Базовые ценности предпринимательства, или как завоевать поддержку народа

Седунов Б.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (3), Март 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Предпринимательство в России не смогло пока завоевать сочувствие широких масс населения по целому ряду причин, среди которых следует выделить следующие: - слабое развитие предпринимательского движения; - малый вклад отечественных предпринимателей в экономику страны; - неоднозначное представление о ценностях предпринимательства в деловых кругах и среди широких слоёв населения; - невозможность поддержки со стороны народа того, что называется: "Деловой успех - любой ценой".

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, поддержка малого предпринимательства



Предпринимательство в России не смогло пока завоевать сочувствие широких масс населения по целому ряду причин, среди которых следует выделить следующие:

‑ слабое развитие предпринимательского движения;

‑ малый вклад отечественных предпринимателей в экономику страны;

‑ неоднозначное представление о ценностях предпринимательства в деловых кругах и среди широких слоев населения;

‑ невозможность поддержи со стороны народа того, что называется: “Деловой успех – любой ценой”.

С одной стороны, все большее число граждан России понимает, что благосостояние каждого зависит от степени развития предпринимательства и что гражданское общество невозможно без опоры на мощное предпринимательское движение. С другой стороны, вопиющие диспропорции в развитии предпринимательства, выражающиеся в гипертрофированном развитии банковской сферы и торговли импортными товарами народного потребления при зачаточном состоянии собственного производства, никак не могут вызвать симпатий народа.

Причины этого дисбаланса ясны: определяющий вклад в национальный доход поступления валюты имеет экспорт сырья естественными монополиями. На этом потоке валюты и расцвели пышным цветом коммерческие банки и торговля импортными товарами.

Образ “нового русского”, ловко провернувшего внешнеторговую операцию и сорящего полученными долларами, наносит мощный удар по имиджу предпринимателя и лишает нарождающееся предпринимательское движение народной поддержки.

Страна сможет обрести экономическую самостоятельность и безопасность только после того, как экономический вклад производственных предпринимательских структур станет выше вклада от экспорта сырья естественными монополиями. Однако, ростки производственного предпринимательства в России пока столь слабы, что не могут пробиться сквозь частокол лоббистов от естественных монополий. Поэтому сегодня на этапе становления производственного предпринимательства первоочередной задачей государства является:

1. Укрепление государственного контроля над естественными монополиями.2. Эффективное использование получаемых от продаж сырья доходов, направляя их на поддержку отечественных производственных предприятий.

Скрыпником В.И. предложена модель экономического развития страны, названная российской двухполюсной социально-экономической системой целостного и гармоничного развития общества, которая опирается на следующие два полюса:

1. Контролируемый государством блок естественных монополий.

2. Свободно развивающийся рыночный сектор.

Государственный контроль над естественными монополиями вовсе не означает установления тотального контроля над всей экономикой страны, что неизбежно выражается в тотальном дефиците, как это хорошо известно из нашей истории. Гибкое реагирование на быстро меняющиеся потребности населения может обеспечить только предпринимательский сектор экономики. Но спасти будущее страны от разграбления природных ресурсов может только государственный контроль над естественными монополиями.

Разрешение диалектических противоречий между свободой предпринимательства и контролем над естественными монополиями перерастает в основную задачу государства, которое должно научиться технике установления разумного баланса в противоборстве свободы и необходимости.

Однако, для государства, способного эффективно поддерживать предпринимателей, сами предприниматели в первую очередь должны “очистить” свой образ, закрепившийся в народной памяти, от “ярких” выступлений “новых русских” и от запоминающихся подвигов жуликоватых создателей финансовых пирамид. Для этого необходимо выработать в предпринимательской среде новые ценности, кодексы чести, способные найти отклик в народной душе.

Предреволюционная история развития предпринимательства в России имеет примеры отечественных предпринимателей, приверженных высоким ценностям, таких как Савва Морозов, Дягилев, Третьяков, предпринимателей из среды старообрядцев.

О важности приверженности высоким ценностям в деловой среде накануне революции много писал выдающийся философ С.Н. Булгаков: “Социальный прогресс нашего времени неразрывно связан с ростом личности, а, следовательно, повышением личной ответственности и самодисциплины. То, что в политической экономии обозначается как переход от экономии низкой заработной платы к экономии высокой заработной платы, т. е. повышение производительности и интенсивности труда, экономически оправдывающее повышение заработной платы, неразрывно связано с самодисциплиной представителей труда. Но эта самодисциплина неосуществима на почве лишь голых интересов: она предполагает признание высших этических и, в конечном счете, религиозных ценностей, нравственных обязанностей в сфере профессионального труда”. И далее: “ Нужно понять, и хозяйственная деятельность может быть общественным служением и исполнением нравственного долга, и только при таком к ней отношении и при воспитании общества в таком ее понимании создается наиболее благоприятная духовная атмосфера как для развития производства, так и для реформ в области распределения, для прогресса экономического и социального”.

Становление российского предпринимательства требует и сегодня обратиться к высоким ценностям служения возрождению страны. Эти ценности включают высокую личную скромность в расходовании прибылей, инвестирования

Получаемых доходов в развитие производства, ответственного отношения к личному делу, как к части возрождающейся экономики России. Только при таком нравственно-деловом отношении к своей предпринимательской деятельности предприниматели завоюют признание и поддержку народа, а через нее и государства.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:05:48