Особенности и роль управления инновационной деятельностью в повышении результативности развития социальной сферы
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (70), Октябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ахметзянова А.Г. Особенности и роль управления инновационной деятельностью в повышении результативности развития социальной сферы // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 10. – С. 96-99.
Аннотация:
В период становления и развития рыночной экономики в современной России такие проблемы, как обеспечение социальных гарантий населения и реорганизация социальной сферы в регионах приобретают особое значение, а методы и способы их решения весьма существенно влияют не только на материальное и социальное положение большинства граждан, но и на политические решения.
Ключевые слова: инновационная деятельность, социальная сфера, управление инновационной деятельностью, социальное благополучие населения, социальные гарантии населению, социальное положение
В период становления и развития рыночной экономики в современной России такие проблемы, как обеспечение социальных гарантий населения и реорганизация социальной сферы в регионах приобретают особое значение, а методы и способы их решения весьма существенно влияют не только на материальное и социальное положение большинства граждан, но и на политические решения.
Предоставление более широкого круга социальных прав и гарантий служит одним из проявлений прогресса цивилизации. Следовательно, от успеха в управлении процессом развития социальной сферы во многом зависит результативность проводимых государством социально-экономических реформ. Однако практика свидетельствует о том, что до сих пор проблема управления развитием социальной сферы рассматривалась исключительно в плоскости оптимизации перераспределения ограниченных ресурсов между социально уязвимыми слоями граждан.
Это объясняется тем, что действующая отечественная государственная модель социально-экономического развития предполагает относительно автономное существование производственной и социальных сфер с отведением последней роли надстройки над рынком. Отсюда и распространенное понимание социальной сферы как затратной, отвлекающей ресурсы от инвестирования в основной капитал объектов производственной сферы.
В этой связи принципиальным становится вопрос о роли хозяйствующих субъектов социальной сферы как активных участников инновационного процесса в экономическом развитии страны и механизме взаимодействия с органами государственного управления. Тем более что область научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, хотя и остается основным, но перестает быть единственным источником инноваций, поскольку все большее значение приобретают такие типы инноваций, как экономические и социальные. Поэтому, как нам представляется, необходимы институциональные преобразования, направленные на формирование структурных элементов и механизмов координации научно-инновационного комплекса.
Кроме того, для обеспечения конкурентоспособности российским хозяйствующим субъектам социальной сферы необходимы радикальные изменения в характере их деятельности, связанные с использованием стратегического управления, вне зависимости от их организационно-правового статуса. В этой связи следует отметить то, что при определении понятия «управление инновационной деятельностью», как и в общей теории управления, необходимо учитывать факторный, функциональный, системный и ситуационный подходы к управлению.
Целесообразным представляется рассмотрение управления инновационной деятельностью в рамках системного подхода. Именно в соответствии с указанным подходом при воздействии на любой структурный элемент социально-экономическая система изменяется во всех своих взаимосвязях и становится иной целостностью, чем это было бы до произошедших изменений.
Управление инновационной деятельностью, по нашему мнению, представляет собой взаимодействие совокупности принципов, функций и методов, применяемых в процессе деятельности организационно-правовых структур и их персонала, наполняемых конкретными мерами, которые, в свою очередь, используют необходимые виды ресурсов (материальные, финансовые, информационные) на протяжении всего периода участия в инновационном цикле.
Наряду с этим, по мнению автора, стратегическое управление затрагивает как концептуально-предпринимательские, так и организационно-процедурные аспекты долгосрочного развития предприятия и, следовательно, реализует свою функцию через структурные составляющие общего и функционального управления. Общее управление при этом определяет генеральную линию стратегического развития и включает в себя:
‑ стратегическое управление, которое предполагает: а) определение стратегического видения и разработку последовательных процедур по его формированию; б) установление позиции хозяйствующего субъекта в конкретной нише рынка на основе оценки влияния внешних и внутренних составляющих среды; в) постановку и формулирование общих стратегических намерений; г) разработку состава стратегий, их реализацию во времени, фиксирование изменений, переформулирование стратегий, стратегический контроль и контроллинг; д) управление стратегическими решениями в целом;
‑ текущее управление, состоящее из разработки и реализации тактических мер, связанных с практическим осуществлением мероприятий по внедрению стратегий в действие.
В рамках функционального управления, как полагает автор, должны разрабатываться и реализовываться частные (функциональные) стратегические задачи, связанные с инновациями в отдельных сферах деятельности учреждений социальной сферы (маркетинг, сбыт, производство, кадры, финансы, информационная база).
Сущность управления инновационной деятельностью, в основном, проявляется в его функциях. В образующем управление единстве двух сторон – процессе и структуре ‑ раскрывается его содержание. Отсюда следует то, что каждая функция управления выступает в качестве основного элемента процесса управления, а само управление представляет собой совокупное осуществление функций, включая такие из них, как организацию, планирование, регулирование, контроль и учет.
Однако до настоящего времени не сложилось единого мнения как о перечне стадий управленческого цикла инновационной деятельности, так и о числе выделяемых функций и степени их дифференциации. Автором предлагается один из возможных вариантов классификации функций управления инновационной деятельностью.
С позиций взаимодействия стадий и функций управление необходимо рассматривать как процесс постадийного выполнения в определенной последовательности (очередности) функций.
Процесс управления инновационной деятельностью начинается с планово-расчетных обоснований формирования целей и задач на определенный период времени. При этом под целью управления, на наш взгляд, следует понимать требуемое или желаемое состояние системы в планируемом периоде, выраженное совокупностью экономических, управленческих, научно-инновационных характеристик. Цель управления инновационной деятельностью предприятия должна устанавливать определенные ориентиры развития инновационного объекта на заданные периоды времени.
Таким образом, количественное достижение цели хозяйствующего субъекта, осуществляющего инновационную деятельность, с одной стороны, зависит от результатов прогноза и оценок влияния внешней и внутренней сред, а, с другой стороны, выступает предельно возможным рубежом для результатов осуществления планируемых инновационных мероприятий.
Таким образом, процесс формирования целей составляет одну из важнейших процедур управления, являясь составной частью и исходным пунктом всех плановых расчетов в инновационной сфере.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:57:13