Профессиональные траектории развития «информационного человека»

Архипова С.М.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Февраль 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44745965
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья посвящена изучению вопросов, связанных с профессиональной траекторией развития «информационного человека». Изменения, произошедшие за последние 5 лет, выдвигают совершенно новые требования к профессиональному образованию человека и тем навыкам, которыми он должен обладать. 2020 год привнес кардинальные изменения в жизнь отдельного человека, семьи и общества, поменяв обычный уклад бытовой и профессиональной сферы. В связи с этим, разработка профессиональной траектории развития «информационного человека» занимает сегодня важное место в системе профессионального образования. В статье изучены и представлены новые гибкие и профессиональные навыки, которые стали востребованными в условиях технологической революции и динамично меняющейся бизнес-среды начала XXI века. Автором сформулированы основные принципы разработки профессиональной траектории развития информационного человека с учетом трендов современного общества

Ключевые слова: цифровая экономика, трансформация, диджитализация, образование будущего, саморазвитие, гибкие навыки, профессиональные навыки

JEL-классификация: A20, I25, J24



Введение

Построение профессиональной траектории развития информационного человека связано, прежде всего, с трансформацией знаний и навыков, необходимых сегодня человеку, живущему в эпоху цифровых технологий. Чтобы понять, каким образом выстраивать образовательную траекторию, необходимо определить, какого специалиста мы ожидаем «на выходе», какими профессиональными и личностными компетенциями должен обладать современный человек для решения своих профессиональных задач и обеспечения высокого качества жизни своей семьи. В связи с этим возникает необходимость исследования современных трендов информационного общества и разработки с их учетом профессиональной траектории развития информационного человека.

Изучением и выявлением трендов развития современного общества занимались многие ученые и практики [4, c. 60–62, 15] (Belevskaya, 2018, р. 60–62).

Безусловно, ключевым двигателем развития информационного общества стало внедрение цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека, включая профессиональную и бытовую. О том, как влияют инновационные технологии на повышение качества жизни граждан, пишут в своем исследовании авторы Городнова Н.В., Самарская Н.А. [7, c. 721–725] (Gorodnova, Samarskaya, 2019, р. 721–725).

Изменение образа жизни современного человека обуславливает необходимость изменений в системе профессионального образования, которая должна отвечать современным запросам общества, а также инновационным, технологическим и цифровым достижениям. О том, как отреагировала система образования на вызовы современного общества, пишет в своем исследовании «Проблемы воспроизводства человеческого капитала в высшей школе и пути их решения» автор Маличенко И.П. [10, с. 1586–1589] (Malichenko, 2019, р. 1586–1589).

Курбатов А.В. формулирует гипотезу о том, что демократическое, государственно-общественное управление развитием системы непрерывного образования является необходимым условием обеспечения устойчивости развития постиндустриального информационного общества [9, с. 117–120] (Kurbatov, 2019, р. 117–120).

Обзор научной литературы и источников экспертных сообществ показал, что тема является актуальной и вызывает интерес со стороны как ученых, так и практиков. Мир постоянно меняется, тренды информационного сообщества также претерпевают изменения, особенно ярко это проявилось в период пандемии 2020 года, поэтому вопросы изучения трендов информационного общества, определения того, каким должен быть современный специалист, какие навыки и компетенции сегодня являются наиболее востребованными, – остается актуальным.

Гипотеза настоящего исследования строится на положении о том, что качество и стратегия развития профессионального образования в России, построенная с учетом трендов современного общества и влияющих на нее факторов цифровой экономики, определяет уровень развития информационного общества в России.

Целью данного исследования является выявление основных тенденций развития современного информационного общества и определение ключевых принципов построения профессиональной траектории развития информационного человека.

Научная новизна исследования заключается в систематизации современных трендов, формулировании основных элементов, на основе которых строится профессиональная траектория развития информационного человека.

Для проведения исследования использовались такие методы, как анализ научной литературы, опрос, систематизация полученных данных, метод экспертной оценки.

Тренды развития информационного общества

Развитие информационного общества сегодня отождествляется с формированием и развитием цифровой экономики. Эти процессы происходят настолько активно, что потребовалось их закрепление и урегулирование на законодательном уровне. Так, 4 июня 2019 г. была сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», направленная на решение задачи обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику и социальную сферу [1].

К целям национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» относятся:

− обеспечение доступности интернета всем гражданам РФ;

− покрытие крупнейших городов связью 5G;

− информационная безопасность граждан, бизнеса и государства;

− повышение эффективности основных отраслей экономики;

− подготовка кадров для работы в цифровой среде;

− увеличение в 3 раза доли затрат на развитие цифровой экономики в ВВП России [3] (Batova, 2019).

Проводя обзор последних новостей в сфере развития цифровой экономики, нельзя не отметить влияние пандемии на развитие экономики и жизнь общества в целом. Пандемия, начавшаяся с марта 2020 года, вызвала множество проблем для общества, но вместе с тем есть положительные изменения. Любой кризис дает возможность колоссального роста и развития. Карантин, которые был объявлен Правительством РФ, это было не что иное, как возможность личностного роста и саморазвития для многих граждан, а для компаний – проверка на прочность и соревнование в изобретательности и способности к инновационной активности и трансформации.

Как отмечает заместитель руководителя Аналитического центра, руководитель Проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Григорий Харитонов, вынужденная цифровизация стала одним из наиболее ярких последствий пандемии COVID-19. Период пандемии ознаменовался беспрецедентным ростом цифровой трансформации структуры государственного управления в нашей стране [13].

Интересные данные получились в результате опроса, проведенного Google и РАНХиГС, в котором приняли участие более 1000 человек, ответивших на вопросы о влиянии и последствиях пандемии на жизнь человека, экономику и общество в целом [14]. Анализируя данные, полученные в ходе исследования, отметим следующие результаты:

− «диджитал» упрощает анализ эффективности компании и отдельных процессов (51%);

− переход на цифровые технологии, включая дистанционный режим работы, позволяет эффективно контролировать работу сотрудников (44%), повышает скорость принятия решений, открывает новые возможности по контролю за их исполнением (41%).

− за время пандемии 19% опрошенных россиян прошли онлайн-курсы, 10% получили дополнительное образование или освоили новую профессию.

Обрушившийся на мир коронавирус подтвердил предсказания экспертов: в будущем тренд на digital будет только усиливаться [15]. Использование диджитал-технологий делает бизнес по-настоящему удобным, современным и прибыльным.

Многие компании срочно перестроились на онлайн и развивают систему вовлечения пользователей в соцсетях. Но продажи через магазины (офлайн) остаются важной частью коммуникации с покупателями.

Как показывает исследование, 65% россиян не готовы совершить покупку, если нет возможности подержать товар в руках. Поэтому передовые компании, которые сегодня успешно работают в постковидном пространстве, нашли оптимальное решение, объединив онлайн- и офлайн-формат продаж, создав технологию будущего под названием «фиджитал» [14].

Фиджитал от англ. physical и digital – использование цифровых инструментов в магазинах – для лучшего опыта клиентов на стыке цифрового и физического пространства. Это позволяет добавить разнообразия для клиента благодаря таким инструментам, как AR (дополненная реальность), VR (виртуальная реальность), QR-кодам, 3D-технологиям и другим digital-инструментам.

Несмотря на общий технологический оптимизм, многие люди опасаются такой бурной цифровой трансформации. В частности, их опасения связаны со страхом потерять работу, поскольку цифровая трансформация вызвала сокращение рабочих мест. Действительно, многие профессии устаревают, особенно те, где работу могут выполнить техника и роботы. Вместе с тем появляются новые профессии, связанные с использованием и развитием информационных технологий в бизнес-процессы компаний и в бытовую жизнь людей. Научной школой «Сколково» было проведено большое исследование, в результате которого был составлен «Атлас 100 профессий будущего», сформирована база профессий-пенсионеров и новых профессий, который появятся до 2035 года [12].

Многие социологи отвечают, что современный человек, особенно живущий в мегаполисе, сегодня как никогда испытывает потребность в непосредственном эмоциональном общении с людьми, поэтому профессии, связанные с индивидуальным, творческим подходом, где нужно личное общение, будут оставаться актуальными.

Cтрах потерять себя на рынке труда подталкивает граждан России к освоению новых профессий и получению дополнительного образования, навыков и знаний [13]. В связи с этим возникает необходимость трансформации профессиональных компетенций и внесения изменений в образовательный маршрут развития современного человека.

Профессиональные траектории развития «информационного человека»

Профессиональные траектории развития «информационного человека» строятся на 3 элементах:

Первый – универсальные компетенции будущего: трансформация профессиональных и личностных компетенций.

Второй – формирование предпринимательского типа мышления.

Третий – формирование новой образовательной среды.

Универсальные компетенции будущего: кто будет востребован завтра?

Профессиональная траектория развития информационного человека будет заключаться в обучении и развитии человека новым навыкам soft и hard skills. Рассмотрим каждую группу компетенций более подробно.

Hard skills – это профессиональные технические компетенции, к которым относятся:

− умение конструировать новые бизнес-модели в виде информационных платформ, экосистем, сетей;

− умение обеспечивать цифровую безопасность;

− умение осуществлять интеграцию с партнерами через открытый программный интерфейс;

− навыки проведения анализа больших данных (data science);

− навыки использования прорывных технологий, таких как искусственный интеллект, 3Д-видео, «Интернет вещей», робототехника, виртуальная и дополненная реальность, блокчейн;

− навыки e-менеджмента, современного высокоэффективного менеджмента, основанного на информационных технологиях.

Soft skills, или умственные межличностные компетенции. К ним относятся:

− умение решать сложные задачи;

− дизайн-мышление, точкой опоры которого является ориентация на пользователя;

− креативность;

− эмоциональный интеллект;

− нетворкинг и навыки работы в команде;

− управленческие навыки: умение управлять ресурсами и процессами;

− коммуникационные навыки и гибкость мышления.

Существует большое количество исследований, доказывающих, что именно soft skills влияют на то, каким образом будет выстраиваться карьера и личная жизнь человека.

В марте 2018 г. компания Linkedin проводила исследования в области Skill gap (редких навыков) у IT-специалистов, в ходе исследования было выявлено, что soft skills влияют на способность специалиста-новичка влиться в команду опытных специалистов [16]. Что это дает? Новички с развитыми коммуникативными навыками способны легче «влиться» в коллектив. Наладить дружелюбную атмосферу. Такому человеку коллеги готовы помогать, даже если он не обладает необходимыми знаниями для работы, ему помогут и объяснят. Так он будет развиваться гораздо быстрее в профессиональном плане, чем новички с плохо развитыми навыками soft skills.

Можно обратиться к исследованиям, проведенным в нашей стране. В 2016 г. Казанский государственный энергетический университет провел исследование значимости soft skills для эффективной деятельности инженеров энергетических компаний. Результаты исследования показали, что soft skills востребованы на 76%, hard skills – на 24%. Ведущую роль среди soft skills заняли: коммуникативные навыки – 75% и навыки самоуправления – 74%. Затем следуют: умение работать в команде – 73%, креативность – 70%, стремление к достижениям – 68%, лидерство – 67%, высокая мотивация –66% [16]. В соответствии с полученными данными можно сделать вывод о том, что soft skills занимают лидирующую позицию по сравнению в hard skills.

Формирование предпринимательского типа мышления – третий принцип, на основе которого строится профессиональная траектория развития «информационного человека». Предприниматель – это тот человек, который в условиях высокой турбулентности способен организовать свою жизнь и свое взаимодействие с другими людьми так, чтобы получить от этого высокий результат своей деятельности и обеспечить высокий уровень качества жизни. Таким образом, можно сделать вывод, что навыками предпринимательства должен обладать сегодня каждый человек.

Формирование новой образовательной среды

Трансформация бизнеса, изменения в обществе естественным образом влекут за собой изменения в сфере образования и изменения образовательной среды. Сегодня можно выделить следующие типы образовательной среды информационного общества:

− онлайн-образование на глобальных платформах, которые предлагают доступ к лучшим мировым источникам знаний; постоянно обновляющуюся информацию; персонализацию обучения; мобильность, возможность учиться в любое время и в любом месте;

− сообщества-практики (кружки, группы, форумы);

− традиционные образовательные учреждения (вузы, колледжи, институты);

− город как образовательная среда.

Выделим основные закономерности построения профессиональной траектории развития «информационного человека»:

life learning – в течение всей жизни. Ни для кого не секрет, что сегодня недостаточно получить образование один раз и на всю жизнь. С развитием технологий, с появлением новой информации обучаться нужно в течение всей жизни. Главная задача образования – научить учиться и переучиваться. Изменяется образ учащегося: ими становятся люди более зрелого возраста;

гибкость и модульность обучения. Учебные процессы становятся более гибкими и модульными. Сам учащийся ставит себе цели развития. Большую популярность приобретают короткие программы подготовки;

проектная работа и игровой формат обучения. Обучение все больше строится на основе проектной работы и игровых форматов;

смешанный формат обучения: совмещение онлайн- и офлайн-занятий. Лекции и часть семинаров выводятся в онлайн, университет переходит к модели смешанного обучения;

преподаватель-наставник, модератор. Ролью преподавателя все больше становится наставничество, организация групповой творческой работы. Среди преподавателей становится все больше практиков, умеющих работать с реальным сектором экономики, с государством и обществом, а также имеющих опыт предпринимательства. Университет все больше открывается во внешнюю среду, становится центром развития города, региона, отрасли. Поэтому мы с вами говорим еще и об обучении в городской среде.

Заключение

Профессиональная траектория «информационного человека» – это индивидуальная траектория, составленная на заказ. Это ситуация, когда учащийся выбирает свой образовательный маршрут самостоятельно, ориентируясь при этом на следующие принципы:

− собственные интересы;

− примеры успешных людей;

− глобальные тренды современного информационного общества.

Изменения, произошедшие за последние 5 лет в нашем обществе, выдвигают совершенно новые требования к профессиональному образованию человека и тем навыкам, которыми он должен обладать. Один только 2020 год привнес кардинальные изменения в жизнь отдельного человека, семьи и общества, поменяв обычный уклад быта и работы. В связи с этим разработка профессиональной траектории развития «информационного человека» занимает сегодня важное место в системе профессионального образования. В условиях технологической революции и динамично меняющейся бизнес-среды начала XXI века стали востребованными новые гибкие и профессиональные навыки.

В заключение отметим, что важной чертой школ и ответственностью университетов как части системы профессионального образования является сопровождение «информационного человека» по его образовательной траектории с учетом современных трендов общества и предпочтений самого обучающегося, что позволит в конечном итоге реализовать индивидуальный потенциал человека и эффективно использовать его с учетом меняющейся внешней среды.


Источники:

1. Национальная программа «Цифровая экономика 2024». [Электронный ресурс]. URL: https://digital.ac.gov.ru/ (дата обращения: 08.01.2021).
2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства РФ № 1632-р от 28 июля 2017 года. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf https://digital.ac.gov.ru/ (дата обращения: 08.01.2021).
3. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1573-1584. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41467.
4. Белевская Ю.А. Становление и развитие информационного общества правового государства в контексте политологической науки: состояние, тенденции развития // Научный взгляд в будущее. – 2018. – № 10. – c. 59-64.
5. Борщ Л.М., Жарова А.Р. Методология развития человеческого капитала с позиций цифровой экономики // Креативная экономика. – 2019. – № 11. – c. 2141-2158. – doi: 10.18334/ce.13.11.41351.
6. Волочаева О.Ф. Активность акторов политики в информационном обществе: практики и тенденции развития // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 5-11 (74). – c. 54-57.
7. Городнова Н.В., Самарская Н.А. Повышение качества жизни граждан России в процессе реализации инновационных проектов // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 721-734. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40917.
8. Колбачев Е.Б., Пахомова А.А. Стратегия развития цифрового образования в России - основа развития информационного общества России // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: Труды XVIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Под редакцией Н.В. Апатовой. 2019. – c. 41-44.
9. Курбатов А.В. Демократическое, государственно-общественное управление развитием системы непрерывного образования - необходимое условие обеспечения устойчивости развития постиндустриального информационного общества // Становление ценностно-смысловой системы образования: Сборник статей. Москва, 2019. – c. 117-120.
10. Маличенко И.П. Проблемы воспроизводства человеческого капитала в высшей школе и пути их решения // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1585-1600. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41478.
11. Ширинкина Е.В. Человеческий капитал и рынок труда в цифровом развитии российской экономики // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 103-112. – doi: 10.18334/et.6.1.40099.
12. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 30.12.2020).
13. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. «Цифровая экономика РФ». [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/ https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 10.01.2021).
14. Официальный сайт Forbes. Курс на фиджитал: как найти баланс между он-лайн и оф-лайн. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/partnerskie-materialy/417039-kurs-na-fidzhital-kak-nayti-balans-mezhdu-onlayn-i-oflayn (дата обращения: 19.01.2021).
15. 10 ближайших digital-трендов, которые изменят индустрию: прогнозы экспертов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cossa.ru/trends/156545/ (дата обращения: 08.01.2020).
16. Soft skills: что это такое и почему от этого зависит ваш успех в карьере?. [Электронный ресурс]. URL: (https://u-realist.ru/soft-skills-chto-eto-takoe-i-pochemu-ot-etogo-zavisit-vash-uspex-v-karere/ (дата обращения: 19.01.2021).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:53:20