Механизмы и роль международной академической мобильности в российском образовании

Наумов Р.А.1, Карая М.З.2, Ковнир В.Н.3
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, Москва
2 Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Россия, Москва
3 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 10 (Октябрь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=41311085
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Тесная взаимосвязь различных национальных экономик ведёт к росту связей в государственной, социальной, экономической и экологической сферах. Решение новых задач должно опираться на развитие инновационного потенциала, который в первую очередь обеспечивается развитием образования. В настоящее время на национальных и международных рынках труда сформировался запрос на повышение качества образования, выросли требования к уровню знаний, компетенций и навыков, расширяются инвестиции в человеческий капитал. Международная экономическая академическая мобильность и интеграции знаний являются производным результатом этих процессов и в свою очередь ускоряют его. В статье проведен анализ существующих потребностей мировой экономики в области образования, рассматриваются государственные программы и законы по интеграции и экспорту российского образования в мировое сообщество, а также выявлены проблемы, стоящие перед образовательными учреждениями в области миграционной политики. Дается статистический анализ положительного опыта интеграции российского образования в мировой рынок образовательных услуг, проведена оценка мер, улучшающих привлекательность российского образования для иностранных студентов, и разработаны методы, направленные на улучшение миграционной политики в сфере образования. Большое значение в этом аспекте имеет миграционное сопровождение иностранных студентов и работа международных отделов университетов. Авторами предложены методы совершенствования миграционного законодательства для улучшения условий пребывания иностранных студентов в Российской Федерации

Ключевые слова: человеческий капитал, образование, миграционный учет, международная академическая мобильность, иностранный студент

JEL-классификация: I29, I21, I26

Источники:

Арефьев А., Шереги Ф. Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник. Выпуск 6. / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Социоцентр, 2016. – 408 с.
Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 15. / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2018. – 184 с.
3. Филиппов В. М., Чистохвалов В.Н. Российское высшее образование: на пути перемен // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. – 2003. – № 2. – С. 7-20.
4. Штыхно Д. Экспорт образования как потенциальный фактор развития регионов Российской Федерации // Федерализм. – 2018. – № 4. – С. 195-203.
Международные проекты. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spbstu.ru/international-cooperation/international-activities/international-project.
Официальный сайт о высшем образовании в России для иностранцев. [Электронный ресурс]. URL: https://studyinrussia.ru/actual/faq/how-much-money-average-student-spends-in-russia/.
Паспорт приоритетного проекта Развитие экспортного потенциала российской системы образования. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf.
Программы Европейского союза. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tempus-russia.ru/erasm.htm.
Сайт ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.unesco.org/.
10. Хальзова Н.А. Исследование рынка образовательных услуг как составная часть маркетинговой стратегии ВУЗа // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ. – 2015. – № 1. – С. 79-88.
$10 Trillion Global Education Market in 2030. [Электронный ресурс]. URL: https://www.holoniq.com/2030/10-trillion-global-education-market/.

Страница обновлена: 24.07.2025 в 08:27:26

 

 

Mechanisms and the role of international academic mobility in Russian education

Naumov R.A., Karaya M.Z., Kovnir V.N.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 10 (October 2019)

Citation:

Abstract:
The close interconnection of various national economies leads to the growth of ties in the state, social, economic and environmental spheres. The solution of new tasks should be based on the development of innovative potential, which is primarily provided by the development of education. At present, the national and international labor markets have formed a demand for improving the quality of education, requirements for the level of knowledge, competencies and skills have grown, and investment in human capital is expanding. International economic academic mobility and knowledge integration are derived from these processes and in turn accelerate it. The article analyzes the existing needs of the world economy in the field of education, examines government programs and laws on the integration and export of Russian education to the world community, and also identifies the problems facing educational institutions in the field of migration policy. A statistical analysis of the positive experience of integrating Russian education into the world market of educational services is given. Measures that improve the attractiveness of Russian education for foreign students are evaluated; and methods aimed at improving migration policy in the field of education are developed. Migration support of foreign students and the work of international departments of universities is of great importance in this aspect. The authors have proposed methods for improving migration legislation to improve the conditions for the stay of foreign students in the Russian Federation.

Keywords: human capital, education, migration registration, international academic mobility, foreign student

JEL-classification: I29, I21, I26