Особенности развития малого предпринимательства в российской промышленности
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (79), Июль 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Гришин И.А. Особенности развития малого предпринимательства в российской промышленности // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 7. – С. 24-29.
Аннотация:
В промышленной политике Российской Федерации все чаще поднимается вопрос о недостаточном внимании к малому предпринимательству как к ресурсу, который необходимо значительно шире использовать в процессе модернизации отечественной экономики и, в частности, ее промышленного сектора. Несмотря на существующие трудности, малое предпринимательство вносит весомый вклад в обеспечение социально-экономической стабильности и стимулирование инновационной деятельности в сфере промышленного производства. Отсюда следует, что поддержка малого предпринимательства приобретает для российской промышленной политики стратегическое значение, так как создает дополнительные условия для развития промышленного производства и стимулирует приток инвестиций в реальный сектор экономики.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, промышленные предприятия, инвестиции, промышленность, реальный сектор экономики
В промышленной политике Российской Федерации все чаще поднимается вопрос о недостаточном внимании к малому предпринимательству как к ресурсу, который необходимо значительно шире использовать в процессе модернизации отечественной экономики и, в частности, ее промышленного сектора. Несмотря на существующие трудности, малое предпринимательство вносит весомый вклад в обеспечение социально-экономической стабильности и стимулирование инновационной деятельности в сфере промышленного производства. Отсюда следует, что поддержка малого предпринимательства приобретает для российской промышленной политики стратегическое значение, так как создает дополнительные условия для развития промышленного производства и стимулирует приток инвестиций в реальный сектор экономики.
Развитие малого предпринимательства в России отстает от возможностей удовлетворения потребностей отечественной экономики. Низкими темпами преодолеваются основные препятствия, мешающие проникновению предпринимательской инициативы в сферу промышленного производства, в которой до сегодняшнего дня сохранились не решенные проблемы, оставшиеся от прошлого. К ним можно отнести:
‑ неравномерность развития малого промышленного предпринимательства в различных регионах России;
‑ сохранение монополии крупного бизнеса в большинстве отраслей промышленности;
‑ медленное освоение передовых технологий;
‑ значительное воздействие теневого сектора и т. д.
Эти и другие обстоятельства сдерживают количественный рост малых предприятий и в целом отрицательно сказываются на экономических показателях их деятельности. В полной мере это характерно и для промышленного сектора. Несмотря на позитивные изменения в системе поддержки малого предпринимательства на общегосударственном, региональном и муниципальном уровне, общее количество малых предприятий увеличивается несущественными темпами. При этом число тех, которые функционируют в сфере промышленного производства, остается ниже уровня 1996 года (рис. 1).
Рис. 1. Динамика численности малых предприятий в Российской Федерации за 1996-2004 гг.
–––––––––––––––––
*Источник: Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. – М., 2006. – С. 356.
Появление возможностей вкладывать средства в коммерческие проекты, характеризующиеся меньшим сроком окупаемости и высокой доходностью, привело к оттоку инвестиционных ресурсов из промышленного сектора, в том числе и в качественно новые сферы предпринимательской деятельности. Так за период 1996-2004 гг. рост численности малых предприятий, оказывающих информационно-вычислительные услуги, составил 142,6%, осуществляющих операции с недвижимым имуществом – 782,1%, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка – 123,4%, работающих в области здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения – 202,7%.
На фоне этого отсутствие в обозримой перспективе явных предпосылок для роста численности малых предприятий в промышленном секторе следует расценивать как негативную тенденцию осуществляемой промышленной политики, недостаточно стимулирующей предпринимательскую инициативу малого бизнеса.
Несмотря на существенное сокращение за последние годы количества малых предприятий в российской промышленности, нельзя недооценивать их производственный потенциал. Его реализация при соответствующей поддержке может существенным образом увеличить долю малого бизнеса в производстве валового внутреннего продукта (ВВП), колеблющуюся в последние годы в районе 10%, что в 5-8 раз ниже аналогичных показателей индустриально развитых стран.
Анализ структуры произведенной продукции (работ, услуг) предприятиями малого бизнеса в Российской Федерации за 2004 г. дает все основания полагать, что малые промышленные предприятия являются наиболее перспективными для государственной поддержки. В частности, на их долю приходится 23,8% произведенной продукции всеми малыми предприятиями, а это второй по величине показатель после предприятий торговли и общественного питания.
Однако для более полной характеристики производственного потенциала малых промышленных предприятий необходимо рассмотреть еще ряд показателей, характеризующих численность работавших и объем произведенной продукции (работ, услуг) на малых предприятиях Российской Федерации в 2004 г. (табл. 1) и получить представление об уровне производительности труда на малых предприятиях промышленности.
Так, наибольший объем произведенной продукции на одного работника без учета внешних совместителей в сфере малого предпринимательства зафиксирован в строительстве и составляет 322,6 тыс. руб. на человека. Второй по величине показатель характерен для промышленности и равен 310,4 тыс. руб. на человека с учетом того, что его среднее значение для малого бизнеса по всем отраслям экономики – 285,3 тыс. руб. на человека.
Таблица 1.
Отраслевые показатели численности работавших и объема произведенной продукции (работ, услуг) на малых предприятиях Российской Федерации в 2004 г.*
№/№
|
Отрасль
|
Количество
малых предприятий (тыс. единиц) |
Объем произведенной продукции
|
Численность работни-ков (без внеш. совмест.)
| ||
всего
(млн. руб.) |
на одно МП
(тыс. руб.) |
всего
(тыс. чел.) |
на одно МП
(чел.) | |||
1.
|
Промышленность
|
128,1
|
530930,5
|
4144,7
|
1710,7
|
13,4
|
2.
|
Сельское хозяйство
|
19,3
|
25849,2
|
1339,3
|
203,4
|
10,5
|
3.
|
Строительство
|
121,3
|
488689,5
|
4028,8
|
1514,8
|
12,5
|
4.
|
Транспорт
|
26,3
|
93522,3
|
2973,6
|
308,0
|
11,7
|
5.
|
Торговля и общест-венное питание
|
441,2
|
737646,5
|
1671,9
|
2629,8
|
6,0
|
6.
|
Наука и научное обслуживание
|
20,7
|
41377,7
|
1998,9
|
141,6
|
6,8
|
7.
|
Прочие
|
196,2
|
311568,2
|
1588,0
|
1306,8
|
6,7
|
|
Итого:
|
953,1
|
2229583,9
|
2339,3
|
7815,1
|
8,2
|
* Источник: Рассчитано автором по данным Российского статистического ежегодника. 2005: Стат. сб. / Росстат. – М., 2006.
Как видно из таблицы количество малых промышленных предприятий в 3,4 раза меньше количества малых предприятий торговли и общественно питания, на долю которых приходится наибольший объем производимой продукции (33,1%). Но в тоже время каждое промышленное предприятие малого бизнеса производит продукции (работ, услуг) в 2,5 раза больше аналогичного предприятия торговли и общественного питания. А по среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) в расчете на одно малое предприятие промышленный сектор превышает торговлю и общественное питание в 2,2 раза.
На основании приведенных цифр можно сделать вывод о том, что малые промышленные предприятия (как организации) представляют собой сложные системы, способные создавать более высокую добавленную стоимость, чем предприятия других отраслей малого бизнеса, а этим в значительной мере способствовать развитию российской промышленности, сферы малого предпринимательства и всей экономики.
В настоящее время все более очевидно, что перспективы развития малого предпринимательства в промышленности связаны, в первую очередь, с высокотехнологическими производствами и созданием интегрированных структур на основе технологических цепочек. На многих малых предприятиях идет активная работа по сертификации производимой продукции в соответствии с международными стандартами качества, а также параллельно осваиваются новые технически сложные изделия, которые постепенно начнут повсеместно конкурировать на рынке с продукцией крупных заводов и фабрик, что уже происходит в некоторых отраслях промышленности.
Слабость научно-технической и технологической обеспеченности является сегодня одной из главных проблем развития малого предпринимательства в промышленном секторе. Как показывает ряд опросов, проводимых среди предпринимателей, многие из них имеют желание организовать производство промышленной продукции, так как это приносит более стабильный доход, особенно, если удается наладить сотрудничество с предприятиями крупного бизнеса, для которых малые предприятия, как правило, производят комплектующие изделия.
Но добиться этого удается в основном лишь руководителям малых предприятий, которые сами имеют техническое образование и ранее работали на крупных предприятиях той же отрасли. В связи с этим, на наш взгляд, следует акцентировать внимание на ряде обстоятельств, связанных с технической и технологической подготовкой специалистов малых предприятий, которые объективно ограничивают возможности развития малого промышленного предпринимательства:
– развал системы отраслевых научно-исследовательских институтов, осуществлявших разработки и испытания новых видов продукции, создание технологий и развитие отраслевой науки;
– кризис промышленного производства 90-х годов, приведший к нарушению хозяйственных связей и перемещению предпринимательской активности в непроизводственные сферы экономики;
– дефицит высококвалифицированных технических специалистов, вызванный непопулярностью технических профессий в период экономических реформ, который ощущается как на малых, так и на крупных промышленных предприятиях;
– недостаточный уровень технической грамотности предпринимателей, имеющих финансовые и материальные возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере промышленного производства в масштабах малого бизнеса.
Таким образом, в целях усиления существующих тенденций развития малого предпринимательства в промышленном секторе представляется целесообразным рассматривать поддержку малых промышленных предприятий со стороны государства в качестве одного из приоритетов промышленной политики, так как без этого система поддержки малого предпринимательства, в том числе и в промышленном секторе, является незавершенной и во многом теряет свою эффективность.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:01:03