Структурирование естественных монополий России с учетом принципов организации взаимодействия субъектов их инновационной деятельности
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (79), Июль 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Аляров С.А. Структурирование естественных монополий России с учетом принципов организации взаимодействия субъектов их инновационной деятельности // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 7. – С. 63-65.
Аннотация:
Анализ разновидностей структур управления инновационным развитием естественных монополий иерархического типа показывает, что при определенных условиях переход к более гибким структурам, которые лучше приспособлены к динамичным изменениям и требованиям производства, объективно необходим и закономерен
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, естественные монополии
Анализ разновидностей структур управления инновационным развитием естественных монополий (ИРЕМ) иерархического типа показывает, что при определенных условиях переход к более гибким структурам, которые лучше приспособлены к динамичным изменениям и требованиям производства, объективно необходим и закономерен.
Для адаптивных («приспосабливающихся») структур характерны отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов их управления, детального разделения труда по видам работ, размытость и небольшое количество уровней управления, гибкость управленческой структуры, децентрализация принятия решений, индивидуальная ответственность за конечные результаты. Кроме того, данные структуры легко меняют свою форму, ориентируются на ускоренную реализацию сложных инновационных проектов и формируются на временной основе с созданием временных органов управления.
Стадии же инновационного развития естественных монополий отделены друг от друга периодами организационных кризисов. Каждый из них, в свою очередь, может быть преодолен только посредством смены формы и структуры управления ИРЕМ.
Одна из основных задач, решаемых в ходе структурирования естественных монополий (ЕМ) как корпоративных систем ‑ формирование ее рациональной организационно-штатной структуры, учитывающей:
‑ число уровней управления;
‑ состав и подчиненность органов управления различных уровней;
‑ распределение исполнителей между руководителями.
Данная задача направлена на разрешение противоречия между требованием к уменьшению численности управленческого аппарата и эффективному управлению процессами ИРЕМ, при котором руководитель любого уровня имеет возможность правильно и своевременно принимать решения, координируя деятельность непосредственно подчиненных ему исполнителей.
Организация структур управления ИРЕМ может быть представлена в виде обобщенной модели, включающей управляющую систему, в которую входят:
‑органы управления (или соответствующие руководители различного уровня);
‑ объекты управления (исполнители).
При этом построение организационной структуры ИРЕМ и этапы ее оптимизации базируются на принципах организации взаимодействия субъектов инновационной деятельности ЕМ.
Управляющая система имеет иерархическую структуру и может включать l уровней управления. Каждый i-й уровень управления содержит Ni органов управления (ОУ), при этом численность управленческого персонала каждого i-го ОУ j-го уровня равна nij, i = [1,l], j = [1,Ni].
При построении модели многоуровневой структуры управления ИРЕМ принято допущение, что руководители (члены управленческого персонала) в пределах каждого i,j -го ОУ обладают одинаковой управленческим потенциалом, определяемым числом Vij [оп./ч] операций, которые способен выполнить руководитель в единицу времени в процессе реализации функций управления.
На основе приведенной модели задача определения характеристик многоуровневой структуры управления ИРЕМ формулируется следующим образом:
‑ определить число уровней управления l и ОУ (руководителей) Ni каждого i- го уровня, i = [1,l], с учетом ограничений на количество исполнителей No, производительность управленческой деятельности руководителей Vij, среднее время Tij выработки управленческого решения, при которых обеспечивается минимальная численность управленческого персонала N, т.е. (l,Ni)*: min N(No, Ni, l, Vij, Tij); Fij(No, Vij, Tij), где Fij - функции, определяющие взаимосвязь между возможностями управленческого персонала и сложностью управления.
Для принятия правильного решения руководитель должен с учетом его производительности V [оп./ч] и отведенного времени Т [ч], выполнить не менее l операций, т.е.
VT ³ I,
где I = C (N+No)2, С - коэффициент пропорциональности.
С учетом приведенных условий можно получить предельные значения персонала системы управления ИРЕМ, включая непосредственных исполнителей (подчиненных) и управленческий персонал органов управления.
В частности, один руководитель может иметь максимально допустимое количество подчиненных No= (VT/C)0.5 - 1. Соответственно максимально допустимая численность персонала одноуровневой системы управления ИРЕМ с одним руководителем равна W1=1+ No= (VT/C)0.5.
Таким образом, существуют предельные значения сложности (численность персонала) одноуровневой структуры управления ИРЕМ, превышение которых приводит к снижению эффективности управления. Величины W и Wi, характеризующие предельную сложность, в теории передачи информации названы соответственно первым и вторым информационными барьерами.
В целом, использование обобщенной модели многоуровневой структуры управления ИРЕМ позволяет определить условия взаимодействия субъектов инновационной деятельности естественных монополий, для совершенствования которых необходимо снятие информационных барьеров за счет использования различных подходов и принципов организации взаимодействия.
Каждый из заявленных принципов необходим для построения эффективной структуры управления ИРЕМ. При этом к критериям эффективности взаимодействия субъектов инновационной деятельности естественных монополий относятся:
‑ учет комплекса слагаемых будущей синергии с использованием следующей логики: «производственно-хозяйственные составляющие синергии – финансовый результат интеграции»;
‑ ожидаемый чистый выигрыш, равный разности между дисконтированной стоимостью будущих доходов и будущей инвестиционной стоимостью ЕМ;
‑ рост прибыли в расчете на одну акцию для акционеров ЕМ;
‑ издержки, которые несет ЕМ от осуществления интеграции;
‑ критерий государственной поддержки и участия ЕМ в реализации федеральных или региональных целевых программ.
Взаимодействие субъектов инновационной деятельности естественных монополий в современной экономике пока еще находится на низком уровне. Значительно больших успехов в совершенствовании структур управления инновационным развитием имеют монополии, предприятия и организации которых осуществили добровольное объединение.
Это особенно характерно для финансово-промышленных групп, лидером и ядром которых выступают банки. Для них при организации инновационной деятельности обязательной является потребность в децентрализации. При этом они представляют собой, как правило, многоотраслевые монополии (с высокой степенью диверсификации) с разнообразными рынками сбыта, технологиями производства, с различными стратегиями инновационного развития по каждой группе продукции и услуг.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:58:22