Государственная политика и регулирование инноваций в сфере малого предпринимательства в современных условиях развития Российской Федерации

Дудин М.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (11), Ноябрь 2007

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9591953
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В развитых странах субъекты малого бизнеса уже давно зарекомендовали себя как необходимая и важная составляющая сильной национальной экономики. Переход России к новым экономическим отношениям привел к разукрупнению большинства хозяйствующих единиц и, как следствие, к появлению большого количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, инновации, инновационная деятельность



В развитых странах субъекты малого бизнеса уже давно зарекомендовали себя как необходимая и важная составляющая сильной национальной экономики. Переход России к новым экономическим отношениям привел к разукрупнению большинства хозяйствующих единиц и, как следствие, к появлению большого количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Предприятия малого бизнеса обеспечивают увеличение занятости, создают большую часть валового внутреннего продукта, развивают наукоемкие, инновационные и рисковые виды деятельности и таким образом, способствуют экономическому росту. Именно малый бизнес является основой для создания среднего класса, степень развития которого предопределяет качество уровня жизни населения. Следовательно, без стабильного и поступательно развивающегося сектора малого бизнеса нет ни благополучного общества, ни цивилизованной государственной системы.

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие учёные, является одним из главных условий перевода экономики на рыночные рельсы, оно играет серьёзную роль в стимулировании инновационной активности в сфере малого и среднего предпринимательства. Такое регулирование необходимо рассматривать как упорядочение процессов пронизывающих всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность предпринимателей и, в конечном счёте, ориентированное на удовлетворение конкретных общественных потребностей через рыночный успех коммерциализации новшеств.

Государству приходиться регулировать инновации, так как научные знания являются неотчуждаемым общественным товаром. Частный сектор не в состоянии взять на себя функции финансирования науки в полном объёме по одной простой причине, что это привело бы к возрастанию издержек производства, а значит к уменьшению прибыли. Масштабность средств для реализации крупных инновационных проектов часто связана с необходимостью приобретения дополнительных активов, которые находятся под особым контролем государства (дороги, электричество, газ, связь, и т. д.).

Очевидно, что стоимость услуг и товаров на рынке естественных монополий во многом определяет эффективность инновационной деятельности, связанной с их использованием. В качестве меры стимулирования государство может само предоставлять данные услуги или регулировать деятельность монополиста в данной сфере. Государство, как правило, финансирует не только фундаментальные исследования, но и те НИОКР, результаты которых по различным причинам не могут найти в ближайшее время широкого применения в коммерческом секторе.

Главная функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства, которое по своей сути является просто инновацией.

Активно работая в инновационной и научной сфере, государство призвано формировать цели и принципы своей политики, и собственные приоритеты в этой области. Так, целями научной и инновационной политики ведущих стран мира, как правило, являются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства, повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке, улучшение экологической обстановки и т. д.

Необходимость обустройства экономической жизни страны – это главный стимул для развития национальной инновационной системы, на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний

Необходимость регулирования и стимулирования инновационной деятельности, с одной стороны, связана с возрастающим значением инноваций для стабилизации социально – экономического развития общества и укрепления национальной безопасности, с другой стороны, обусловлена ограниченностью рыночных механизмов в области получения и внедрения научно – технических результатов.

Рассматривая инновационную политику государства в отношении малых инновационных предприятий, можно увидеть, что в ее основе лежит управление изменениями с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, обновления различных сторон инновационной деятельности предприятий.

На инновационную политику государства и малых предприятий оказал большое влияние кризис 1998 г., который способствовал повышению эффективности инновационной деятельности предприятий-инноваторов, тогда как предприятия, делавшие ставку на импортоориентированную инновационную политику, были вынуждены пересмотреть свою стратегию и ориентироваться на внутренних поставщиков, способных в короткие сроки произвести переориентацию на продукцию нового спроса. Отторжение инновационной политики предприятиями, работающими по-старому, подрывает их стабильность в мире постоянных изменений. Кризис заставляет срочно делать в рамках инновационной политики то, что планировали на перспективу и постоянно откладывали.

Большинство из программ развития инноваций в сфере малого предпринимательства, начиная с 1990-х годов, хоть и вели на каких-то этапах к количественному росту субъектов этого бизнеса, но не способствовали всерьез его легализации, становлению разумной, с точки зрения реальных потребностей населения, структуры. Выделим основные проблемы, с которыми сталкивается в настоящее время малый бизнес.

Прежде всего, в России на малый бизнес ложится достаточно высокое налоговое бремя. Сегодня общая налоговая нагрузка на предпринимателей составляет не менее 50-60%. Эксперты утверждают, что при налоговом бремени свыше 27% предпринимателю невыгодно платить налоги, и он уходит в «тень».

Другой нерешенной задачей является доступ к финансовым ресурсам. Основной проблемой малого бизнеса в России в опросе, проведенном ВЦИОМ в 2005 г., было названо финансовое состояние бизнеса. Однако эта проблема постепенно решается, поскольку банки в 2006 г. начали активно кредитовать малый бизнес, диверсифицируя свои кредитные портфели.

Очевидно и то, что малый бизнес сталкивается с большим количеством бюрократических барьеров, в том числе на местном уровне. Председатель Правительства РФ отмечал, что в настоящее время сохраняется излишний контроль со стороны надзорных органов за малым бизнесом.

Поддержка инноваций в сфере малого предпринимательства должна стать новым национальным проектом. Об этом заявил глава Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, по мнению которого, лишь в этом случае чиновники и депутаты Госдумы обратят внимание на нужды малого бизнеса.

Что касается непосредственно Москвы, то здесь, на наш взгляд, ситуация существенно лучше, чем в России в целом. Так, в столице заработали Московский венчурный фонд и Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, строятся технопарки и бизнес-инкубаторы, у предпринимателей есть возможность на правах соинвестирования построить себе помещения в бизнес-центрах.

Однако развитие инноваций в сфере малого предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных регионах Российской Федерации и во многом зависит от отношения территориальных органов власти. Неравномерность развития инноваций проявляется и в отраслевом разрезе. В России инновации в основном сосредоточены в малом и среднем бизнесе, в сферах обслуживания и торговли, что сильно отличается от экономически развитых стран, где они играют важную роль практически во всех сферах экономики, включая промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство и инновационную деятельность.

Способы решения всех этих проблем достаточно очевидны: необходимо снижать налоги и устанавливать льготы для малого бизнеса, бороться со злоупотреблениями бюрократии. Важным моментом развития государственной поддержки должно стать внедрение различных схем взаимодействия малого и крупного бизнеса.

Отметим тот факт, что в целом настрой малого бизнеса остается пессимистическим: 68,8% предпринимателей, опрошенных ВЦИОМом для выявления результатов работы малого бизнеса, уверены, что шансы отстоять свои законные интересы, минимальны или их нет вовсе.

Вместе с тем, именно сейчас сложилась благоприятная обстановка для развития инноваций в сфере малого бизнеса. Осуществляется реализация национальных проектов в области здравоохранения, образования, развития села и строительства доступного жилья. В той или иной степени малый бизнес может быть подключен к каждому из этих проектов и получить доступ к достаточно значительному объему государственных средств. Так, в бюджете 2006 г. на реализацию национальных проектов было заложено 134,5 млрд. руб., а в 2007 г. планируется выделить 206,3 млрд. руб.

Представители тридцати организаций малого и среднего бизнеса, в числе которых «ОПОРА России», «Деловая Россия», «Российская ассоциация малого и среднего предпринимательства», обратились с письмом к Президенту Российской Федерации, в котором просят главу государства сделать поддержку малого и среднего бизнеса новым национальным проектом. По мнению подписантов, это должен быть более значимый проект, чем «Здравоохранение» и «Образование».

Поддержал их и мэр города Москвы, заявив на заседании объединенной коллегии исполнительных органов власти Москвы и Московской области: «Было бы правильным, если бы малые предприятия стали предметом национального проекта, национальной программы. Мы должны обратиться по этому важнейшему государственному вопросу к Президенту России и к премьер-министру».

Предприниматели готовы выступить со своими предложениями. За их основу может быть взята "Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.)", разработанная общественной организацией малого бизнеса. Этот документ предусматривает необходимость принятия закона о государственной политике в отношении субъектов малого бизнеса. Идея заключается в том, что каждое министерство будет нести ответственность за развитие малого бизнеса в сфере своего управления. Координатором этой работы предполагается сделать Минэкономразвития России.

Мировая практика свидетельствует - без определенных государственных преференций, в том числе финансовых, малое предпринимательство развиваться не может. Развитие инноваций в нашей стране должно приобрести статус национального проекта, считают руководители предпринимательских объединений. Предприниматели, в частности, требуют усовершенствовать законодательную и нормативную базу, создать федеральный орган, отвечающий за развитие малого и среднего бизнеса, поддержать его в вопросе обеспечения производственными и земельными площадками, а также помочь материально, в том числе и за счет бюджетных средств.

Также предлагается значительно упростить бухгалтерию малых предприятий, стимулировать кредитование, облегчить доступ к приватизации недвижимого имущества, развивать бизнес-инкубаторы, в том числе и в студенческой среде. Все эти меры, по мнению Минэкономразвития России, помогут малому бизнесу к 2010 году удвоить объем своей продукции и, возможно, удвоить ВВП.

Правительством РФ принята Комплексная программа стимулирования иностранных инвестиций в российскую экономику. Одна из её целей - привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих освоение передовых научно- технических достижений.

Государственная стратегия и тактика в области международной научно- технической кооперации должна быть дифференцированы по странам и регионам мира. Это позволит увеличить суммарную эффективность международных связей и открыть целый пласт нетрадиционной научно-организационной деятельности - координацию и управление финишным этапом в научно-техническом прогрессе, то есть созданием под ключ сложных производственных систем, производящих конкурентоспособные товары или услуги, пользующиеся повышенным рыночным спросом.

В настоящее время можно говорить о первых итогах проделанной работы по регулированию инноваций в сфере малого предпринимательства, определяющей направление научно- технического развития России на ближайшее десятилетие. Так, на заседании Совета Безопасности, президиума Госсовета и Совета по науке и технике при Президенте РФ рассмотрены основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. В принятом документе целью государственной политики был назван переход к инновационному пути развития на основе выбранных приоритетов. Одним из важных пунктов документа значится поворот на 180 градусов в области международной инновационной деятельности. Связано это с тем, что Россия участвует в международной инновационной деятельности только как поставщик самых важных научных компонентов инновационного процесса высококвалифицированных кадров, а внутри страны нет достаточного спроса на научные разработки, и отсутствует заинтересованность развивать услуги в сфере образования и воспроизводства внутренней базы. Всё это ведёт к утрате уникального интеллектуального инновационного ресурса, что является не допустимым в настоящее время.

Способность к инновациям становится важнейшим условием безопасности государства. Это положение имеет как внутреннюю так и внешнею составляющею. Что касается международной стороны, речь здесь идёт об обеспечении научно-технологической безопасности, т. е. наличия у страны мощного научно-инновационного потенциала, позволяющего противостоять любому диктату извне, связанному с ограничением доступа к передовым технологиям. Действенным рычагом регулирования инноваций является экспортный контроль, направленный на предотвращение утечки из РФ инновационных разработок, в первую очередь технологий двойного назначения, в страны, где их использование может нанести ущерб безопасности экспортёра и мирового общества.

Подводя итог сказанному, отметим, что важность государственного регулирования инновационных процессов вызвана их возрастающим значением для экономики и общества в целом. В настоящее время необходима целенаправленная работа по привлечению представителей малого предпринимательства к участию в выполнении задач, поставленных Президентом Российской Федерации. Необходимо улучшить взаимодействие органов местного самоуправления с объединениями субъектов малого предпринимательства по конкретизации деятельности последних в реализации национальных проектов. Концепция государственной политики в отношении малого бизнеса должна быть переориентирована на достижение целей социально-экономических реформ путем эффективного использования возможностей сектора малого предпринимательства.


Источники:

1. Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 342.
2. Семенушин И. К классификации форм господдержки малого и среднего предпринимательства. // Российский экономический журнал, 2003.- № 11-12.
3. Овчинникова Т. Новая парадигма управления персоналом в условиях переходной экономики.//Управление персоналом. – 2001. - №7. – С.34-39.
4. Бережная О. Малому бизнесу помогут, но мало // Российская Федерация сегодня. 2004. - № 7.
5. Сирополис Н.К. Управление малым бизнесом: Руководство для предпринимателей. -М.: Дело, 2006.
6. Бычин В.Б. Персонал в управлении радикальными нововведениями в организации - М.: Информ-Знание, 1999. - 400с.
7. Буев В. Некоторые аспекты поддержки малого предпринимательства в Москве. - М.: ИСАП, 2006 г.
8. Дергунов В. Развитие системы управления персоналом организации. //Бизнес. – 1999. - №10-12.- C.24-25.
9. Управление персоналом организации./ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 512с.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:28