102.
[2] Панюкова В.В. Особенности развития франчайзинга на российском рынке. // Маркетинг в России и за рубежом.– 2004. – № 2. – С. 66.
[3] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
[4] О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: федеральный закон от 22.03.1991 г. № 948-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1991. – №16. – Ст. 499.
[5] О защите прав потребителей: федеральный закон от 7.02.1992 г. № 2300-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992. – №15. – Ст. 766.
[6] О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров: федеральный закон от 23.09.1992 г. № 3520-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 42. – Ст. 2322.
[7] Патентный закон Российской Федерации: федеральный закон от 23.09.1992 г. № 3517-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 42. – Ст. 2319.
[8] Об авторском праве и смежных правах: федеральный закон от 09.07.1993 г. № 5351-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 32. – Ст. 1242.
[9] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2003. – № 36.
[10] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2005. – № 38.
[11] Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 года). Публикация № 201 (R). Официальный русский текст. – Женева: ВОИС, 1990. – 46 с.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 10:09:13