Теоретические аспекты рынка знаний

Степанова Т.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (75), Март 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Известно, что рынок знаний относится к числу наименее исследованных структур современной рыночной экономики как в теоретическом, так и практическом аспектах. Все чаще проблема теории рынка знаний становится предметом экономических дискуссий, что объясняется возрастанием роли и влияния знаний, как экономического ресурса, на хозяйственную деятельность субъектов на разных уровнях. Это касается развития человеческого капитала, персонифицированного индивидом, а также воздействия корпоративного знания на национальную экономику в целом.

Ключевые слова: человеческий капитал, управление знаниями, знания, экономика знаний, корпоративные знания, рынок знаний



Известно, что рынок знаний относится к числу наименее исследованных структур современной рыночной экономики как в теоретическом, так и практическом аспектах. Все чаще проблема теории рынка знаний становится предметом экономических дискуссий, что объясняется возрастанием роли и влияния знаний, как экономического ресурса, на хозяйственную деятельность субъектов на разных уровнях. Это касается развития человеческого капитала, персонифицированного индивидом, а также воздействия корпоративного знания на национальную экономику в целом.

Трансформация современного общества началась с переходом наиболее развитых стран к экономике, основанной на знаниях, фундаментом которой является неосязаемая ценность (intangible value), реализующаяся в нематериальных активах. В ходе развития общественного производства знания в различных формах превращаются в системное и непрерывное явление, родовым признаком которого выступает фиксированная монополия на рентные факторы; экономика, где в общем объеме доходов определяющую роль начинает играть интеллектуальная рента, превращается в экономику, основанную на знаниях. В современных условиях использование знаний как ресурса предполагает ориентацию, прежде всего, на рыночные механизмы функционирования и формирования, эквивалентности, возмездности и конкурентности.

Рынок – это система экономических связей, базирующаяся на меновых отношениях, т.е. на платности и возмездности приобретаемых товаров и услуг [1, с. 98]. Мы же поговорим о конкретном рынке – рынке знаний. Для этого определим свою позицию по такому его объекту, как знание.

Знания – это систематизированная, усвоенная, переработанная сознанием человека и апробированная на практике система информации. Это возобновляемый, уникальный и отличающий его от других активов ресурс, который увеличивается в процессе использования.

Уникальность знания состоит в том, что оно одновременно является и ресурсом, и фактором производства, и активом, и благом. Здесь, на наш взгляд, будет уместно упомянуть сформулированный нами экономический закон реконфигурации знаний, суть которого заключается в постоянной объективной необходимости перехода знаний из одних форм в другие, например, из неявной формы в явную, из некодифицированной формы в кодифицированную и т.д. Это обусловлено потребностями использования знаний в качестве ресурса. Как ресурс знание должно иметь те формы выражения, в которых его можно использовать наряду с другими экономическими ресурсами – трудом, капиталом - в хозяйственной деятельности различных субъектов [2, с. 22-23].

Определим положение рынка знаний в системе рынков. Как известно, по экономическому назначению объектов рыночных отношений выделяют: товарный рынок, рынок ресурсов и финансовый. Мы привыкли к восприятию этих рынков как обособившихся частей рыночной системы. В действительности они когерентны. И примером тому служит рынок знаний, который пронизывает всю систему рынков: товарного - в качестве блага, рынок ресурсов - в качестве ресурса, а финансовый ‑ в качестве нематериального актива. Рынок знаний – это мостик, связывающий систему в единое целое.

Итак, рынок знаний представляет собой совокупность экономических отношений, которые устанавливаются между производителями и продавцами знаний, формирующих их предложение, и покупателями (потребителями) данных товаров и услуг, формирующих спрос на них через куплю-продажу последних. Эксперты по управлению знаниями считают, что рынок знаний и обмен ими – это новый рынок, потенциальный объем которого составляет триллионы долларов США.

Рынок знаний, на наш взгляд, можно классифицировать по нескольким признакам.

По субъективной принадлежности знаний следует выделить следующие его сегменты:

‑ рынок глобальных знаний;

‑ рынок знаний национального значения;

‑ рынок корпоративных знаний;

‑ рынок знаний отдельных индивидов.

По характеру предназначения знаний рынок можно разделить на сегменты:

‑ научных (фундаментальных и прикладных);

‑ обыденных;

‑ развлекательно-досуговых;

‑ морально-этических.

По областям знаний: сегменты рынка знаний в области экономических, гуманитарных, естественных наук и т.п.

По отраслям и сферам экономики.

По форме проявления: сегменты рынка явных и неявных, кодифицированных и некодифицированных знаний.

По способу формирования: сегменты рынка знаний, формирующихся на базе уже существующих знаний, и знаний, генерируемых самостоятельно специалистами на базе сравнительно малого явного (кодифицированного) знания.

По форме использования: сегменты рынка знаний, отчуждаемых от носителя (человека) и неотчуждаемых знаний.

По формам продажи знаний и некоторым другим признакам.

Специфика рынка знаний выражается в следующем.

Во-первых, этот рынок наиболее открытый по сравнению с другими видами рынков в единой рыночной системе. Трансфер знаний может осуществляться с использованием информационных и телекоммуникационных технологий практически в режиме реального времени. Это, с одной стороны, создает колоссальные возможности для развития рынка знаний, а, с другой, порождает проблему возмездности создания, распространения, тиражирования и использования знаний.

И, во-вторых, существует многовариантность оценок знаний. То есть с позиции производителя и продавца знания как товар оцениваются на момент продажи, а покупатель (потребитель) оценивает их исходя из долговременной перспективы (например, образовательные услуги, приобретение патентов, лицензий и т.п.).

Значимость знаний как ресурса стремительно растет, а их объем увеличивается с такой скоростью, что зарождающийся рынок знаний уже имеет разнообразные организационные формы:

‑ сеть центров по переводу различных знаний (изобретений, открытий, учебников и т.п.) в электронный вид (контент);

‑ создание цифровых репозитариев;

‑ осуществление трансферта технологий;

‑ создание «городов знаний» и «регионов знаний», обладающих развитыми интеллектуальными ресурсами и выступающими основными игроками данного рынка;

- аукционы знаний, биржи знаний;

‑ покупка или аренда специалистов, оказание консалтинговых услуг, в том числе и в режиме реального времени;

‑ аутсорсинг.

Рынок знаний в каждой отдельно взятой стране имеет ярко выраженную специфику. Так, например, в США делается упор на информационные технологии, венчурный бизнес и прикладные исследования, в Японии – на интеллектуальные технологии, гуманизацию общества, развитие сетевых структур сообщества.

Определенную специфику имеет и российский рынок знаний.

Во-первых, отечественный рынок знаний находится в эмбриональном состоянии.

Во-вторых, его характерные особенности во многом обусловлены национальной наноэкономикой его объекта: креативность, высокая степень адаптивности к нестандартным условиям тесно коррелируют с бинарностью мышления и ментальностью субъекта. Поэтому он с трудом поддается унификации. Следовательно, для России предпочтительно сохранить и в дальнейшем упрочить позиции, которые пока еще она удерживает в фундаментальной науке и сфере высоких технологий, параллельно формируя экономический механизм, способствующий процессу трансформации отечественных инноваций в рыночные продукты.

В России огромные потенции связаны с неявным (скрытым) знанием, которое необходимо трансформировать в реальные ресурсы и использовать их для экономического роста и участия в глобальной конкуренции. Специалисты оценивают интеллектуальный потенциал нашей страны более чем в один триллион долларов.

Рынок знаний стимулирует непрерывный процесс их развития, поскольку знания имеют способность морально устаревать и их надо постоянно обновлять на качественно более высоком уровне.

Рынок знаний постепенно формирует у потребителей отношение к знаниям как товару, а экономика знаний – это экономика, где знания как раз и становятся этим самым товаром.


Источники:

1. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
2. Степанова Т.Е. Закономерности экономики, основанной на знаниях. – Самара: Изд-во Самар.гос. экон. акад., 2005.

Страница обновлена: 23.09.2024 в 01:15:42