Инновации и предпринимательство в зарубежных странах. Возможность применения зарубежного опыта развития малого инновационного предпринимательства в Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (12), Декабрь 2007
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9591960
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Необходимость рассмотрения зарубежного опыта по внедрению инноваций в малое предпринимательство продиктовано тем фактом, что в настоящее время в России наблюдаются значительные диспропорции между крупным, средним и малым бизнесом, несмотря на то, что в основе их взаимодействия лежат не только взаимные интересы, но и единые цели.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, инновации, зарубежный опыт, внедрение инноваций
Необходимость рассмотрения зарубежного опыта по внедрению инноваций в малое предпринимательство продиктовано тем фактом, что в настоящее время в России наблюдаются значительные диспропорции между крупным, средним и малым бизнесом, несмотря на то, что в основе их взаимодействия лежат не только взаимные интересы, но и единые цели.
В зарубежных странах малый и средний бизнес представляют собой главную сферу занятости населения, способствуют развитию инновационного потенциала экономики, поиска и внедрения новых форм деятельности производства, а также сбыта и финансирования. Инновации являются одним из основных факторов получения конкурентных преимуществ фирмам, регионам или целым странам.
В современной мировой экономике насчитывается примерно 50 миллионов разнообразных предпринимательских структур, из которых 68% относятся к малому бизнесу. В России действует около 1,5 миллионов различных фирм, примерно столько же их в Польше, Чехии, Венгрии, Словакии, Болгарии и Румынии.
Однако если сравнивать состояние малого бизнеса в России и в развитых странах, то, например, в странах Европейского Союза насчитывается 23 миллиона малых предприятий, которые обеспечивают 70% занятости в частном секторе, дают 57% общего оборота и 53% добавленной стоимости. Свыше 20 миллионов фирм функционирует в Соединенных Штатах Америки (данные без учета сельскохозяйственных структур). Примерно 5 миллионов фирм - в государствах не входящих в Европейский союз - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке.
Становится очевидным, что малое предпринимательство в России нуждается в развитии и государственном регулировании. Следует заметить, что благодаря усилиям Правительства РФ, в России принимаются определенные меры по поддержке и развитию инноваций в малом предпринимательстве.
Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса имеет свою специфику, обусловленную ходом развития экономических реформ, которая заключается в том, что в складывающемся экономическом симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, что зачастую обеспечивало "выживание" крупных фирм. Эта тенденция не преодолена полностью и до сих пор.
Следовательно, роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, например, только по количественным показателям. Такая оценка будет поверхностной. Малое предпринимательство как особый сектор общественного производства имеет в нем весьма незначительный удельный вес. Его большая часть находится в теневой экономике и не отражается официальной статистической отчетностью, хотя и определяет условия выживания значительной части общественного производства.
Неслучайно, именно внедрение инноваций в малое предпринимательство РФ в настоящий момент считается одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне.
В условиях углубления процессов разделения труда под влиянием глобализации количество малых фирм в РФ постоянно растёт. Можно проследить следующую закономерность: чем больше эффективно работающих конкурентоспособных малых предпринимателей в промышленности, строительстве и инновационной сфере, тем больше вклад сектора малого предпринимательства в ВВП и выше темпы экономического роста. В связи с этим укрепление экономического и инновационного потенциала государства начинается с локальных рынков, способствующих росту благосостояния населения.
Зарубежный опыт показал, что в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу и формированию "среднего класса" как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества.
Развитие малого бизнеса рассматривается в качестве мощного экономического и социального противодействия нищете и терроризму. В развивающихся государствах малый бизнес считается решающим фактором, способным снизить остроту таких социальных проблем, как бедность и безработица (Индия, Албания, Бразилия).
Малый и средний бизнес в большинстве ведущих стран способствовал политической и социально-экономической стабилизации, а также:
- созданию среднего класса (Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Канада, Испания);
- преодолению рецессии (Израиль, США);
- созданию новых рынков (Мексика, Канада, Сингапур, Япония);
- последовательному проведению реформ (Китай, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия).
Международная организация труда подготовила по заказу российского правительства доклад под названием «Социальные последствия вступления России во Всемирную торговую организацию». В докладе раскрываются как выгоды, которые может получить Россия в перспективе от полноценной интеграции в мировую экономику, так и ее проблемы. Отмечается, что экономика многих регионов по уровню развития малого предпринимательства не готова к вступлению во Всемирную торговую организацию. В этой связи чтобы предотвратить рост безработицы в машиностроении, легкой, пищевой и других отраслях промышленности необходимо развивать малое предпринимательство, прежде всего в сфере высоких инновационных технологий и производства товаров и услуг, комплектующих изделий и деталей с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, развитие малого предпринимательства на региональном уровне является одним из условий полноценной интеграции экономики России в мировую экономику.
Системы поддержки и развития малого бизнеса в ведущих странах перешли в фазу обновления и саморегуляции. Безусловно, результат определяет не столько рост числа малых предприятий, сколько освоение новых инновационных технологий и решение адресных социальных задач по увеличению количества молодежных, женских и индивидуальных предприятий, а также по поддержке малых и средних экспортеров. В этих странах создана система банков, фондов, инновационных центров и научных парков, работающих на развитие малого и среднего предпринимательства.
Хочется отметить, что Правительство РФ поддержало отечественного производителя, приняв в 2005г. постановление о применении нулевых ставок таможенных пошлин на импорт текстильного и другого необходимого оборудования, для малого инновационного предпринимательства. Видимо, именно с этим связан заметно увеличивающийся за последнее время ввоз в страну современного оборудования, что позволяет оперативно реагировать на изменения спроса потребителя и подтянуть экономику многих регионов для вступления во Всемирную торговую организацию.
Необходимость децентрализованной поддержки определяется объективно ограниченными финансовыми ресурсами государства. Даже в условиях развитой рыночной экономики децентрализованная поддержка является более мощным фактором мотивации развития малого инновационного предпринимательства в сравнение с государственной.
Государство может и должно содействовать активизации рассматриваемого направления поддержки, используя для этого различные законодательные и экономические инструменты:
- налоговые льготы крупному бизнесу, участвующему в соответствующих программах;
- условия распределения государственного заказа, предполагающие обязательное привлечение крупными компаниями малых в качестве субподрядчиков;
- механизм финансовых гарантий банкам и страховым компаниям, паевое участие в развитии венчурной деятельности с участием малых предприятий.
Большое влияние на развитие малого инновационного предпринимательства оказывает налогообложение. Определяя объём взимаемых налогов с субъектов малого предпринимательства, государство оказывает воздействие на объем финансовых ресурсов, используемых субъектами малого предпринимательства.
Зарубежный опыт некоторых отдельных стран, например, США, Канады, Италии, Аргентины, Бразилии весьма наглядно показывает, как можно эффективно сочетать упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей и семейного бизнеса с системой налогообложения для определенных видов деятельности в форме единого налога на вмененный доход.
Таким образом, на основе анализа зарубежного опыта мы можем сказать, что применительно к России, поддержка малого предпринимательства является необходимым элементом экономической политики государства, позволяющая реализовать его регулирующие и социальные функции.
Предпосылкой эффективности государственной поддержки является комплексный подход к ее организации, предполагающий параллельное использование разнообразных каналов прохождения государственных ресурсов, предназначенных малому предпринимательству, а также многочисленных форм и методов такой поддержки со стороны федеральных и территориальных органов управления.
Анализируя опыт развивающихся стран, отметим, что основными методологическими требованиям к организации государственной поддержки малого предпринимательства являются недопустимость концентрации в распоряжении одного (или нескольких зависящих друг от друга ведомств) всех направляемых на эти цели ресурсов. А также необходимость выделения приоритетных с позиции общественных интересов направлений малого инновационного предпринимательства и создание для его развития особо льготных условий.
Считаем целесообразным широкое использование в России программно-целевого подхода, предполагающего осуществление разнообразных целевых программ поддержки малого инновационного предпринимательства федерального и регионального уровня.
Также на данном этапе в России необходимо наличие государственных банков, специально созданных для участия в программах поддержки малого предпринимательства, деятельность «бизнес - инкубаторов».
Для реализации своего потенциала государственная поддержка должна осуществляться одновременно по нескольким направлениям, что позволит охватить ею все отрасли малого предпринимательства: сферу реального производства - через механизм субподряда, сферу обращения - через механизм франчайзинга, сферу прикладной науки - через механизм венчурных контрактов.
В российских условиях взаимодействие крупного и малого предпринимательства исключительно важно для перевода экономики на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс. Такое взаимодействие имеет свои особенности, обусловленные корпоративными интересами, которые обеспечивают инновационную интеграцию любых организаций независимо от их величины.
Для существенного подъема российской экономики необходимо содействовать максимальному увеличению числа малых инновационных предприятий в производственной сфере, стимулировать развитие взаимосвязей между малым, средним и крупным промышленным бизнесом, творчески использовать соответствующий зарубежный опыт. Всё это должно стать составной частью общей политики в сфере реструктуризации отечественной экономики, поскольку предпринимательство в целом, независимо от своих масштабов, представляет собой единый и взаимосвязанный процесс.
Источники:
2. Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность: учеб. пособие. – М.: Приор-издат, 2004.
3. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2006.
4. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник. – М.: Эксмо,2005.
5. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – СПб.:Питер, 2007.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:29