Комплексная модель человека в системе управления персоналом

Родионова Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (51), Март 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Родионова Н.В. Комплексная модель человека в системе управления персоналом // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 3. – С. 48-50.

Аннотация:
Одним из наиболее продуктивных в управлении персоналом считается, так называемый, модельный способ анализа, поскольку он позволяет вскрывать важные закономерности и взаимосвязи явлений и процессов хозяйственной жизни сотрудников предприятия. В настоящее же время он становится все более и более актуальным.

Ключевые слова: управление персоналом, модель человека



Одним из наиболее продуктивных в управлении персоналом считается, так называемый, модельный способ анализа, поскольку он позволяет вскрывать важные закономерности и взаимосвязи явлений и процессов хозяйственной жизни сотрудников предприятия. В настоящее же время он становится все более и более актуальным.

Известные модели человека. Общий методологический подход к исследованию проблем экономики традиционно содержится в модели «экономического человека». Она базируется на идее А. Смита о воздействии «невидимой руки», или сил рынка, на эгоистичного предпринимателя, преследующего личный интерес и осуществляющего хозяйственную деятельность в условиях минимального вмешательства государства в сферу рыночных отношений [11]. Этическим оправданием поведения «экономического человека» служит отождествление его личной выгоды и общественной пользы.

За двухвековой период в экономической теории разработано множество гипотез, уточняющих структуру данной модели. С течением времени ее ориентация на общественную пользу постепенно утратилась, а эгоизм «экономического человека» стал играть всеобъемлющую роль. Верификация модифицированных моделей позволяет судить о таких тенденциях трансформации структуры изначальной модели, как:

- ее упрощение, формализация и депсихологизация [1, с.203];

- вытеснение собственного интереса предпосылкой экономической рациональности и утверждение безличного характера экономических отношений;

- искажение образа реального человека, а именно: отдаление его качеств от этических ценностей и приближение, развитие и адаптация их к однобокой реальности жизни, воплощенной в системе рыночных отношений.

В современных моделях «экономического человека» присутствуют следующие аспекты:

  • преобладает абстрактное восприятие предметов исследования (все явления рассматриваются как чисто экономические, при этом иные их аспекты и влияние неэкономических факторов хозяйственной деятельности не учитываются);
  • цели экономических субъектов воспринимаются как заданные (ракурс исследований ограничивается рассмотрением способов максимизации средств, необходимых для удовлетворения известных потребностей человека, а проблема выбора его предпочтений остается за пределами экономики);
  • определяющим является гедонистический характер, обусловленный ориентацией на максимизацию удовлетворения потребностей индивидов и игнорированием смысла их жизни и индивидуальных ценностей [8];
  • потребности имеют одинаковые ценности для всех индивидов; отсутствует механизм, выявляющий особенности индивидуальных предпочтений [2, с.33];
  • не учитывается зависимость реализации личного интереса человека от поведения других людей [10, с.114-116];
  • не принимается во внимание такой важный регулятор поведения индивида, как его совесть [12].
  • По причине отмеченных недостатков модель «экономического человека» не может успешно применяться в системах управления экономикой инновационного типа, которая представляется как процесс постоянного «подтягивания» хозяйства до уровня опережающих потребностей. Эти потребности не постулируются, а выявляются научными методами в глубинах общественной жизни. Они задают программу развития хозяйственной деятельности, которая обеспечивает возможность их удовлетворения [14, с.51-53]. Процесс формирования потребностей не может быть всецело отдан во власть рыночной стихии. Необходимы регуляторы, образующие этико-правовое русло, в пределах которого экономическая свобода выбора может быть реализована без ущерба для общества. Чтобы воплотить такой подход в жизнь, требуется комплексная модель, учитывающая индивидуальные склонности и предпочтения человека и чувствительная к влиянию неэкономических факторов. При ее построении разумно использовать имеющийся опыт и обратиться к рассмотрению моделей человека, предлагаемых другими отраслями общественной науки.

    Известны модели «психологического», «духовного», «социального», «социологического», «антропологического», «политологического человека». Их многообразие объясняется обособленным развитием отдельных научных направлений, для каждого из которых характерно свое представление о человеке, его первостепенном благе и логике поведения. В каждой общественной дисциплине выстраивается специфичная модель, где акцентируются те свойства личности индивида, которые составляют главный интерес для данной отрасли знания. От модели «экономического человека» их отличает следующее [1, с.167–169, 204]:

    ‑ меньшая абстрактность;

    ‑ неустранимость неопределенности;

    ‑ сосредоточенность внимания не на внешней, а на внутренней мотивации поведения индивида;

    ‑ изучение выбора не в связи с достигнутым результатом, а с точки зрения самого процесса выбора;

    ‑ придание значения привычкам, традициям и правилам в принятии решений;

    ‑ несовпадение рационального решения с оптимальным состоянием.

    Общими недостатками упомянутых моделей являются их узкая специализация, специфичность, противоречивость и описательный характер, что делает невозможным применение каждой из них для системного представления экономических процессов. Это означает, что структуры данных моделей человека не могут быть перенесены в экономическую теорию. Необходимо сформировать новую универсальную теоретическую базу, которая позволит объединить отдельные модели в единый гармоничный ансамбль.


    Источники:

    1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. – СПб.: Экономич. шк., 1998.
    2. Алле М. Условия эффективности в экономике: Пер. с фр. – М.: Наука для общества, 1998.
    3. Генкин Б.М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций. – М.: Норма-ИНФРА-М, 2002.
    4. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма-ИНФРА-М, 2002.
    5. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учеб. – М.: Гардарики, 2000.
    6. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы: Учеб. для вузов. – Ростов н/Д, 2000.
    7. Кант. И. Соч.: В 6 т.: Пер. с нем. – М.: Мысль, 1965.
    8. Козловски П. Принципы этической экономии: Пер. с нем. – СПб.: Экономич. шк., 1999.
    9. Психоанализ и науки о человеке / Сост. Е.В. Филиппова, М. Шуаре. / Под ред. Н.С. Автономовой, В.С. Степина. – М.: Прогресс-Культура, 1995.
    10. Сен А. Об этике и экономике: Пер. с англ. – М.: Наука, 1996.
    11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: Пер. с англ. – М.: Наука, 1993.
    12. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000.
    13. Гусейнов А.А. О совести // Человек, 1995. № 4. – С.108–111.
    14. Лобанов Л., Яровая Е. Механизм общественного саморазвития: цивилизованный подход (на примере США) // Мировая экономика и международные отношения, 1993. № 2. – С. 49-65.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:50:23