Интеграционные процессы в отечественной сфере высшего образования

Эминова Н.Э.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (51), Март 2011

Цитировать:
Эминова Н.Э. Интеграционные процессы в отечественной сфере высшего образования // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 3. – С. 97-101.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15600396
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Реализация основных положений Болонского соглашения, в котором участвуют сегодня все европейские страны, ведет к перестройке национальных образовательных систем. В этих условиях актуальным является изучение проблем интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство. Автором проанализированы основные составляющие данного процесса: автономность, академическая мобильность, европейское приложение к диплому, двухуровневая система.

Ключевые слова: высшее образование, интеграция, образовательные стандарты, программа, академическая мобильность, образовательная программа



Как показывает мировая практика, в условиях глобализации и развития рыночных отношений в одиночку не сможет выжить ни один вуз. В этих условиях интеграционные процессы в сфере высшего образования становятся неизбежными. Вначале интеграционные процессы активно развивались внутри государств, однако потом постепенно приобрели характер межгосударственных. Важным фактором интеграционных тенденций в области высшего образования является международный обмен знаниями, специалистами, взаимообогащение методик и содержания образовательных стандартов.

Присоединение к болонскому процессу

Знания и умения выпускников университетов должны соответствовать требованиям не только конкретной страны, но и мировым стандартам. В этом отношении в России складывается непростая ситуация, так как внутренние интеграционные процессы в сфере высшего образования не получили должного развития, но уже вузы вынуждены участвовать в интеграции на межгосударственном уровне. Ярким примером здесь служит факт участия России в Болонском соглашении, к каковому она присоединилась в сентябре 2003 года.

Болонский процесс представляет собой глубокую образовательную реформу, непрерывное развитие европейского сектора высшего образования, основанное на автономии вузов и принципах академической свободы и таком подходе к обучению, в центре которого находится студент.

Декларация содержит ключевые положения. В первую очередь это сопоставимость степеней высшего образования, внедрение приложения к диплому, обеспечивающего возможность трудоустройства европейских граждан, и введение двухциклового обучения: бакалавриат и магистратура. Также это внедрение европейской кредитно-трансферной системы, развитие мобильности учащихся и преподавательского персонала, введение внутривузовских систем контроля качества образования и расширение межинституционального сотрудничества.

Одним из базовых пунктов единой системы высшего образования, согласно Болонскому процессу, является традиционная для Европы двухуровневая система. От привычной советской одноуровневой системы высшего образования «болонская» отличается еще и сроками обучения.

Что такое болонская модель?

Болонская модель базируется на принципах личной ответственности каждого человека за содержание и качество своего образования и предполагает существенную ломку устоявшихся в российской системе высшего образования отношений между преподавателем, студентом и вузом. Она дает им большую свободу, но одновременно требует и самостоятельности.

В России воплощение в жизнь болонских принципов носит пока преимущественно очаговый характер: многие российские вузы активно включаются в европейскую интеграцию, но значительное их число все еще занимает выжидательную позицию. С 2009 г. происходит централизованный переход на многоуровневое высшее образование, который охватит все вузы РФ.

Болонский процесс представляет собой глубокую образовательную реформу. На этом пути у российских вузов есть серьезные проблемы, обусловленные целым рядом исторических обстоятельств и институциональных особенностей:

1. Переход к постклассическому университету, наблюдаемый в США, Канаде, Австралии, Великобритании и других странах, по сей день не получил развития в РФ.

2. Большинство российских вузов являются государственными.

3. К началу Болонского процесса в России существовала система одноуровневой подготовки дипломированных специалистов и двухуровневой подготовки научных кадров.

4. Технология образования, сложившаяся у нас в России и очень долгое время развивавшаяся в Советском Союзе, на сегодняшний день существенно отличается от того, что происходит в университетах Европы, Америки, Японии, с точки зрения организации самого учебного процесса. У нас сложилась так называемая лекционно-семинарская система. Центром этой системы является лекция профессора, которую он читает, а студент записывает. Потом они встречаются. Студент, в конце концов, профессору расскажет кусок его лекций.

Болонский процесс предлагает другую схему: здесь исчезает понятие предмета, но возникает образовательная программа. Эту образовательную программу должен сконструировать профессор. Он должен разъяснить студенту, почему ему нужно выбрать среди нескольких программ одну.

Профессор в этом случае не является единственным носителем информации, но он является главным идеологом. Он определяет ключевые понятия. Он встречается со студентами на так называемых проблемных лекциях, пытаясь активизировать деятельность студентов в тех ключевых вещах, которые ему представляются в его программе наиболее важными.

Далее идет сам процесс освоения этой программы, в которой доля самостоятельной работы студента очень велика. Встречаясь с преподавателем, студент пытается показать, что он эту образовательную программу освоил. Не в виде ответа на три вопроса в билете, а в виде тех целей, которые сформулированы в программе, и задач, которые удалось решить.

Болонский процесс и единое европейское пространство высшего образования

Одним из следствий включения России в пространство Болонского процесса станет развитие академической мобильности. Академическая мобильность рассматривается в рамках Болонского процесса в качестве обязательного условия формирования Европейского пространства высшего образования. По сути дела, для обеспечения условий такой мобильности инициирован сам процесс.

Главная цель мобильности - дать студенту возможность получить разностороннее «европейское» образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где традиционно формировались ведущие научные школы, расширить познания студента во всех областях европейской культуры, привить ему чувство гражданина Европы. «Мобильность позволит ее участникам, – отмечается в Пражском коммюнике, – воспользоваться богатствами европейского пространства высшего образования, включая демократические ценности, разнообразие культур и языков, разнообразие систем высшего образования».

Для России сама идея академической мобильности является достаточно новой.

Даже процедура перевода студента из одного вуза в другой у нас вызывает напряжение и является скорее исключением, чем правилом. Не очень много и преподавателей, которые, проработав в одном вузе, готовы перебраться в другой. В пределах одного города – да, это достаточно частое (но не массовое) явление. Но едва речь заходит о межрегиональном обмене – таких преподавателей крайне мало.

Российское пространство высшего образования

Принимая во внимание специфику российского высшего образования, считаем, что следовало бы на начальном этапе вступления в Болонский процесс вести речь о формировании российского пространства высшего образования в качестве средства подготовки к равноправной конкуренции отечественной высшей школы с европейской.

Как показывает опыт, академическая мобильность студентов у нас в стране понимается, в первую очередь, как возможность для российских студентов продолжать образование в европейских университетах. Об обратном потоке мало кто задумывается. Вообще-то это неверное понимание. Академическая мобильность студентов – это движение в обе стороны. Это борьба вузов за студентов, с которыми идут и соответствующие финансовые потоки.

Естественными сдерживающими факторами участия региональных вузов в академической мобильности могут стать:

1. Недостаточная финансовая состоятельность большинства российских студентов, особенно обучающихся в региональных вузах.

2. Проблемы с признанием квалификаций и программ российских вузов в Европе.

3. Отсутствие отношений сотрудничества российских вузов и преподавателей с европейскими университетами и преподавателями.

Академическая мобильность преподавателей

От внимания вузовской общественности несколько ускользает вторая сторона Болонского процесса - академическая мобильность преподавателей. Здесь для региональных вузов открыто широкое поле деятельности. Вместе с тем именно здесь их ожидают серьезные затруднения. К академической мобильности преподавателей, заявим вполне ответственно, российская высшая школа просто не готова. А ведь без таковой не будет и студенческой мобильности, а значит, участия в Болонском пространстве.

Вместе с тем по мере развития Болонского процесса понятие академической мобильности в применении к преподавателям несколько затушевывается. Ведь и самой Европе еще предстоит сделать в этом отношении достаточно много. А на пути стоят практически те же проблемы, что и перед региональными российскими вузами. Если многие европейские университеты с большой охотой распахивают свои двери перед иностранными студентами, то направлять в другие вузы своих преподавателей явно не спешат. Реально перед университетскими преподавателями открыта только одна возможность – в индивидуальном порядке поступать на работу в зарубежные вузы.

Необходимо признать, что, несмотря на провозглашенную в Болонских документах необходимость мобильности административного персонала, реально ее добиться не удалось. В исследованиях отмечена высокая значимость такой мобильности в деле формирования Болонского пространства и развития отечественного высшего образования. Вместе с тем еще не определены пути ее достижения в отечественных региональных вузах.

Вывод

Таким образом, уже в ближайшее время региональные вузы окажутся в достаточно сложной ситуации. Даже при реализации основных параметров Болонского процесса наиболее трудноразрешимым для региональной высшей школы России остается вопрос академической мобильности. Это достаточно сложный комплекс проблем, требующих участия не только вузов, но и законодательной и исполнительной власти в лице ее органов. От степени оптимальности принятых на этих уровнях решений в значительной степени зависят последствия вхождения России в Болонский процесс.


Источники:

1. Сухова Е.Е. Структурная трансформация высшего образования в Германии в контексте Болонского процесса [Текст] // Вопросы образования, 2009, № 3.
2. Тенденции, формирующие систему образования. Доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР. 2008 г. Главы 6,7 [Текст] // Вопросы образования. 2009, №3.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 10:39:31