Механизмы и роль международной академической мобильности в российском образовании

Наумов Р.А.1, Карая М.З.2, Ковнир В.Н.3
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, Москва
2 Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Россия, Москва
3 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 10 (Октябрь 2019)

Цитировать:
Наумов Р.А., Карая М.З., Ковнир В.Н. Механизмы и роль международной академической мобильности в российском образовании // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 10. – С. 1893-1904. – doi: 10.18334/ce.13.10.41244.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=41311085
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Тесная взаимосвязь различных национальных экономик ведёт к росту связей в государственной, социальной, экономической и экологической сферах. Решение новых задач должно опираться на развитие инновационного потенциала, который в первую очередь обеспечивается развитием образования. В настоящее время на национальных и международных рынках труда сформировался запрос на повышение качества образования, выросли требования к уровню знаний, компетенций и навыков, расширяются инвестиции в человеческий капитал. Международная экономическая академическая мобильность и интеграции знаний являются производным результатом этих процессов и в свою очередь ускоряют его. В статье проведен анализ существующих потребностей мировой экономики в области образования, рассматриваются государственные программы и законы по интеграции и экспорту российского образования в мировое сообщество, а также выявлены проблемы, стоящие перед образовательными учреждениями в области миграционной политики. Дается статистический анализ положительного опыта интеграции российского образования в мировой рынок образовательных услуг, проведена оценка мер, улучшающих привлекательность российского образования для иностранных студентов, и разработаны методы, направленные на улучшение миграционной политики в сфере образования. Большое значение в этом аспекте имеет миграционное сопровождение иностранных студентов и работа международных отделов университетов. Авторами предложены методы совершенствования миграционного законодательства для улучшения условий пребывания иностранных студентов в Российской Федерации

Ключевые слова: человеческий капитал, образование, миграционный учет, международная академическая мобильность, иностранный студент

JEL-классификация: I29, I21, I26

Источники:

Арефьев А., Шереги Ф. Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник. Выпуск 6. / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Социоцентр, 2016. – 408 с.
Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 15. / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2018. – 184 с.
3. Филиппов В. М., Чистохвалов В.Н. Российское высшее образование: на пути перемен // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. – 2003. – № 2. – С. 7-20.
4. Штыхно Д. Экспорт образования как потенциальный фактор развития регионов Российской Федерации // Федерализм. – 2018. – № 4. – С. 195-203.
Международные проекты. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spbstu.ru/international-cooperation/international-activities/international-project.
Официальный сайт о высшем образовании в России для иностранцев. [Электронный ресурс]. URL: https://studyinrussia.ru/actual/faq/how-much-money-average-student-spends-in-russia/.
Паспорт приоритетного проекта Развитие экспортного потенциала российской системы образования. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf.
Программы Европейского союза. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tempus-russia.ru/erasm.htm.
Сайт ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.unesco.org/.
10. Хальзова Н.А. Исследование рынка образовательных услуг как составная часть маркетинговой стратегии ВУЗа // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ. – 2015. – № 1. – С. 79-88.
$10 Trillion Global Education Market in 2030. [Электронный ресурс]. URL: https://www.holoniq.com/2030/10-trillion-global-education-market/.

Страница обновлена: 23.07.2024 в 12:55:44