Влияние инноваций на развитие малого бизнеса в контексте общего развития российского общества

Дудин М.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (8), Август 2007

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12879906
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Необходимость обустройства экономической жизни страны – главный стимул для развития национальной инновационной системы. В рамках формирования концепции национальной инновационной системы центральное место занимает внедрение инноваций в стратегических областях экономики: энергетики, сельском хозяйстве, транспорте, оборонной промышленности, машиностроении, цветной и чёрной металлургии.

Ключевые слова: малый бизнес, инновации, инновационное предпринимательство, национальная инновационная система, нис



Необходимость обустройства экономической жизни страны ‑ главный стимул для развития национальной инновационной системы. В рамках формирования концепции национальной инновационной системы центральное место занимает внедрение инноваций в стратегических областях экономики: энергетики, сельском хозяйстве, транспорте, оборонной промышленности, машиностроении, цветной и чёрной металлургии.

В свете перехода экономики на инновационный путь развития напрашивается вывод о целесообразности активного укрепления позиций Российского малого бизнеса. Так как в развитых странах мира приоритет в вопросах инноваций принадлежит именно малому бизнесу, а крупные фирмы внедряют научные разработки малых фирм в производство - такое разделение труда ведет к повышению общей эффективности экономики.

В программе социально-экономического развития России на среднесрочный период сформулированы правильные подходы. Реформа образования и здравоохранения, борьба с бедностью и повышение эффективности, формирование инновационной сферы регионов и устранение барьеров — все это можно только поддерживать. И малый бизнес должен сыграть в таких процессах ключевую роль. Однако до сих пор этот сегмент экономики развивается «естественно-эволюционным путем», а качественных изменений не видно.

В то же время, на сегодняшний момент, темпы роста малого предпринимательства в России увеличиваются. ОБ этом свидетельствуют исследования, проедённые Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП.). Однако, несмотря на успехи, достигнутые в развитии малого инновационного предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта,

Необходимо заметить, что развитие малого предпринимательства в разных регионах происходит крайне неравномерно. Любой регион всегда в первую очередь заинтересован в подъёме своей экономики и уровня благосостояния своего населения. А поскольку на настоящем этапе добиться этого невозможно без эффективного научно-технического обеспечения, то рано или поздно возникает необходимость внедрения инноваций на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Бум, длящийся уже несколько лет в городах-миллионниках, сопровождается весьма скромной динамикой в ряде регионов. Так, в Южном федеральном округе (ФО), где малое предпринимательство развито в меньшей степени, чем в любом другом округе, в начале этого года число малых предприятий еще больше сократилось. Несколько уменьшилось, как ни странно, их количество и в Северо-Западном ФО, который наиболее развит с точки зрения малого предпринимательства: там 1168 предприятий приходятся на 100 тыс. человек. Есть ряд регионов (Алтай, Таймырский АО), где малое предпринимательство не развито вовсе, и 2006 год стал фактически стартовым в развитии этого сектора, о чем свидетельствуют большие темпы роста инвестиций.

Такое неравномерное развитие малого бизнеса в России во многом зависит от отношения территориальных органов власти. Неравномерность развития малого предпринимательства проявляется и в отраслевом разрезе. В России малый бизнес в основном сосредоточен в сферах обслуживания и торговли, в отличие от экономически развитых стран, где он играет важную роль практически во всех сферах экономики, включая промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство и инновационную деятельность.

В настоящее время Москва занимает лидирующую позицию по внедрению инноваций на предприятиях малого и среднего бизнеса. Относительно малозатратная и малочисленная инфраструктура таких предприятий, делает эту отрасль наиболее привлекательной. Поэтому на сегодняшний день в Москве уже зарегистрировано более 200 тыс. предприятий малого бизнеса, на которых трудятся 2,2 млн. человек, что составляет около 34% городского населения.

Для ресурсного обеспечения инновационной деятельности создаются благоприятные условия. В связи с этим власти города стараются уделять больше внимания механизмам поддержки малого инновационного бизнеса. Так, одним из условий успешного развития этого сектора экономики является равный доступ предпринимателей к финансовым ресурсам. Поэтому в Москве созданы и уже работают два фонда:

‑ Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, для работы в нём были отобраны 10 уполномоченных банков, которые уже имеют практику работы с малыми предприятиям;

‑ Московский венчурный фонд, во главе которого стоит инновационная компания, производящая отбор, поиск и управление инновационными проектами.

Московский венчурный фонд объемом 800 млн. рублей создан совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и частными инвесторами, а по итогам конкурса отобрана управляющая им компания, и уже сейчас идет рассмотрение заявок от претендентов

Однако хочется отметить, что специализированные инновационные фонды имеют незначительный объём внедрения, но они созданы для стимулирования развития приоритетных направлений деятельности инновационных предприятий и для поддержки малого бизнеса. Создание таких фондов целесообразно в каждом регионе, где имеются интеллектуальные и другие необходимые ресурсы. На получение денег могут претендовать как отдельные организации, так и отдельные инноваторы, предлагающие новые проекты.

Малые инновационные предприятия основывают учёные, инженеры, простые рабочие не имеющие большого опыта в ведении дел на производстве и, как правило, сталкиваются с рядом проблем. Самые острые из которых ‑ это нехватка нежилых площадей, сложность в получении кредитов, а также большое количество бюрократических барьеров и всевозможных проверок.

Мировая практика свидетельствует: без определенных государственных преференций, в том числе финансовых, малое инновационное предпринимательство развиваться не может. Развитие малого бизнеса в нашей стране должно приобрести статус национального проекта, считают руководители предпринимательских объединений. Для России инновационная деятельность всегда была и остаётся одним из важных вопросов национального развития.

Предприниматели готовы выступить со своими предложениями. За их основу может быть взята "Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.)", разработанная общественной организацией малого бизнеса. Этот документ предусматривает необходимость принятия закона о государственной политике в отношении субъектов малого бизнеса. Идея заключается в том, что каждое министерство будет нести ответственность за внедрение инноваций в развитие малого бизнеса в сфере своего управления. Координатором этой работы предполагается сделать минэкономразвития, которое и сейчас занимается малым бизнесом.

Предприниматели, в частности, требуют усовершенствовать законодательную и нормативную базу, создать некий федеральный орган, отвечающий за развитие малого и среднего бизнеса, поддержать его в вопросе обеспечения производственными и земельными площадками, а также помочь материально, в том числе и за счет бюджетных средств.

Наконец, особая роль отводится малому и среднему бизнесу при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, особенно в условиях проводимой в этой сфере политики, направленной на усиление в ней рыночных начал.

При этом для избежания коррупции важно, чтобы предприятия малого бизнеса, участвующие в реализации национальных проектов, выбирались на тендерной основе. И шире – их отношения с государством должны строиться на основе модели государственно-частного партнерства. В ее рамках государство могло бы предложить им стабильную правовую среду, частичное финансирование проектов, отдельные льготы, а взамен потребовать эффективного выполнения соответствующих работ, контролируя их качество.

Государственная политика России с начала 90-х годов, направленная на развитие рыночных отношений, повышение эффективности национального производства и стимулирование конкуренции между предприятиями, уделяет особое внимание развитию малого инновационного предпринимательства. Идея поддержки малого бизнеса всё сильнее звучит в исполнительных и законодательных органах РФ и её субъектов. Поэтому в число мер по оказанию содействия малым инновационным предприятиям необходимо включить улучшение взаимодействия органов местного самоуправления с объединениями субъектов малого предпринимательства по конкретизации деятельности последних в реализации национальных проектов.

Необходимо пересмотреть концепцию государственной политики в отношении малого бизнеса, переориентировать ее на достижение целей социально-экономических реформ путем эффективного использования инноваций в секторе малого предпринимательства.

По нашему мнению, внедрение инноваций в малый и средний бизнес способен обеспечить ту самую конкурентную среду, которой так не хватает во многих секторах российской экономики, а также расширить возможности для распространения предпринимательской инициативы в обществе. Усиление конкуренции может оказать важное понижающее давление на цену жилья и повысить уровень его доступности.

А в финансовой сфере внедрение инноваций несомненно, дадут положительный результат при финансировании строительства доступного жилья за счет использования альтернативных по отношению к банковской ипотеке источников – например, ссудно-сберегательных касс, потребительских кооперативов и др.

Важным моментом в развитии системы государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства должна стать более тесная интеграция малых предприятий с крупными и широкое внедрение различных схем взаимодействия малого и крупного бизнеса.

В соответствии с Федеральной программой, в скором времени должны быть решены задачи формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие инноваций в сферах малого бизнеса, предоставления правовой и судебной защиты субъектам малого предпринимательства на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Строгий контроль финансового обеспечения, со стороны государства по поддержки малого бизнеса, формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов, повышения эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.

Совершенствование нормативного правового регулирования сферы малого инновационного предпринимательства необходимо для формирования благоприятной правовой среды данного сектора экономики и устранения административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности.

Совершенствование нормативной правовой среды невозможно в отрыве от систематизации опыта правоприменительной практики. В процессе применения новых нормативных актов возникает ряд коллизий, требующих внесения изменений в действующие нормативные правовые акты с целью обеспечения их “совместимости” друг с другом, систематизации практического опыта их применения с последующим распространением его среди субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, в настоящее время необходима целенаправленная работа по разъяснению, привлечению представителей малого предпринимательства к участию в выполнении инновационных задач, поставленных президентом Российской Федерации. Необходимо улучшить взаимодействие органов местного самоуправления с объединениями субъектов малого предпринимательства по конкретизации деятельности последних в реализации национальных проектов.


Источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Авраменко С. Новые формы инвестиций в условиях переходной экономики // Экономист. – 1999. H №3.
3. Антюшина Н. М. Инновационное развитие стратегия Евросоюза в 21 веке. Европа: Вчера, сегодня, завтра. H М., [б.и.], 2002.
4. Маренков Н. В. Инноватика: учебное пособие. H М.: КомКнига, 2005.
5. Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2006–2008 гг.
6. Ермасов С. В. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. – М. : Высшее образование, 2007.

Страница обновлена: 26.09.2024 в 17:56:23