Пандемия как шанс для становления организаций

Шкляр Т.Л.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент
Том 8, Номер 1 (Январь-март 2021)

Цитировать:
Шкляр Т.Л. Пандемия как шанс для становления организаций // Лидерство и менеджмент. – 2021. – Том 8. – № 1. – С. 175-184. – doi: 10.18334/lim.8.1.111615.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44945952

Аннотация:
Пандемия, с которой мы столкнулись в 2020 году, нанесла невероятный ущерб мировой экономике, предоставив небольшому количеству организаций, которые смогли воспользоваться ситуацией, редкий шанс – завоевать рынок и стать лидерами в своей отрасли. Именно кризисы позволили многим мировым компаниям, таким как: Lego, Burger King, Starbucks и т.д., стать известными и успешными. В данной статье автор предлагает рассмотреть плюсы для бизнеса, появившиеся в результате пандемии.

Ключевые слова: пандемия, менеджмент, экономика, финансы, карантин

JEL-классификация: M21, G01, H12, G41, E71



Введение

Любой кризис – это новые возможности.

Уинстон Черчилль

Любое событие само по себе нейтрально [1], людям свойственно окрашивать их в тот или иной «цвет» (рис. 1). Пандемия, которая на данный момент охватила весь мир, повлияла на все аспекты жизнедеятельности, трансформировав знакомый уклад жизни обывателя, тем самым предоставив возможность для развития и становления определенных отраслей бизнеса, таких как онлайн-доставка продуктов; продажа чистящих средств; онлайн-игры; приложения для видеоконференций; видеосервисы и т.д. Также возрос спрос на такие товары, как аксессуары для волос (+617%); настольный теннис (+254%); тренажеры (+173%) и многие другие [2]. Это невероятный шанс для тех, кто сможет им воспользоваться.

Подпись: событие

Рисунок 1. Видение события с точки зрения психологии

Источник: авторская трактовка.

Безусловно, изменилось поведение потребителей, которое стало более иррациональным и непредсказуемым. Начиная с невероятного ажиотажа на туалетную бумагу и новостройки [3] до рекордного снижения покупательского интереса на хлеб, яблоки, черный чай, рис и т.д. [4]. В России в 2020 году отмечался рост продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей на 5,9%. По итогам с начала года продажи достигли 1 346 351 автомобилей – это на 10,3% выше, чем в январе-ноябре 2019 года [5]. При этом в 4 раза уменьшилось приобретение ювелирных изделий.

Увеличилось число тех, кто преодолел черту бедности (в России эта цифра колеблется в пределах 14%). Более 60% семей живут от зарплаты до зарплаты, не имея никаких сбережений.

Однако расходы на приобретение дорогих телефонов возросли на 45%.

Потребителя бросает из стороны в сторону, меняются сформированные годами паттерны. Основная часть населения переосмысливает случившееся и ищет новые варианты реагирования. У компаний появилась новая возможность влиять на покупателей как никогда.

Эти факторы могут стать невероятной возможностью для бизнеса.

Обратившись к истории, можно увидеть, как организации, известные сегодня, вырвались на рынок именно в кризисный период.

Например, компания Pepsi. В 1928 году, накануне Великой депрессии (1929–1933), обанкротившуюся компанию возглавил Чарли Гут, который предложил использовать бутылки 12 унций и продавать их по 5 центов, что и бутылки Coca-Cola в 6,5 унции. Рекламный слоган гласил: «Платишь, как и прежде, получаешь вдвое больше». Это была идеальная стратегия в период, когда все стремились экономить. Coca-Cola не могла изменить объем бутылок, так как для этого нужно было не только менять все производство, но и ударить по самому главному козырю – узнаваемой классической форме бутылки [6]. Тем самым предоставив возможность конкуренту вырваться вперед.

Так и сегодня, кто сможет быстро отреагировать на изменяющуюся ситуацию, тот и окажется на гребне успеха завтра. К примеру, компании: Signature Brew, Encore, MyoMaster и др. [7].

Для создания устойчивого предприятия необходимо несколько основных элементов (рис. 2).

http://www.m-economy.ru/ftp_images/arts/40/40_05_08_01.png

Рисунок 2. Дерево целей обеспечения устойчивого развития компании

Источник: [8] (Korchagina, 2011).

Рассмотрим их с позиции сегодняшнего дня.

Коммерческая устойчивость

Именно сейчас возможно расширение деятельности.

За последние месяцы, по данным аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, количество малых и средних предприятий по России уменьшилось более чем на 1 000 000, что значительно превысило показатели за прошлые периоды [9].

Можно говорить об уменьшении конкуренции как внутри страны, так и за ее пределами. Следовательно, появилась возможность завоевать большую часть рынка.

Похожей возможностью воспользовалась компания «Уютерра» в 2008 году [10], которая приобрела новосибирскую сеть «ЧудоДом» и открыла доступ к новым рынкам. Неудачный период для «Санта Хауса» и «Старика Хоттабыча» также оказался им на руку, позволив открыть свои магазины в уже известных покупателям местах.

Производственно-техническая устойчивость

При уменьшении количества конкурентов высвобождаются ресурсы, как трудовые, так и производственные.

По оценкам Росстата, Россия в 2020 году достигла максимума с 2012 года по уровню безработицы [11]. Соответственно, именно сейчас можно привлечь к работе высокопрофессионального специалиста за меньшее вознаграждение. Однако значительного снижения зарплат не наблюдается [12]. Был зафиксирован даже незначительный рост заработной платы у низшего звена на 3%.

Именно в данный период можно обновить оборудование по сравнительно низкой стоимости. Рынок бывшего в употреблении оборудования стремительно растет, позволяя совершить взаимовыгодные сделки [13].

Рассматриваются новые варианты сбыта. Приветствуются дистанционные коммуникации и различные бесконтактные способы доставки.

Отдельный вопрос остается с арендой нежилых помещений. Очень многие компании отказались от съема дорогостоящих офисов и перешли на удаленный вариант работы, что в данный период считается нормой.

Высвобожденные помещения можно арендовать по сниженной стоимости, так как количество желающих заметно снизилось. Следовательно, у организаций появилась возможность увеличить количество своих филиалов и фронт-офисов.

Финансовая устойчивость

Этот аспект – один из самых непростых в период кризиса. Но если менеджеры организации сумеют грамотно перестроиться, то финансовое положение фирмы значительно улучшится.

Очень многие руководители различных предприятий отказались от бонусов, вложив их в бизнес [14].

Сейчас каждый вложенный рубль имеет колоссальное значение для организаций. Многие сокращают бюджеты по различным направлениям, вкладывая все в развитие, в маркетинг.

Организационная устойчивость

На данный момент многое зависит от повышения эффективности управления. От гибкости руководителей, от их дальновидности.

В редких случаях стоит поменять стиль руководства за счет смены топ-менеджеров. Все должно быть нацелено на выживание и рост.

Безусловно, необходимо обратить внимание на систему мотивации и контроля, так как большая часть коллектива работает удаленно.

Для примера, компания «Глория Джинс» смогла вырваться в лидеры в 2009 году за счет грамотной политики управления. Было закрыто 21 региональное представительство, при этом увеличено число торговых представителей с 120 до 250. Большее количество высвободившихся сотрудников перевели на производство. Также была внедрена система индивидуальной мотивации [10]. Компания изменила систему управления персоналом в магазинах, в результате экономия на зарплате достигла 40%. «Глория Джинс» в период кризиса в 2 раза увеличила долю рынка и продемонстрировала рост прибыли на 21%.

Инновационная устойчивость

2020 год показал, что инновации и пересмотр выпускаемой продукции могут принести большую пользу для компании. Быстрое реагирование на потребности изменяющегося рынка было всегда актуально, но сейчас это поможет не только заработать, но и завоевать большую долю рынка.

Страх за жизнь и здоровье заставляет покупать средства для дезинфекции и стерилизации, рост продаж данных товаров составил +21000%.

Продукция индивидуальной защиты сейчас популярна как никогда и приобретает различные вариации в зависимости от сегмента (+670%).

Возрос интерес к спортивным товарам. В этому году необыкновенный спрос был на степперы (+503%), гребные тренажеры (434%), эллиптические тренажеры (+346%), велотренажеры (+153%) и т.д. [14]. Также вырос спрос на хлебопечи (+652%), туалетную бумагу (+190%) и бумажные полотенца (+260%).

Рынок открыт для новых идей. В США в период коронавируса процветает бизнес по производству бункеров [16]. Карантин подстегнул использование роботов (искусственного интеллекта) для измерения температуры, распознавания лиц, доставки лекарств, так, компания Terra Drone использует летательные аппараты собственной разработки, чтобы перевозить медицинские образцы между центром контроля заболеваний округа Синьчан и Народной больницей [17] и т.д. Минздрав запустил «инновационный хаб в области здоровья», позволяющий проконсультироваться с врачом удаленно.

В кризисный период востребованы курсы по поиску работы.

Одним из новых способов заработка может стать проведение психологических игр онлайн.

Социальная и экологическая устойчивость

Сейчас государство старается содействовать бизнесу различными законопроектами, льготами и дотациями [18]. Приостановлены проверки малого и среднего бизнеса.

Если компания предоставляет рабочие места и может оплачивать труд сотрудников, то можно говорить о социальной устойчивости.

Государство, в свою очередь, предлагает взять льготные кредиты для выплаты зарплат работникам с государственным обеспечением [19].

Любые мотивационные элементы будут поддерживаться и положительно оцениваться как внутри фирмы, так и во внешней среде.

Отдельно стоит отметить экологическую устойчивость, которая подразумевает такое состояние природной системы, при котором обеспечивается ее сбалансированное развитие, сохраняется целостность системы в течение продолжительного периода времени за счет амортизации возмущающих воздействий, реализации механизма адаптации и возращения системы в исходное или близкое к исходному состоянию после выхода из него под влиянием внешних и внутренних факторов [20] (Kosolapov, Ignateva, 2014).

На данный момент, когда большинство организаций перенесли свой бизнес в виртуальное пространство, можно наблюдать тенденцию стабилизации экологического состояния [21–29] (Voloshin, 2020; Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020; Drobot, Makarov, Manasyan, Nazarenko et al., 2020; Zimovets, Sorokina, Khanina, 2020; Kulkova, 2020; Osama, Mun, Fatma, 2020; Pechatkin, 2020; Stolyarov, 2020; Torkanovskiy, 2020). Тем самым поддерживаются, в большинстве случаев восстанавливаются природные ресурсы. Видимо, данный вынужденный путь принесет немало пользы окружающей среде.

Заключение

В данной статье автор рассмотрел благоприятные факторы для становления бизнеса: уменьшение количества конкурентов, снижение стоимости аренды нежилых помещений, большой выбор недорогих высокопрофессиональных сотрудников, благоприятные возможности использовать новые инновационные направления, возможность трансформировать привычки потребителя и создавать новые, так как последние столкнулись с невероятными жизненными изменениями.

Безусловно, целесообразно незначительно снизить стоимость для сохранения и увеличения лояльности потребителей, перевести производство в Россию для уменьшения логистических и временных затрат, увеличить рекламную активность.

Главное, не бояться и действовать. Как показывает история, на этом можно неплохо заработать.


Источники:

1. Откуда берутся проблемы в жизни человека?. Stimulas.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stimulas.ru/personal_development/otkuda-berutsya-problemyi-v-zhizni-chelov.html (дата обращения: 02.12.2020).
2. Монетизация CoViD-19. На чём нажились бизнесмены во время пандемии. Life.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://life.ru/p/1333439 (дата обращения: 07.12.2020).
3. Рынок жилья в России за 6 месяцев 2020 и прогноз. Oknamedia.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oknamedia.ru/novosti/rynok-zhilya-v-rossii-za-6-mesyatsev-2020-i-prognoz-51120 (дата обращения: 16.12.2020).
4. Эксперты указали на рекордный спад покупательной способности россиян. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/04/09/2020/5f52021c9a79476d62dc144f (дата обращения: 16.12.2020).
5. Самые продаваемые автомобили 2020 года в России. Mag.auto.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mag.auto.ru/article/rating-aeb-test (дата обращения: 16.12.2020).
6. Великие компании, которые появились на свет в кризис. The-village.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.the-village.ru/business/story/169633-kto-podnyalsya-v-krizis-nedelya-predprinimatelstva (дата обращения: 03.01.2021).
7. 5 кейсов компаний, которые за время пандемии быстро перестроились и заработали больше. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/u/186748-mihail-prihodko/146269-5-keysov-kompaniy-kotorye-za-vremya-pandemii-bystro-perestroilis-i-zarabotali-bolshe (дата обращения: 26.01.2021).
8. Корчагина Е.В. Разработка модели анализа устойчивого развития компании // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 4(40). – c. 133-136.
9. В России за год закрылись более миллиона предприятий МСП. Росбалт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosbalt.ru/business/2020/08/14/1858568.html (дата обращения: 02.12.2020).
10. Кризис – время возможностей: конкретные истории. Cfin.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/anticrisis/companies/cases/ru_cases.shtml (дата обращения: 04.01.2021).
11. Занятость и безработица в Российской Федерации в октябре 2020 года. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/220.htm (дата обращения: 02.12.2020).
12. Зарплатные тренды первого полугодия 2020 года: худшие прогнозы не сбылись. Hh.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hh.ru/article/27159 (дата обращения: 02.12.2020).
13. Рынок бу серверов и оборудования. Westcomp.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.westcomp.ru/articles/13189 (дата обращения: 07.12.2020).
14. Бизнес озадачился премиями сотрудникам. Кому ни ждать ни бонусов, ни 13-ой зарплаты. Life.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://life.ru/p/1355031 (дата обращения: 08.12.2020).
15. Рост на 21 000%: какие товары стали покупать россияне во время пандемии. Forbes.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/398955-rost-na-21000-kakie-tovary-stali-pokupat-rossiyane-vo-vremya-pandemii (дата обращения: 08.12.2020).
16. Идеи бизнеса в кризис 2020. 14 способов заработать в условиях карантина. Zen.yandex.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/openbusiness/idei-biznesa-v-krizis-2020-14-sposobov-zarabotat-v-usloviiah-karantina-5ef077f1b1f82762d5237991 (дата обращения: 08.12.2020).
17. Медицинские дроны: как использовались беспилотники в борьбе с COVID-19. Trends.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/5f0f36809a794761ccf8a89e (дата обращения: 04.01.2021).
18. Налоговые послабления в связи с распространением короновируса: кому они помогут?. Duma.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/48341 (дата обращения: 04.01.2021).
19. Кредиты предприятий для выплаты зарплаты сотрудникам обеспечит государство. Duma.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/48380 (дата обращения: 04.01.2020).
20. Косолапов О.В., Игнатьева М.Н. Концептуальные положения обеспечения экологической устойчивости на этапах жизненного цикла горного предприятия // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2014. – № 4. – c. 108-118.
21. Волошин А.А. Мировая экономика в условиях пандемии коронавируса // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2205-2222. – doi: 10.18334/ce.14.10.111042.
22. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 8. – c. 2135-2150. – doi: 10.18334/epp.10.8.110790.
23. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Назаренко В.С. и др. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2413-2430. – doi: 10.18334/ce.14.10.110897.
24. Зимовец А.В., Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1337-1350. – doi: 10.18334/epp.10.5.110126.
25. Кулькова И.А. Адаптация поведения предпринимателей к вызванным пандемией коронавируса изменениям // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 10. – c. 2529-2540. – doi: 10.18334/epp.10.10.111051.
26. Осама А.М., Мун Д.В., Фатма Д. Ответные меры на пандемию COVID-19: экономика и здравоохранение экономически развитых и развивающихся стран // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 981-998. – doi: 10.18334/eo.10.4.111083.
27. Печаткин В.В. Формирование и развитие цифровой экономики в России как стратегический приоритет развития территорий в условиях пандемий // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 837-848. – doi: 10.18334/vinec.10.2.110187.
28. Столяров Н.О. Развитие механизмов управления организационной культурой в условиях преодоления последствий глобального кризиса, вызванного пандемией COVID-19 // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 3. – c. 393-404. – doi: 10.18334/lim.7.3.110861.
29. Торкановский Е.П. Автаркия 2.0: глобальная экологическая повестка, пандемия COVID-19 и новая нормальность // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 663-682. – doi: 10.18334/eo.10.3.110600.

Страница обновлена: 11.05.2021 в 22:25:52