Муниципальная собственность и особенности ее реализации в условиях российской трансформационной экономики

Елизарова Н.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (70), Октябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Процесс разгосударствления собственности предусматривает не только приватизацию государственной собственности, но и разграничение собственности между ее основными институциональными субъектами: Федерацией, регионами и местными органами власти. Это стало исходным пунктом формирования муниципальной собственности, существенная специфика которой заключается в том, что ее объекты предназначены для обеспечения производства общественных благ и услуг, необходимых для совместного проживания людей на данной территории.

Ключевые слова: муниципальная собственность, российская экономика, институционализация



Процесс разгосударствления собственности предусматривает не только приватизацию государственной собственности, но и разграничение собственности между ее основными институциональными субъектами ‑ федерацией, регионами и местными органами власти. Это стало исходным пунктом формирования муниципальной собственности, существенная специфика которой заключается в том, что ее объекты предназначены для обеспечения производства общественных благ и услуг, необходимых для совместного проживания людей на данной территории.

В настоящее время дефицитность бюджетов многих муниципальных образований, (что является следствием кризисного состояния производства на подведомственных им территориях) не обеспечивает не только модернизации объектов инженерной и социальной инфраструктуры, но и их простого воспроизводства. Это усиливается тем, что в системе функционирования муниципальной собственности используются неэффективные финансовые механизмы, среди которых наиболее распространенным является заниженная арендная плата за использование муниципальных помещений. Это создает проблему поиска новых источников расширенного воспроизводства местного хозяйства на основе использования современных рыночных финансовых технологий и инструментов, способствующих решению долгосрочных задач социально-экономического развития регионов.

В рамках муниципалитета сосредоточены объекты, характеризующиеся определенной спецификой, а именно: их функционирование невозможно или нецелесообразно в рамках частного сектора. Это требует трансформации старых и создания новых институтов, обеспечивающих достаточный уровень производства общественных благ и услуг для населения территории, что приобретает особую значимость в условиях реформирования российской экономики и наличия существенного разрыва в показателях уровня жизни населения отдельных муниципальных образований.

Особенностью муниципальной собственности выступает расщепление «пучка прав» между населением, которое выступает субъектом присвоения общественных благ, органами представительной власти, осуществляющими владение и распоряжение, органами исполнительной власти, реализующими право управления, и трудовыми коллективами муниципальных предприятий и учреждений, субъектами отношений пользования в процессе производства общественных благ и услуг. Персонифицируя элементы полного «пучка прав» отношений собственности, муниципальные органы власти не могут выступать субъектами предпринимательской деятельности и выполнять предпринимательские функции.

Допуск к хозяйственной деятельности любых органов власти, не несущих ответственности за последствия своих управленческих действий, деформирует рыночный механизм, нарушает равноправие субъектов рынка. Муниципальные органы, став предпринимателями, хозяйствующими субъектами, могут использовать для максимизации прибыли свои властные полномочия, что ущемляет интересы частного сектора. Поэтому собственность муниципальных образований в производственной сфере используется преимущественно как капитал муниципальных предприятий.

К числу внутренних противоречий становления и развития муниципальной собственности следует отнести противоречия между:

‑ публичным характером производства общественных благ и частным характером присвоения последних местным сообществом;

‑ интересами работников муниципального предприятия, с одной стороны, как собственниками средств производства вследствие их проживания на территории данного муниципального образования, с другой, как наемных работников;

‑ органами власти как выразителями интересов всего муниципального образования и ими как выразителями собственных групповых интересов;

‑ заинтересованностью населения в равном и справедливом распределении общественных благ и их потребностью в гарантированном минимальном уровне воспроизводства жизнедеятельности;

‑ интересами хозяйственно относительно обособленного муниципального предприятия и интересами социальных институтов как внешнего контролера и регулятора производственного процесса.

Муниципальная собственность имеет общественную природу по следующим причинам.

1. Признание данного вида собственности как публичной формы отражает ее ориентацию на совместное присвоение результатов функционирования объектов собственности.

2. Особая природа объекта муниципальной собственности как материальной основы производства общественных благ предполагает, с одной стороны, неделимость объектов собственности, а с другой стороны, неприбыльный характер функционирования системы собственности, нацеленной на удовлетворение потребностей населения, развитие и совершенствование объектов собственности.

Социальная природа муниципальной собственности объединяет государственную и муниципальную формы в разновидности общественной собственности.

Однако, особенность муниципальной собственности (в отличие от государственной, представленной как федеральная и собственность субъектов федерации), во-первых, состоит в специфичности самого объекта отношений собственности. (факторов производства для удовлетворения потребностей в общественных благах населения территории). Во-вторых, в особенностях взаимоотношений субъектов муниципальной собственности.

На базе муниципальной собственности формируется муниципальное хозяйство, границы которого значительно уже местного хозяйства. Категориально определяющим признаком для «местного хозяйства» является не форма собственности, а масштабы, продуктовая направленность, территориальные границы сбыта товаров и услуг и уровень подчиненности определенным органам государственного управления. Муниципальное хозяйство ‑ это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, которые являются объектом муниципальной собственности либо в уставном капитале которых участвует орган местного самоуправления.

Муниципальная экономика включает в себя два сегмента:

‑ хозяйственно-имущественный комплекс, производящий на территории муниципального образования общественные, совместно потребляемые блага;

‑ экономический (рыночный) комплекс, способный к расширенному воспроизводству и тем самым готовый приносить муниципальному образованию доход.

Разграничение этих сегментов муниципальной экономики обусловлено спецификой продукта, производимого в рамках муниципального сектора и нацеленного на производство общественно значимых и социально-приоритетных продуктов, а также не стоимостным характером присвоения объектов муниципальной собственности.

Одним из основных источников пополнения доходной части инвестиционного муниципального бюджета может стать преобразование муниципальной собственности из недвижимой формы в обращаемую, акционерную. Это позволяет обеспечить баланс интересов органов местной власти и хозяйствующих субъектов и тем самым интенсифицировать инвестиционные процессы на данной территории и увеличить доходы муниципального бюджета.

И хотя на сегодня не существует никаких институционально оформленных условий на федеральном уровне, способствующих решению этой проблемы, отсутствуют официальные фактические данные о результатах и способах управления портфелем муниципальных акций, в рамках отдельных территорий (например, в г. Москва) уже накоплен определенный опыт управления акциями муниципалитетов в акционерных обществах. Можно утверждать, что в настоящее время выявлены основные принципы, которые должны лежать в основе концепции его дальнейшего совершенствования.

Стратегия управления долями должна представлять собой часть общей политики управления муниципальной собственностью и финансами территориального образования с учетом возможных социальных последствий и приоритетов. В связи с этим важным элементом эффективной экономической политики становится институционализация, т.е. принятие единых правил и норм управления долями, предусматривающих обеспечение региональных приоритетов при более широком использовании механизмов доверительного управления.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:56:55