Формирование и развитие электронной экономики: международный опыт и российская практика
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (56), Август 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16548802
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Современные Интернет-технологии значительно изменили условия информационных взаимодействий в хозяйственной жизни, что повлекло за собой ряд трансформаций в институциональной структуре общества. Этот процесс вызывает повышенный интерес экономистов и интерпретируется в трансформационных моделях как одна из ключевых тенденций современности. Автор рассматривает особенности становления сетевой экономики, а также анализирует возможные модели развития сетевых экономических отношений в России.
Ключевые слова: электронная коммерция, информационная экономика, интернет-технологии, сетевая экономика, информационное взаимодействие, виртуализация экономических отношений, интерактивный бизнес
Одной из отличительных характеристик повседневной жизни последней четверти XX века является компьютеризация всех сфер общественной деятельности. Несмотря на то, что прорывы в сфере информационно-коммуникационных технологий происходили и ранее (например, открытие радио и телефонной связи, возникновение дорог и судоходства и т.п.), однако особенность настоящего этапа развития состоит в том, что сегодня информационные взаимодействия происходят с таким охватом и с такой интенсивностью, которые до этого не встречались в истории человечества. Персональный компьютер появился на массовом рынке около двадцати пяти лет назад. Для достижения той же степени распространения, какой сегодня обладает компьютер, телекоммуникациям потребовалось в свое время порядка сорока лет, а автомобилестроению около семидесяти.
На волнах сетевой экономики
Возникновение и стремительное развитие глобальной сети Интернет кардинально изменило условия информационных взаимодействий между людьми, которые, в свою очередь, способствовали переменам в институциональной структуре общества, включая экономику.
В наши дни понятие «виртуальность» активно используется специалистами различных сфер – от журналистов и политиков до экономистов и философов. Развиваясь, сетевые экономические отношения усиливают свои позиции в современном обществе посредством переноса ряда видов хозяйственной деятельности в виртуальное пространство всемирной компьютерной сети Интернет.
Экономические процессы, идущие в настоящее время в обществе под влиянием Интернет-технологий, приковывают пристальное внимание специалистов.
Несмотря на то, что сфера Интернет-экономики пока является относительно малоизученной, в том числе и из-за большой доли инновационности механизмов, задействованных в ней, в наши дни уже увидели свет научные публикации, в которых сделаны попытки сформулировать основные характеристики, отражающие специфику влияния Интернет-технологий на разные стороны общественных отношений, в частности на экономику.
Нами преимущественно используется термин «сетевая экономика», так как он является наиболее распространенным в научной литературе и достаточно полно отражает рассматриваемые социально-экономические процессы.
В работах отечественных специалистов сетевая экономика рассматривается в основном в контексте развития информационных технологий, которые инициируют эволюцию существующих социально- экономических систем, развитие нерыночных механизмов управления и сетевых организационных структур [1].
Электронная коммерция является одной из основных областей хозяйственной активности в условиях сетевой экономики. Как правило, данный термин применяется при характеристике коммерческой деятельности в глобальной информационной сети Интернет. Этот вид деятельности создает возможность проведения закупок, осуществления продаж, выполнения сервисного обслуживания, ведения маркетинговых мероприятий посредством использования компьютерных сетей.
В зарубежных странах данная деятельность развивалась в основном посредством замены ранее существовавших видов торговли. Например, печатные каталоги товаров были вытеснены информационными веб-сайтами (веб-витринами), типографские бланки заказов уступили место электронным почтовым рассылкам и экранным формам, не смену чекам или факсам с номерами карточек пришли современные платежные системы и т.д. Интернет-технологии заняли определенную долю и в традиционной доставке материальных объектов, предоставляя возможности отслеживания этапов прохождения товаров. В США в 1998 году был опубликован доклад Клинтона-Гора «Структурные основы электронной коммерции», который подтвердил общенациональный масштаб процесс перевода традиционного бизнеса в сферу электронной коммерции [2].
Российский рынок и проявления виртуализации
Российский рынок электронной коммерции формируется в условиях пока еще только складывающейся потребительской культуре дистанционных закупок при почти полном отсутствии хозяйственного и управленческого опыта в этой области. При этом положительной характеристикой является то, что не нужно преодолевать инерцию уже сформировавшейся системы. Например, в настоящее время еще не ясно, какая из форм платежных систем в сетевой экономике будет оптимальной, поэтому отсутствие широкого использования пластиковых платежных и расчетных карт может, в свою очередь, послужить толчком к использованию новых, более перспективных, технологий в данной области.
Как и иные общественные явления, проявления виртуализации экономической жизни в России обладают своими положительными и отрицательными чертами. К положительным характеристикам виртуализации экономики относятся распространение Интернет-технологий, компьютеризация бизнеса, использование Интернета в научных исследованиях, возможность обмена культурными ценностями, что играет немаловажную роль для нашей страны и требует ускорения их последующего освоения, ибо только в этом случае Россия может обладать имиджем прогрессивной державы. Вместе с тем необходимо преодолевать отрицательные последствия виртуализации общественно-экономической жизни, например, разрыв между отдельными составляющими народнохозяйственного комплекса, в частности между финансовым рынком и реальным сектором экономики.
Развитие сетевой экономики: перспективы
Необходимо отметить, что отсутствие развитой инфраструктуры сетевой экономики означает, что для широкомасштабного развития сетевой коммерческой деятельности в РФ необходимо накопление некой критической массы субъектов хозяйственных отношений, вошедших в сферу электронной экономики. Возможные сценарии дальнейшего развития сетевых экономических отношений могут быть следующими.
Создание отечественной модели сетевой экономики. Данная концепция основана на реализации товаров и услуг на внутреннем рынке. Составными частями этой модели служат софтверный бизнес, ориентированный на отечественный рынок сбыта, компьютерная коммерция и Интернет-компании в области новых медийных технологий и электронной коммерции. Российские фирмы в рамках данной модели обладают рядом значительных конкурентных преимуществ. К ним относится, например, владение отечественной спецификой в данной области.
Зарубежные информационные продукты, несущественно выходящие за рамки исходных технологических платформ, в подавляющем большинстве случаев нуждаются в серьезной предпродажной доработке, а в ряде случаев – не могут быть использованы на российском потребительском рынке. К преимуществам можно отнести и относительно быстро развивающееся сообщество российских эмигрантов во многих странах мира, что обеспечивает компаниям «отечественной модели» возможность насыщения ограниченного, но платежеспособного спроса на соответствующих рынках за пределами России.
Необходимо отметить и естественные ограничения описанной модели. Фактически она ограничена рамками внутреннего рынка. К сожалению, емкость этого рынка в настоящее время относительно невелика, несмотря на все масштабы Российской Федерации. Необходимо назвать и некоторые нерешенные пока вопросы, касающиеся соблюдения законодательства в области интеллектуальной собственности, что не способствует ускорению производства в данной сфере: когда порядка 95% программного обеспечения в РФ распространяется компьютерными «пиратами», сложно прогнозировать высокую доходность от реализации программных продуктов на отечественном рынке.
Среди ведущих факторов конкурентоспособности государства доля технологического фактора крайне высока. Именно развитость технологии имеет непосредственное влияние и на ряд других факторов (эффективность управления, инфраструктурное развитие), что еще раз подчеркивает ее значение.
Однако из-за пока относительно немногочисленного охвата российской аудитории Интернетом преждевременно заявлять о полномасштабном участии страны в глобализационных процессах, протекающих под знаком новых технологий. Хотя считается, что количество пользователей сети Интернет в РФ в 2010 году должно было возрасти более чем в десять раз по сравнению с 2000 годом. Эта информация приведена в докладе министра связи Леонида Реймана «О концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации» [3].
Зарубежные модели
В основе израильско-скандинавской модели лежит система экспорта готовых продуктов и технических решений на мировые рынки. Речь идет, в первую очередь, о распространении новых технологий, что, в свою очередь, обуславливает конкуренцию с США.
Израиль не единственное государство, выбравшее данную модель развития. Похожая схема используется, например, в Финляндии, Швеции, Норвегии, Шотландии и еще ряде государств. Тем не менее именно пример Израиля считается классическим. Эта страна занимает третье место после США и Канады по числу компаний на фондовой бирже NASDAQ. При этом израильская сетевая экономика по своему составу существенно отличается от американского аналога. Если в США лидируют сервисные и медийные компании, то в Израиле преобладают технологические и инфраструктурные компании, а отраслями специализации являются компьютерная безопасность и оптические технологии.
Использование израильской модели для России дает потенциальные возможности лидерства. Фирмы, специализирующиеся на новых технологиях, в состоянии самостоятельно создавать соответствующие рынки, формируя новые потребности и удовлетворяя их.
Еще одна модель развития сетевой экономики используется некоторыми азиатскими странами, в первую очередь Индией. Индийская экономика оффшорного программирования базируется на спросе на большой объем разовых, нерегулярных либо специальных программных разработок при одновременном недостатке инженерно-технических специалистов соответствующего уровня в ряде стран с развитой экономикой. В западноевропейских странах и США к более престижным специальностям относятся финансовые, юридические, экономические, медицинские и управленческие профессии. Когда европейским или американским компаниям нужен определенный софтверный продукт или полуфабрикат для дальнейшего собственного производства на его основе, то они обычно перераспределяют подобные заказы среди местных субконтракторов. Или за границу. Потери, неизбежно появляющиеся из-за пролонгации сроков исполнения заказов и усложнения менеджмента процесса в целом, полностью компенсируются впоследствии экономией на конечной стоимости продукции.
Необходимо отметить, что подобная схема построения бизнеса чисто считается чисто индийской лишь с некоторыми допущениями, поскольку крупные центры оффшорного программирования существуют, например, и в Сингапуре, Ирландии, Бразилии, на Тайване и в Малайзии. Но именно в Индии данная деятельность вылилась в целую отрасль экономики (индусы называют ее «контрактным программированием»), с сопутствующими инструментами государственного регулирования, развитой инфраструктурой, широкой системой государственного и частного технического образования и даже со своим теневым рынком фирм-однодневок [4].
Использование «индийской модели» в РФ может обеспечить ряд преимуществ для отечественного рынка: предоставит возможность использования мирового опыта и практических разработки в соответствующих областях, задействует инженерно-технические кадры, расширит рынок.
Вывод
Однако нельзя не отметить ряд препятствий, с которыми неизбежно столкнутся отечественные предприятия при выходе на международные рынки оффшорного программирования. Индийские компании с самого начала были ориентированы на экспорт программного обеспечения, тогда как наши разработчики программных продуктов пока в значительной степени ориентированы на занятие сегментов российского рынка. Экспортные цены в ряде случаев слишком высоки для основных отечественных пользователей (потребителей) софтверной продукции.
Лидерами преобразований в Индии в свое время явились бизнесмены. Россия нуждается в проведении промышленной политики и создании условий, необходимых для развития отраслей сетевой экономики на базе бизнеса. Для достижения успеха стране крайне необходимо в самые короткие сроки разработать стратегию развития информационных технологий.
Источники:
2. Law and Internet. A Framework for Electronic Commerce / Ed. by L.Edwards, C.Waelde. Oxford: Hart Publishing. – 2000.
3. О концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www.government.ru/content.
4. Trends in Telecommunication Reform 2007: The Road to NGN (8th edition). Executive Sum mary, International Telecommunication Union, Geneva, 2007.
Страница обновлена: 06.10.2024 в 20:19:12