Принятие решений в хозяйственной деятельности торговых организаций в условиях риска

Тюник О.Р.1, Панкина Т.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Статья в журнале

Торгово-экономический журнал *
Том 2, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Тюник О.Р., Панкина Т.В. Принятие решений в хозяйственной деятельности торговых организаций в условиях риска // Торгово-экономический журнал. – 2015. – Том 2. – № 3. – С. 141–150. – doi: 10.18334/tezh.2.3.592.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=26376903
Цитирований: 7 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
Последние годы характеризуются серьезными изменениями в геополитической ситуации Российской Федерации. Указанные изменения также оказывают большое влияние на торговлю. С одной стороны, наблюдается риск разрыва хозяйственных связей, изменения покупательской активности, изменение налогового бремени и другие риски. С другой стороны, изменяется сознание покупателей, увеличивается лояльность к товарам отечественного производства. Таким образом, задача принятия хозяйственных решений в условиях риска является актуальной для торговых организаций.

Ключевые слова: импортозамещение, риски в торговле, риски в хозяйственной деятельности торговых организаций, принятие решений в торговле

JEL-классификация: F52, F13, D81



Хозяйственная деятельность торговых организаций всегда связана с риском. Именно в таких условиях торговые организации вынуждены принимать различные хозяйственные решения. В последние годы резко возрос уровень геополитической нестабильности, в условиях которой торговым организациям необходимо планировать свою деятельность.

Проблема стратегического развития Российской Федерации и ее связь с торговлей рассматривается в работе Иванова Г.Г. (Иванов, Орлов, 2014), а хозяйственная деятельность торговой организации в изменяющейся внешней среде анализируется, в частности, в работе Зверевой А.О. (Зверева, Иванов, 2010) – в частности, в работе приводятся основные механизмы развития торговых организаций в условиях неблагоприятной внешней среды, – а также в работе Солдатовой Н.Ф. (Солдатова, Ильяшенко, 2014), рассматривающей устойчивость торговых организаций в условиях кризиса. Непосредственно проблеме развития торговых организаций в условиях политики импортозамещения посвящена работа Журкиной Л.А. (Журкина, Уханова, Никишин, 2015). Многие работы, связанные с эффективностью торговли, так или иначе затрагивают риски: в работах Ефимовской Л.А. (Ефимовская, Хайруллина, 2013; Ефимовская, 2015) – например, в работе, посвященной государственному регулированию ценообразования, рассматриваются риски, связанные с изменением законодательства; в работе Ильяшенко С.Б. (Ильяшенко, 2013) рассматриваются риски организаций, осуществляющих свою деятельность с использованием сети Интернет.

Однако указанные работы лишь косвенно затрагивают тему рисков, кроме того, сложившаяся ситуация требует анализа с учетом специфики экономической ситуации, изменившейся в 2014–2015 годах.

Невозможно полностью предугадать и устранить вероятность возникновения рисковых ситуаций. Чтобы каким-либо образом снизить последствия наступления неблагоприятных событий, необходим тщательный анализ внутренней, и в особенности внешней среды предприятия, которые, в свою очередь, обладают высокой степенью неопределенности. Также важно стратегическое планирование с анализом и выбором альтернативных вариантов реагирования компании. Но и это не сможет оградить организацию от наступления неблагоприятных последствий.

Рассматривая хозяйственную деятельность торговых организаций, можно отметить, что наибольшее влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают риски, связанные с непоставкой товаров (Тимирьянова, Красильникова, Рузанкин и др., 2014), а также риски, связанные с изменением покупательского спроса (Никишин, 2010). Изменение политико-экономической ситуации, произошедшее в марте 2014 года, привело к разрыву ряда хозяйственных связей. При этом часть хозяйственных связей разрывается в связи с политикой ряда иностранных государств в отношении Российской Федерации, часть – в связи с соответствующими законодательными мерами. Решением данной проблемы является продажа товаров, которые менее входят в зону риска. Это полностью соответствует проводимой государственной политике импортозамещения. Однако при изменении используемой схемы товародвижения в первое время возрастает риск товарных потерь, и требуется эффективный контроль товародвижения (Красильникова, 2012; Леонова, 2005).

С другой стороны, в связи с ухудшением экономической ситуации, существует и начинает осуществляться риск падения покупательского спроса. В настоящее время цены на нефть намного ниже, чем год назад, но развитие тенденции предсказать достаточно сложно, и возможна негативная тенденция для России. Все это ведет к ухудшению платежеспособности населения и требует коррекции ассортимента торговых организаций.

Однако в ситуации риска находятся все торговые организации, и тщательный анализ риска позволит не только снизить влияние последствий их реализации, но также и, наоборот, воспользоваться ситуацией и увеличить эффективность своей хозяйственной деятельности на рынке. В частности, грамотное формирование ассортимента и, соответственно, выбор поставщиков позволяют торговым организациям улучшить свою ситуацию на потребительском рынке.

Важным фактором развития торговли и экономики страны являются инвестиции в торговлю. Неблагоприятная экономическая ситуация оказала негативное влияние на ставки по кредитам, которые и так были достаточно высокими. Было принято решение о повышении ключевой ставки, что оказывает прямое воздействие на ставки по коммерческим кредитам. Это осложняет функционирование коммерческих предприятий и повышает финансовые риски, которые в настоящее время остаются высокими. Так что многим предприятиям приходится искать альтернативные пути получения заемных средств. Кроме того, политика ряда стран также ведет к увеличению финансовых рисков, которые могут привести к нехватке оборотных средств торговых организаций.

Непростая экономическая ситуация также приводит к риску роста налогового бремени. Кроме того, в России ухудшилось соотношение работающего и неработающего населения. Это было вызвано демографической ямой, что в дальнейшем ухудшило данное соотношение.

Одним из перспективных направлений торговли является электронная торговля. Но данный вид торговой деятельности характеризуется сильной конкуренцией, большой степенью глобализации, и именно на электронную торговлю риски оказывают наибольшее влияние. В начале бума интернет-торговли зачастую рассматривались ее перспективы, считалось, что именно за интернет-торговлей будущее. Однако практика показала, что в ряде ситуаций традиционная торговля также не уступает свои позиции.

Перспективность применения инструментов электронной торговли в сфере малого бизнеса обусловлена тем, что при невысоких затратах создания и функционирования предприятий обеспечиваются равные с крупными компаниями условия ведения экономической деятельности, открывается доступ ко всему рынку потенциальных покупателей, улучшается информационная поддержка рынка. Однако в статьях последних лет указываются недостатки, которые могут негативно повлиять на развитие рынка электронной торговли – это недостаточная информация о товаре, невозможность рассмотреть его, длительность и неудобство доставки. Таким образом, с одной стороны, интернет-торговля является перспективным направлением для малого бизнеса, но, с другой стороны, из-за сильной конкуренции повышает риски для торговых организаций. В настоящее время перспективным направлением снижения данного риска является разнообразие каналов продаж (Маслова, Тимяшева, Никишин, 2015). Большое влияние на хозяйственную деятельность торговых организаций оказывают пожары и стихийные бедствия. По данным МЧС, Москва и Московская область занимают первое место по количеству пожаров и жертв в них на территории РФ; далее идут Приморский край и Республика Башкортостан. Следовательно, риск возникновения пожаров в этих регионах очень высок. Основные причины возникновения пожаров – нарушение правил устройства и эксплуатации оборудования, поджоги, реже – неисправность оборудования. Для того чтобы снизить риски необходим регулярный подробный инструктаж работников, проведение тренингов по поводу возникновения пожарных ситуаций, четкая инструкция поведения, соблюдение всех норм безопасности и регулярная проверка оборудования. Кроме того, можно отметить риск повторения лета 2010 года, когда температура воздуха достигала 40 градусов. Такая температура ведет как к увеличению риска возникновения пожара, так и оказывает влияние на покупательский спрос – в такой ситуации резко увеличивается спрос на одни товары и падает на другие. Кроме того, экстремальные температуры воздуха ведут к понижению эффективности работы персонала.

Риск возникновения стихийных бедствий, таких как землетрясения, наводнение и прочее, носит высокую степень неопределенности. Но в большинстве регионов Российской Федерации степень возникновения подобных рисков крайне низкая, так как они находятся в благоприятных природно-географических условиях.

В организациях большое влияние оказывает риск, связанный с набором персонала. При приеме на работу торговые организации не могут полностью проверить нанимаемого сотрудника, кроме того, торгово-оперативный персонал не относится к высокооплачиваемой категории и характеризуется высокой текучестью. Однако их деятельность так или иначе связана с коммерческой тайной.

Чаще всего утечка конфиденциальных данных происходит в сфере розничной торговли. При этом в последнее время не только увеличились подобные действия, но и возросла тяжесть последствий. Для сокращения подобных случаев необходимо совершенствование администрирования на компьютерах сотрудников, опознание пользователя, имеющего свой личный пароль, статистика запрашиваемых им данных, а также контроль доступа к ресурсам системы.

Кроме того, для розничной торговли характерен риск потери положительной деловой репутации. Особая важность деловой репутации для розничных торговых организаций обусловлена преобладанием непроизводственных функций, большим количеством внешних связей, сильной зависимостью поведения покупателей от эмоционального восприятия компании (Иванов, Майорова, 2014). Поддержание устойчивой деловой репутации требует от торговой организации не только добросовестности и порядочности, но и мероприятий, направленных на минимизацию возможных негативных воздействий, не зависящих от ее поведения. Одним из направлений снижения риска ухудшения деловой репутации торговой организации можно считать реализацию принципов корпоративной социальной ответственности. Важным условием является также создание соответствующего образа у потребителей, которые должны осознавать социальную ответственность торговой организации (Иванов, Майорова, 2015).

Огромную роль в хозяйственной деятельности организаций торговли играют нематериальные активы (Майорова, 2014). Однако в неблагоприятных экономических условиях именно нематериальные активы находятся в зоне наибольшего риска. Использование таких активов предполагает зачастую не только определенные права по их использованию, но также и определенную степень поддержки со стороны правообладателя. А такая поддержка в сложившихся политических и экономических условиях не всегда возможна. Тесно связана с проблемой использования нематериальных активов проблема снижения эффективности франчайзинга (Сумина, Каращук, Никишин, 2015). Особенно сильно данная проблема стоит для организаций общественного питания (Каращук, 2009), в хозяйственной деятельности которых использование иностранного франчайзинга является распространенной практикой.

Также существуют и другие, «повседневные» риски. К ним относятся риск неплатежа, задержки поставщика, возникновение непредвиденного спроса на определенные категории товаров, порча товара, образование спекулятивных запасов и многие другие.

В результате необходимо отметить, что в условиях геополитических изменений, первой стадией которых является кризис, торговым организациям необходимо принять ряд решений по пересмотру ассортимента товаров, в частности устанавливая больший приоритет товарам отечественного производителя. Также необходима тщательная коррекция проводимой закупочной работы с целью коррекции ценообразования, а также выбор нематериальных активов, наиболее соответствующих текущей геополитической ситуации.


Источники:

Ефимовская, Л.А. (2015). Методика оценки эффективности коммерческих сделок. Российское предпринимательство, 16(11), 1595–1606. doi: 10.18334/rp.16.11.240
Ефимовская, Л.А., Хайруллина, М.В. (2013). Государственное регулирование ценообразования на товары и услуги: основные инструменты. Проблемы современной экономики, 2, 62–64.
Журкина, Л.С., Уханова, Ю.А., Никишин, А.Ф. (2015). Влияние политики импортозамещения на торговлю Российской Федерации. Инновационная наука. 1(5), 103–105.
Зверева, А.О., Иванов, Г.Г. (2010). Механизмы развития торговых организаций в неблагоприятных экономических условиях. М.: Спутник+.
Иванов, Г.Г., Майорова, Е.А. (2014). Деловая репутация и эффективность торговли. Економiчний часопис-XXI, 1(1–2), 54–57.
Иванов, Г.Г., Майорова, Е.А. (2015). Результаты исследования информированности покупателей о социальной ответственности торговли. Российское предпринимательство, 16(11), 1699–1710. doi: 10.18334/rp.16.11.250
Иванов, Г.Г., Орлов, С.Л. (2014). Стратегическое планирование экономики и важнейшие приоритеты развития России. Вестник экономики, права и социологии, 2, 38–40.
Ильяшенко, С.Б. (2013). Социально-экономические аспекты состояния электронной коммерции в России. В книге: Актуальные проблемы современной науки (В 4 ч., Ч. 2; С. 150–155). Уфа: БГУ.
Каращук, О.С. (2009). Возможности развития общественного питания в условиях кризиса финансового рынка. Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 1, 103–106.
Красильникова, Е.А. (2012). Центры ответственности за мероприятия по снижению товарных потерь на предприятии розничной торговли. Поволжский торгово-экономический журнал, 5, 6–13.
Леонова, Ю.Г. (2005). Система показателей оценки эффективности оптовой торговой деятельности. Экономический анализ: теория и практика, 18, 23–28.
Майорова, Е.А. (2014). Нематериальные активы как конкурентные преимущества организаций розничной торговли. Сервис в России и за рубежом, 5, 3–17. doi: 10.12737/5360
Маслова, А.Е., Тимяшева, Е.Т., Никишин, А.Ф. (2015). Разнообразие каналов продаж как перспективное направление развития розничной торговли. Инновационная наука, 1(5), 195–198.
Никишин, А.Ф. (2010). Пути увеличения продаж торгового предприятия в условиях кризиса. Проблемы экономики, 3, 57–59.
Солдатова, Н.Ф., Ильяшенко, С.Б. (2014). Предпринимательство: устойчивость в условиях глобального кризиса. Российское предпринимательство, 11, 13–21.
Сумина, Е.С., Каращук, О.С., Никишин, А.Ф. (2015). Франчайзинг и его роль в повышении эффективности использования нематериальных активов торговой организации. В книге Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности (С. 281–283). Уфа: Аэтерна.
Тимирьянова, В.М., Красильникова, Е.А., Рузанкин, С.О., и др. (2014). Оценка эффективности товародвижения в экономике регионов. Экономика и управление: научно-практический журнал, 1, 65–70.

Страница обновлена: 21.07.2024 в 15:28:04