Академия управления и экономики – модель интеграции науки и образования
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (72), Декабрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Курс на интеграцию образования и науки представляет собой осознанный стратегический выбор Санкт-Петербургской академии управления и экономики. Российская экономика, формирующаяся в русле общемировых тенденций инновационного развития, требует подготовки нового поколения специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночных отношений.
Ключевые слова: интеграция науки и образования, Санкт-Петербург
Курс на интеграцию образования и науки представляет собой осознанный стратегический выбор Санкт-Петербургской академии управления и экономики. Российская экономика, формирующаяся в русле общемировых тенденций инновационного развития, требует подготовки нового поколения специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночных отношений.
Опыт свидетельствует, что интеграция учреждений образования и науки обеспечивает не только рост уровня профессионализма, но и ориентацию системы подготовки специалистов на удовлетворение потребностей рынка труда, успешное трудоустройство выпускников и, в конечном итоге, на обеспечение поступательного развития социально-экономического комплекса региона.
Очевидно, что обеспечить прочную базу профессиональной подготовки специалистов без науки, без учета рыночных потребностей в трудовых ресурсах не представляется возможным. Выводы из оценки ситуации на рынке труда свидетельствуют о необходимости оперативного реагирования на его запросы, своевременного (насколько это возможно) внесения изменений в содержание учебных программ и планов, корректировки численности и структуры подготавливаемых специалистов, поиска и внедрения новых форм образовательной деятельности.
Важное направление интеграции науки и образования – создание организационных структур, объединяющих Академию и учреждения науки, обеспечивающих активное участие сотрудников научных организаций в образовательном процессе. Реализация этого направления осуществляется на основе договора о совместной деятельности Академии управления и экономики и Института проблем региональной экономики РАН (ИРЭ РАН). Договор позволил ввести в состав учредителей вуза этот институт и на основе плана совместных мероприятий по интеграции науки и образования на 2003 –2006 г.г. развернуть конструктивную работу по эффективному функционированию научно-образовательного комплекса.
Один из важных шагов в этом направлении – создание, в соответствии с Постановлением бюро отделения общественных наук РАН, на базе Академии кафедр Отделения общественных наук РАН:
‑ «Экспериментальной экономики» (научный руководитель – академик РАН В.Л. Макаров);
‑ «Институциональной экономики» (научный руководитель – академик РАН Д.С. Львов).
Создание кафедр – это дополнительные возможности развития научных школ по государственному и муниципальному управлению, менеджменту, институциональной экономике, предпринимательству, разработке и реализации современных образовательных программ для магистратуры, аспирантуры, докторантуры.
Благодаря поддержке Санкт-Петербургского научного центра РАН в лице первого заместителя председателя, члена-корреспондента РАН В.В. Окрепилова наращиваются темпы интеграции вуза и академических научных учреждений РАН. Успешно реализуется соглашение между Северо-Западной секцией содействия развитию экономической науки Санкт-Петербургского научного центра РАН, ИРЭ РАН и Академией, направленное на выполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 660 от 5 сентября 2001 г. «О федеральной целевой программе «Интеграция науки и высшего образования России на 2002 – 2006 годы».
В 2003 году совместно с Российской академией образования (РАО) на базе вуза создана научно-исследовательская лаборатория развития негосударственных инновационных образовательных учреждений высшей школы (экспериментальная площадка РАО), которая занимается разработкой и реализацией программы эксперимента по становлению и развитию негосударственных инновационных образовательных учреждений высшей школы. На основании трехстороннего договора в деятельности по проведению федерального эксперимента на базе Академии принимают участие ИРЭ РАН и Институт управления образованием РАО.
Тесное сотрудничество Академии с учреждениями науки позволяет вовлекать ученых в образовательный процесс. Сегодня занятия со студентами и аспирантами проводят ученые с мировыми именами. На базе специализированной аудитории обучение по специальности «Государственное и муниципальное управление» проводят преподаватели и научные сотрудники ИРЭ РАН.
Другим важным направлением по интеграции науки и образования является организация и проведение совместных фундаментальных научных исследований в области региональной экономики, в том числе государственного и муниципального управления, а также разработка и реализация научно-технических и инновационных проектов.
О внимании, которое уделяется в Академии научно-исследовательской работе, свидетельствует рост объемов ее финансирования с 4,6 млн. руб. в 2002 году до 12,7 млн. руб. в 2005 году. Для проведения совместных научных исследований создаются Временные творческие коллективы. Такие коллективы созданы, в частности, для разработки Федеральной целевой программы «Государственная поддержка развития муниципальных образований и создание условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления» со специалистами Минэкономразвития РФ; «Инновационная стратегия развития ОАО» с сотрудниками «Казанькомпрессормаш»; «Поддержка мер по смягчению социальных последствий переходного периода» совместно с представителями Фонда TACIS; «Формирование среды социального сервиса в г. Кириши Ленинградской обл.» совместно с представителями Фонда DFID и др.
Благодаря тесному взаимодействию науки и образования удалось подготовить научно-практическую разработку «Инновационный научно-образовательный комплекс подготовки управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации», представляющую собой совокупность научных исследований и учебно-методических разработок как образовательного продукта, направленного на повышение качества и эффективности подготовки управленческих кадров для народного хозяйства России.
За последние годы вышли из печати десятки совместных научных трудов, среди которых монографии «Инвестиции в реализации концепции стратегического развития муниципального образования», «Региональные проблемы инновационного развития экономики», «Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы» и другие.
Важным итогом проведения совместной научной деятельности является рост квалификации научно-педагогических сотрудников вуза. Благодаря тесному взаимодействию с научными учреждениями аспирантура, диссертационный совет Академии работают с достаточно высокой эффективностью. Это подтверждается не только ростом числа защищаемых диссертаций, но, прежде всего, стремлением к повышению качества работ и, что очень важно, вовлечением в научно-исследовательскую деятельность преподавателей Алтайского, Калмыцкого, Красноярского, Мурманского, Магаданского, Смоленского и др. филиалов Академии.
Результаты интеграции науки и образования обнадеживают: повышается качество учебного процесса, растет уровень профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава, увеличивается численность обучаемых в Академии, успешнее осуществляется трудоустройство выпускников и их профессиональная карьера, работодатели проявляют повышенный интерес к выпускникам, растет престиж вуза в различных регионах России.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:03:21