Технологические инновации как фактор повышения конкурентоспособности фирмы и основа развития современного предпринимательства в России
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 21
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (11), Март 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17712743
Цитирований: 21 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Предпринимательство в современной экономике все чаще характеризуется возможностями ведения инновационной деятельности как наиболее сложной и развитой формы. Для того чтобы завоевать конкурентное преимущество в определенном сегменте рынка, необходимо грамотно реализовать инновационный проект. Современное предпринимательство в рамках национальной экономики выступает основополагающим фактором развития. Для повышения конкурентоспособности российских компаний необходимо наращивание темпов трансфера уникальных и наукоемких технологий, привлечение финансирования для развития своей инновационной деятельности. При этом внедрение инноваций на предприятиях должно стать основой эффективного бизнеса. В статье описаны проблемы современного предпринимательства в России, основные условия повышения конкурентоспособности компаний, к которым, безусловно, относится внедрение высокотехнологичных инноваций.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инвестиции, интеллектуальная собственность, глобализация, технологические инновации, национальная инновационная система, конкурентоспособность компании
Для эффективной реализации своей деятельности в условиях постоянно усиливающейся конкуренции, особенно на внешних рынках, российским компаниям необходимо постоянно создавать и обновлять свои уникальные конкурентные преимущества, которые зачастую реализуются в форме инноваций.
Современное предпринимательство является сегодня инновационным по своей сути. Однако в условиях современной экономики, которая базируется на новых знаниях и передовых технологиях, это качество усиливается, превращаясь в ключевой фактор преобразования и развития.
Во-первых, оно концентрирует интеллектуальный потенциал нации и становится наиболее эффективным субъектом хозяйствования в реализации государственной инновационной политики, которая выступает основой получения страной конкурентных преимуществ на мировом рынке. Во-вторых, оно способствует повышению скорости проведения научных разработок, ускорению коммерциализации результатов исследований, а также адаптации к изменению условий во всех сферах деятельности, что оказывает значительное влияние на темпы инновационного развития страны.
Так, например, стратегия стимулирования инновационной активности в странах Европы основывается на региональной составляющей политики поддержки предпринимательства. В условиях кризиса правительства многих стран приступили к применению федеральных, региональных программ поддержки для экспортеров [1].
Нужно учитывать, что современное предпринимательство в России, а также во всем мире, становится не только фактором, но и основным условием функционирования и развития инновационной экономики. Известно, что формирование национальной экономики и ее интеграция в системе мирохозяйственных связей тесно взаимосвязано с конкуренцией и ее постоянно возникающими новыми формами.
Эволюция конкуренции характеризуется своевременным приспособлением производства к потребителям через непрерывное обновление продукции, которая выпускается в небольших объемах и стимулирует развитие гибкой специализации процесса производства. Именно в таком виде конкуренция может соответствовать реалиям современного предпринимательства как наиболее отвечающая новым системам ведения бизнеса.
Известно, что на данный момент большая часть мировой экономики представлена малым и средним предпринимательством. Во-первых, данные формы предпринимательской активности обеспечивают конкурентоспособность национальной экономики и, следовательно, открытое и свободное взаимодействие с экономиками других стран. Во-вторых, создается проникающий эффект, в частности во внешнеэкономическую среду в силу своей маневренности, готовности своевременно и быстро освоить небольшие ниши и сегменты мирового рынка, возникающие в результате дифференциации спроса, а также первоочередной направленности на эффективную разработку, освоение и реализацию любых технологических инноваций.
Таким образом, современное предпринимательство, благодаря своей роли в мировой экономике и, как следствие, в результате влияния интернационализации бизнеса и развития новых форм конкуренции, а также основываясь на новых знаниях и новейших технологиях, формирует объективные условия для участия в создании открытых инноваций.
Ускорение глобализационных процессов и место государства на мировой арене все чаще определяется его конкурентоспособностью, которая уже полностью зависит от структуры и эффективности инновационных процессов в стране. На данный момент именно инновационная экономика может позволить государству занять необходимую ему нишу в системе международного разделения труда, приобрести новый статус в международном сообществе. Не случайно перспективы развития национальной инновационной системы являются предметом постоянных обсуждений на высших уровнях российской государственной власти.
В настоящее время возникает все больше и больше вопросов вокруг объектов интеллектуальной собственности российского происхождения. Основные из них: коррупция, правовая охрана и правильное определение стоимости объектов интеллектуальной собственности. Все меньшая востребованность мировым рынком российского наукоемкого товара обусловлена также и внутренними проблемами, связанными с доступом к финансированию, налоговым регулированием, государственной политикой в области развития технологических инноваций.
С 2008 г. положение России на международном рынке техноваций с каждым годом только ухудшается. Среди основных показателей: увеличение ограничений на доступ к новым технологиям, уменьшение прямых иностранных инвестиций в научно-исследовательские разработки, также, кроме уменьшения притока иностранных инвестиций, уменьшились затраты и российских компаний на НИОКР, снизилось качество научных исследований и разработок.
По данным статистики за последние годы формат экспорт-импорт в сфере НИОКР представлял собой вывоз новых технологий и ввоз старых (имеющих российские аналоги, но не законченных).
Известно, что на путях международного перемещения технологий, равно как и других факторов производства, существует немало барьеров и ограничений. Рынки технологий отличаются высокой степенью государственного вмешательства. Каждая страна стремится ограничить сферу распространения новейших технологий национальными рамками, осознавая, что монопольное владение такими технологиями создает конкурентные преимущества на мировом рынке.
Сегодняшняя ситуация на мировом рынке трансфера технологий складывается так, что основную роль в общем объеме рынка играют лицензионные соглашения. Доля России на этом рынке сейчас составляет менее 3%, таким образом, Россия находится примерно на одном уровне с Эстонией, Таиландом и Сенегалом, и за последние годы складываются все более пессимистичные прогнозы о снижении данного показателя [2]. Кроме того, сами разработчики технологий в большинстве своем не обладают навыками ведения бизнеса, что необходимо для его создания на базе собственных разработок.
Известно, что современные молодые инновационные компании предпочитают прямое финансирование от венчурного или стратегического инвестора, избегая обременения лицензиями, считая, что это может сказаться отрицательно на привлекательности компании для любого инвестора.
Однако именно наличие лицензионных соглашений отдельно подтверждает коммерческую привлекательность, прибыльность и окупаемость инновационного проекта компании.
Основные проблемы, с которыми сталкивается фирма при трансфере инновационных технологий:
Если основываться на стандартных ставках роялти, то на ранних стадиях развития технологии обычно предполагаются роялти по лицензионным соглашениям на уровне 4‒5%. Технология с законченными НИОКР, подтвержденная патентами, т.е. следующая стадия развития, может претендовать на 8‒10% роялти, в зависимости от отрасли.
Также стоит иметь в виду перечень основных критериев, предъявляемых инвесторами (бизнес-ангелами и венчурными фондами) при приятии решений о финансировании:
Для решения возникающих у инноваторов проблем существует большое количество организаций — посредников рынка инноваций: центров трансфера технологий, управляющих компаний, агентств развития и т.п. Их основная функция заключается в обеспечении участников трансфера технологий всеми необходимыми услугами для реализации их потенциала и развития инновационных возможностей.
Исходя из вышесказанного, современное предпринимательство, благодаря своей роли в мировой экономике и, как следствие, в результате влияния интернационализации бизнеса и развития новых форм конкуренции, получает объективные условия для активного участия в создании открытых инноваций. В связи с этим можно говорить о том, что современное предпринимательство является неотъемлемой частью инновационной системы, а также играет ведущую роль в освоении новых, достаточно рисковых технологий и коммерциализации инновационных товаров.
Таким образом, благодаря большой вовлеченности в инновационные процессы современного предпринимательства, стала возможна реализация основных целей открытых инноваций:
Обеспечение высокой эффективности предпринимательских проектов на современном этапе развития экономики в Российской Федерации невозможно без финансовой, организационной и информационной синергии государства и бизнеса.
Участие государства в инновационных процессах позволяет создать в частном секторе необходимые стимулы к инновациям (в том числе для создания и внедрения новых технологий, выхода на новые рынки, создания новых форм организации бизнеса). Участие государства в финансировании проектов повышает их инвестиционную привлекательность, а также формирует необходимые репутационные стимулы для вовлечения бизнеса в инвестиционный процесс [3].
Выводы
Достаточно четко можно сформулировать основные приоритеты в развитии современного предпринимательства в России и повышения его конкурентоспособности как на национальном уровне, так и на внешнеэкономическом:
Источники:
2. Отчет World Economic Forum за 2010-2011 гг. С. 286-287.
3. Материалы к заседанию Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации 08.09.2008 - www.rttn.ru/_files/fileslibrary/97.doc (Дата обращения 24.10.2011).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:49:33