Факторинг как средство решения проблемы неплатежей в России

Покровский М.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (77), Май 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Для большинства российских предприятий характерными чертами в настоящее время являются низкая ликвидность, постоянный дефицит оборотных средств, сложность получения кредита из-за его дороговизны, отсутствие альтернативных источников финансирования поставщика. Опыт показывает, что те трудности, которые испытывают наши предприятия на рынке, в основе своей имеют низкий уровень управления.

Ключевые слова: кредит, оборотные средства, факторинг, финансирование поставок



Для большинства российских предприятий характерными чертами в настоящее время являются низкая ликвидность, постоянный дефицит оборотных средств, сложность получения кредита из-за его дороговизны, отсутствие альтернативных источников финансирования поставщика. Опыт показывает, что те трудности, которые испытывают наши предприятия на рынке, в основе своей имеют низкий уровень управления.

Одним из цивилизованных инструментов управления процессами обращения на рынке является факторинг ‑ разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Факторинг связан с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним.

Положение дел в экономике страны требует немедленного и масштабного использования этого инструмента менеджмента на рынке. Однако надлежащего применения в России факторинг пока еще не нашел.

В странах с развитой рыночной экономикой факторинговые операции стали вытеснять в 1960-е годы коммерческий кредит в вексельной форме и широко использоваться в обслуживании процесса реализации продукции. Рост инфляции, экономические трудности требовали его ускорения. Однако векселя уже не гарантировали своевременного получения средств и возмещения расходов на производство, и необходимо было решать проблему дебиторской задолженности. Таким образом, можно заключить, что факторинг возник из коммерческо-финансовых операций торговых агентов, занимающихся сбытом товаров, затем трансформировался в такой механизм финансирования, который способен оказывать не одну, а целый комплекс финансовых услуг. Это подтверждает и практика международного бизнеса.

Исторически первым возник открытый (конвенционный) факторинг, который в современных условиях является универсальной системой финансового обслуживания клиентов, включающей бухгалтерское, информационное, рекламное, бытовое, транспортное, кредитное, страховое и юридическое обслуживание. За клиентом практически сохраняются только производственные функции.

Поскольку в этом случае клиенты фактор-фирм могут отказаться от сохранения собственного штата служащих, выполняющих те функции, которые принимает на себя фактор-фирма, то возникает достаточно существенная экономия средств. Эта экономия в сочетании с выгодами от «дисконтирования фактур» компенсирует высокую стоимость обслуживания (0,75–3% годового оборота в зависимости от размера капитала, финансового положения и кредитоспособности клиента).

В связи с международным характером факторинговой деятельности в Оттаве (Канада) в 1988 году была созвана конференция. Одним из итоговых документов данной конференции явилось подписание 14 государствами Конвенции о международном факторинге. Она была ратифицирована Италией, Нигерией, Францией и вступила в силу в 1995 году. Российская Федерация эту Конвенцию до настоящего времени не подписала, хотя она заняла особое место в развитии факторинговой деятельности. Многие государства прежде не предусматривали никаких правовых норм, которые могли бы регулировать факторинг, и Конвенция стала той основой, которая стимулировала разработки национальных законодательных актов в этой области.

В России, вернее тогда еще в СССР, эксперимент по внедрению факторинга начался в 1988 году в специально созданных факторинговых отделах Промстройбанка СССР. В 1992-1995 гг. «Менатеп», «Онексим-банк», «Мосбизнесбанк», «Альфа-банк», «Российский кредит», «ММБ» создали в своих структурах специализированные факторинговые подразделения. К сожалению, отсутствие научной литературы, обобщающей мировой опыт, нехватка квалифицированных кадров, недостаток практического опыта явились причинами подмены факторинга банковской гарантией. То есть фактически произошло искажение сущности факторинга, ведь речь везде шла о переуступке не просроченной задолженности, а ненормативной задолженности – платежных требований в момент их взаимодействия.

Это искажение возникло в результате недоработки, заложенной в инструкции Госбанка СССР от 12 декабря 1989 г. «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги», которая предусматривала, что переуступка требования производится только после получения поставщиком от банка плательщика извещения об отсутствии у плательщика средств и помещения требования в картотеку №2 (расчетные документы, не оплаченные в срок).

Проблемой является и то, что в настоящее время факторинг носит нерегулярный, разовый характер обслуживания, то есть он применяется в России тогда, когда у поставщика возникает необходимость получить средства, а у плательщика – оплатить конкретный платежный документ. Это, конечно, увеличивает риски банка, так как он приобретает довольно сомнительные с точки зрения своевременной оплаты платежные требования. Кроме того, ряд проблем вытекает из хода экономических преобразований в стране, нестабильности, сложности становления и утверждения банковской системы в России. Часть банков просто не готова вести конкурентную борьбу, полагаясь по старинке на получение средств от государства, некоторые банки превратились в денежных спекулянтов.

Впрочем, многие банки включают факторинговые операции в перечень своих услуг, но лишь некоторые осуществляют их в реальности. Большинство коммерческих банков отказываются от факторинговых взаимоотношений со средними и мелкими компаниями, которые в большей степени нуждаются в этом.

Опыт Венгрии, Чехии, Словакии свидетельствует: внедрение факторинга проще всего начинать с внешнеторговой сферы - от прямого экспортного факторинга к импортному факторингу. Для России же большое значение имеет факторинг экспортный, так как во внешней торговле преобладает экспорт. Применение экспортного факторинга позволяет увеличить оборотный капитал для финансирования экспорта.

Факторинговые компании предоставляют услуги по бухгалтерскому учету, проверке кредита, страхованию кредита от безнадежных долгов, предоставлению наличных денежных средств под счет-фактуру (75–85% от номинала счета-фактуры) с гарантией выплаты остатка в течение установленного периода времени. Выгоден экспортный факторинг для предприятий, имеющих проблемы с денежными потоками.

Экспортный факторинг – это услуга, с помощью которой можно осуществлять экспортную торговлю на условиях открытого кредита с гарантией риска, поскольку инкассирование реализуется через международные сети факторинговых компаний. Последнее дает возможность избежать многих расходов: не тратиться на услуги агентов по кредитам и ведение кредитной документации; снизить затраты на заработную плату; сократить срок кредитования; сэкономить на управленческих расходах.

Этот вид факторинга обеспечивает новые источники финансирования, когда кредитование по банковскому овердрафту заканчивается. Основное преимущество в использовании факторинга экспортером заключается в том, что появляется возможность работать с клиентами за рубежом на условиях открытого счета; можно предлагать условия торговли, аналогичные тем, которые клиент хочет иметь от отечественных поставщиков. Тогда у клиента не возникнет недоразумений по работе с переводными векселями.

Прогнозируемый рост популярности факторинга среди российских экспортеров объясняется следующим:

1) экспортный факторинг осуществляют фактор–фирмы с разным гражданством, входящие в то или иное объединение факторинговых компаний;

2) фирма-поставщик, получив часть суммы за поставленный товар, сразу же после отгрузки может направить ее в оборот;

3) фактор-фирма предоставляет экспортеру информацию о финансовом положении потенциального покупателя;

4) положительно зарекомендовавший себя клиент фактор-фирмы приобретает дополнительную рекомендацию при работе с зарубежными партнерами.

При получении международного статуса «фактор-фирмы» российский фактор-банк становится для иностранных фирм гарантом безопасности бизнеса, беря на себя обязательство оплаты иностранной компании отгруженного в Россию товара.

В настоящий момент наибольшего успеха среди отечественных финансово-кредитных учреждений в применении факторинга, то есть финансового обслуживания товарного кредитования, добился банк «Инвестиционно-банковская группа НИКойл», который входит в десятку наиболее надежных банков страны. В 1999 году работа банка в области факторинга была высоко оценена специалистами мирового уровня. Решением совета директоров International Factors Group (IFG) – элитарного клуба для факторинговых институтов – «НИКойл» был принят в эту организацию на всех правах ее Партнера.

Заинтересованность российского бизнеса в факторинге объясняется тем, что именно он стал одним из рычагов выхода европейской экономики из глубочайшего кризиса в послевоенное время. По оценке российских специалистов, внедрение факторинга в механизм регулирования экспорта в России позволит увеличить его объемы за счет привлечения дополнительных экспортных компаний, а также повысить валютную и экономическую эффективность экспорта на 7–9 % за счет ускорения оборачиваемости финансовых средств.

Это приведет, в свою очередь, к значительному увеличению отчислений в доходную часть государственного бюджета. Широкое применение данного вида обязательств позволит приблизить решение важной социально-экономической проблемы нашего общества – проблемы неплатежей. Это путь к оздоровлению экономики, а значит, и общества в целом.


Источники:

1. Колесникова В.Н., Короливецкая Л.П. Банковское дело. 4-е изд. перераб. и дополн. - М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Орехов С.А., Афонин В.В., Леонтьев С.В. Факторинг. Управление корпоративными финансами. - М.: Компания Спутник +, 2003.
3. Иваненко А.Г. Факторинг. - М.: Вузовская книга, 2000.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:01:19